Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » Богородский район начинался с села Ошлань

Богородский район начинался с села Ошлань

09 март 2014, Воскресенье
7 124
0
Краткая летопись сёл Богородского района (Статья Н. Шулепова)
 
Одно время считалось, что Ошланская волость, состоявшая из 18 деревень с 99 дворами, возникла в 1678 году. Настоящая статья несколько расширит летопись, сел Богородского района. Думаю, что каждому, кто любит родной край, интересно знать время рождения своего села. Возникло же каждое из них с официального разрешения цер­ковных властей - епархий, на что выдавались храмозданные грамоты, копии которых оставались в Вятской или Казанской епархи­ях.
 
Читатель пусть не заподозрит меня в уважении к церквям. Упоминаются они в связи с историческими датами. Итак, о летописи сел Богородского района. Первым - в 1664 го­ду - возникло село Ошлань. Эта дата ориентирует на то, что заселение района началось в середине XVIII века. Тогда с разреше­ния царя Михейко Обухов с компанией крестьян положил начало возникновения по реке Ошланке первых деревень в Чепецком стану Хлыновского уезда (каменная церковь построена в 1778 году.

Близко к этому времени относится основание второго села - Рождественского, имевшего и другое название - Лапугино. Впер­вые село упоминается в писцовой книге за 1678 год. Третьим по времени возникновения является село Богородское, оно же упоминалось и под названием - Талый Ключ. В записях церковного архивариуса В. Шабалина, «Настольная книга сел Вятской епархии», хранящейся в Кировском государст­венном архиве, о возникновении села Богородское сказано: «Пер­вая теплая деревянная церковь освещена 18 января 1701 года, а вторая - построена в 1736 году» Первая церковь через 70 лет пришла в крайнюю ветхость в 1771 году архиепископ дает разре­шение построить каменную церковь.

Село Богородское, как и сёла Уни, Лобань были расположены в пределах Казанского уезда и входили до 1791 года в управле­ние Казанской епархии. Сведения о возникновении села Ухтым ос­таются прежними, оно - ровесник Ленинграду - основано в 1703 году Каменная церковь построена в 1849 году. О селе Лобань не указано точной даты, а сказано, что оно возникло в первой половине XVIII века. Вот что записано о нем в «Настольной книге»: «Метрические книги в селе начались с 1724 года». Учитывая, что метрические записи велись не с первого го­да открытия церкви, а позже, можно предположить, что возник­ло оно между 1715-1720 годами. По названию церкви «Николаев­ская» Лобань упоминалась селом Никольское (каменная церковь построена в 1800 году). По мере роста населения в XVIII веке первоначальные четырецерковных прихода начали делиться и это послужило возникнове­нию новых сел.

В 1746 году для новокрещенных удмуртов было дано разрешение построить в д Ухтымской (ныне д. Караул) деревянную цер­ковь с названием Ухтымская. Но строительство по каким-то причинам было отложено. В 1748 году последовало новое распоряжение о строительстве церкви, но уже не в д. Ухтымской, а в устье речки Куземки с рекой Косой и название села было переимено­вано в Верхнекосинское. Первая деревянная церковь построена в 1750 году, вторая - в 1790, а каменная - в 1808 году. Метрические записи начались с 1766 года. В 1766 году из Ошланского прихода выделился Верховойский (каменная церковь построена в 1809 году). Разрешение на строи­тельство села Бутырки было дано в 1809 году. Церковный приход был выделен из деревень Лобанского прихода.

Село Хороши и Хорошевский приход образовался из деревень Богородского, Рождественского и Нижеильинского прихода. Цер­ковь открыта в 1872 году. Строительство каменной церкви нача­лось в 1887 году. Село Спасское (по первоначальному названию Ложкинское) возникло в 1892 году из деревень Ухтымского прихода По переписи 1785 года упоминаются многие деревни. Самая большая из них была Ухтымская (деревня Караул) О ней сказа­но, что она относится к первой карийской доле Косинской во­лости и в ней проживает 240 человек. Второй, более крупной, на­звана деревня Ходыревская, в ней жило 119 человек. В селе Николькое (Лобань) жило 39 человек ясашных крестьян, а в дерев­не Туманы тоже таких же 9 крестьян.

О селе Ошлань записано, что в нем жил 21 человек, в Почин­ке Михея Обухова - 47, Деревни Дымово, Борзово относились к Филипповской слободе Лемского десятка. В Дымове жило 35 черносотенных крестьян и 4 человека ландмилиции, в деревне Борзово 15 черносотенных и 16 человек ландмилиции. Нахождение в деревне Дымово и Бор­зово ландмилции объясняется их пограничным положением между Хлыновским (Вятским) и Казанским уездами. Ландмилиция исполняла функции пограничной стражи. Из других наиболее крупных деревень упоминаются: Дворища - 61 человек, Тишино - 47, Бали - 35, Бородинцы - 30, Таранки - 53, Охорзино (Телянды) - 66, Плоское - 64 человека
Обсудить

Читайте также:

Зимняя Ошлань
10 январь 2018, Среда
Зимняя Ошлань
Исторические статьи
26 октябрь 2009, Понедельник
Исторические статьи
Село Ошлань
14 октябрь 2009, Среда
Село Ошлань
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: