Богородский район начинался с села Ошлань
Краткая летопись сёл Богородского района (Статья Н. Шулепова)
Одно время считалось, что Ошланская волость, состоявшая из 18 деревень с 99 дворами, возникла в 1678 году. Настоящая статья несколько расширит летопись, сел Богородского района. Думаю, что каждому, кто любит родной край, интересно знать время рождения своего села. Возникло же каждое из них с официального разрешения церковных властей - епархий, на что выдавались храмозданные грамоты, копии которых оставались в Вятской или Казанской епархиях.
Читатель пусть не заподозрит меня в уважении к церквям. Упоминаются они в связи с историческими датами. Итак, о летописи сел Богородского района. Первым - в 1664 году - возникло село Ошлань. Эта дата ориентирует на то, что заселение района началось в середине XVIII века. Тогда с разрешения царя Михейко Обухов с компанией крестьян положил начало возникновения по реке Ошланке первых деревень в Чепецком стану Хлыновского уезда (каменная церковь построена в 1778 году.
Близко к этому времени относится основание второго села - Рождественского, имевшего и другое название - Лапугино. Впервые село упоминается в писцовой книге за 1678 год. Третьим по времени возникновения является село Богородское, оно же упоминалось и под названием - Талый Ключ. В записях церковного архивариуса В. Шабалина, «Настольная книга сел Вятской епархии», хранящейся в Кировском государственном архиве, о возникновении села Богородское сказано: «Первая теплая деревянная церковь освещена 18 января 1701 года, а вторая - построена в 1736 году» Первая церковь через 70 лет пришла в крайнюю ветхость в 1771 году архиепископ дает разрешение построить каменную церковь.
Село Богородское, как и сёла Уни, Лобань были расположены в пределах Казанского уезда и входили до 1791 года в управление Казанской епархии. Сведения о возникновении села Ухтым остаются прежними, оно - ровесник Ленинграду - основано в 1703 году Каменная церковь построена в 1849 году. О селе Лобань не указано точной даты, а сказано, что оно возникло в первой половине XVIII века. Вот что записано о нем в «Настольной книге»: «Метрические книги в селе начались с 1724 года». Учитывая, что метрические записи велись не с первого года открытия церкви, а позже, можно предположить, что возникло оно между 1715-1720 годами. По названию церкви «Николаевская» Лобань упоминалась селом Никольское (каменная церковь построена в 1800 году). По мере роста населения в XVIII веке первоначальные четырецерковных прихода начали делиться и это послужило возникновению новых сел.
В 1746 году для новокрещенных удмуртов было дано разрешение построить в д Ухтымской (ныне д. Караул) деревянную церковь с названием Ухтымская. Но строительство по каким-то причинам было отложено. В 1748 году последовало новое распоряжение о строительстве церкви, но уже не в д. Ухтымской, а в устье речки Куземки с рекой Косой и название села было переименовано в Верхнекосинское. Первая деревянная церковь построена в 1750 году, вторая - в 1790, а каменная - в 1808 году. Метрические записи начались с 1766 года. В 1766 году из Ошланского прихода выделился Верховойский (каменная церковь построена в 1809 году). Разрешение на строительство села Бутырки было дано в 1809 году. Церковный приход был выделен из деревень Лобанского прихода.
Село Хороши и Хорошевский приход образовался из деревень Богородского, Рождественского и Нижеильинского прихода. Церковь открыта в 1872 году. Строительство каменной церкви началось в 1887 году. Село Спасское (по первоначальному названию Ложкинское) возникло в 1892 году из деревень Ухтымского прихода По переписи 1785 года упоминаются многие деревни. Самая большая из них была Ухтымская (деревня Караул) О ней сказано, что она относится к первой карийской доле Косинской волости и в ней проживает 240 человек. Второй, более крупной, названа деревня Ходыревская, в ней жило 119 человек. В селе Николькое (Лобань) жило 39 человек ясашных крестьян, а в деревне Туманы тоже таких же 9 крестьян.
О селе Ошлань записано, что в нем жил 21 человек, в Починке Михея Обухова - 47, Деревни Дымово, Борзово относились к Филипповской слободе Лемского десятка. В Дымове жило 35 черносотенных крестьян и 4 человека ландмилиции, в деревне Борзово 15 черносотенных и 16 человек ландмилиции. Нахождение в деревне Дымово и Борзово ландмилции объясняется их пограничным положением между Хлыновским (Вятским) и Казанским уездами. Ландмилиция исполняла функции пограничной стражи. Из других наиболее крупных деревень упоминаются: Дворища - 61 человек, Тишино - 47, Бали - 35, Бородинцы - 30, Таранки - 53, Охорзино (Телянды) - 66, Плоское - 64 человека
Близко к этому времени относится основание второго села - Рождественского, имевшего и другое название - Лапугино. Впервые село упоминается в писцовой книге за 1678 год. Третьим по времени возникновения является село Богородское, оно же упоминалось и под названием - Талый Ключ. В записях церковного архивариуса В. Шабалина, «Настольная книга сел Вятской епархии», хранящейся в Кировском государственном архиве, о возникновении села Богородское сказано: «Первая теплая деревянная церковь освещена 18 января 1701 года, а вторая - построена в 1736 году» Первая церковь через 70 лет пришла в крайнюю ветхость в 1771 году архиепископ дает разрешение построить каменную церковь.
Село Богородское, как и сёла Уни, Лобань были расположены в пределах Казанского уезда и входили до 1791 года в управление Казанской епархии. Сведения о возникновении села Ухтым остаются прежними, оно - ровесник Ленинграду - основано в 1703 году Каменная церковь построена в 1849 году. О селе Лобань не указано точной даты, а сказано, что оно возникло в первой половине XVIII века. Вот что записано о нем в «Настольной книге»: «Метрические книги в селе начались с 1724 года». Учитывая, что метрические записи велись не с первого года открытия церкви, а позже, можно предположить, что возникло оно между 1715-1720 годами. По названию церкви «Николаевская» Лобань упоминалась селом Никольское (каменная церковь построена в 1800 году). По мере роста населения в XVIII веке первоначальные четырецерковных прихода начали делиться и это послужило возникновению новых сел.
В 1746 году для новокрещенных удмуртов было дано разрешение построить в д Ухтымской (ныне д. Караул) деревянную церковь с названием Ухтымская. Но строительство по каким-то причинам было отложено. В 1748 году последовало новое распоряжение о строительстве церкви, но уже не в д. Ухтымской, а в устье речки Куземки с рекой Косой и название села было переименовано в Верхнекосинское. Первая деревянная церковь построена в 1750 году, вторая - в 1790, а каменная - в 1808 году. Метрические записи начались с 1766 года. В 1766 году из Ошланского прихода выделился Верховойский (каменная церковь построена в 1809 году). Разрешение на строительство села Бутырки было дано в 1809 году. Церковный приход был выделен из деревень Лобанского прихода.
Село Хороши и Хорошевский приход образовался из деревень Богородского, Рождественского и Нижеильинского прихода. Церковь открыта в 1872 году. Строительство каменной церкви началось в 1887 году. Село Спасское (по первоначальному названию Ложкинское) возникло в 1892 году из деревень Ухтымского прихода По переписи 1785 года упоминаются многие деревни. Самая большая из них была Ухтымская (деревня Караул) О ней сказано, что она относится к первой карийской доле Косинской волости и в ней проживает 240 человек. Второй, более крупной, названа деревня Ходыревская, в ней жило 119 человек. В селе Николькое (Лобань) жило 39 человек ясашных крестьян, а в деревне Туманы тоже таких же 9 крестьян.
О селе Ошлань записано, что в нем жил 21 человек, в Починке Михея Обухова - 47, Деревни Дымово, Борзово относились к Филипповской слободе Лемского десятка. В Дымове жило 35 черносотенных крестьян и 4 человека ландмилиции, в деревне Борзово 15 черносотенных и 16 человек ландмилиции. Нахождение в деревне Дымово и Борзово ландмилции объясняется их пограничным положением между Хлыновским (Вятским) и Казанским уездами. Ландмилиция исполняла функции пограничной стражи. Из других наиболее крупных деревень упоминаются: Дворища - 61 человек, Тишино - 47, Бали - 35, Бородинцы - 30, Таранки - 53, Охорзино (Телянды) - 66, Плоское - 64 человека
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)