Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » Трехсвятительская церковь 1872-1876 гг. д. Бутырки (Шмаги), 1859 г. Тумановского с/п

Трехсвятительская церковь 1872-1876 гг. д. Бутырки (Шмаги), 1859 г. Тумановского с/п

13 декабрь 2014, Суббота
11 312
0
Один из самых идилличных храмов в районе. Расположен в 7 км. от д. Туманы в покинутой жителями деревне (Через 80 лет стены храма вновь услышали молитву и ощутили запах свечей!).
 
Сложный ландшафт, изобилующий оврагами и складками рельефа, лес, вторгающийся в застройку деревни и вплотную подступающий к храму, создают поэтическую ауру запущенности места.
 
 
 

Небольшая однопрестольная церковь в русско-византийском стиле со свойственными подобным храмам несколько тяжеловесными формами и характерным декором. Построена по образцовому «Проэкту каменной церкви на 550 человъкъ» №15 из альбома К. А. Тона. Приход, образованный из деревень, относившихся к Николаевской церкви села Лобань, открыт по постановлению Вятской духовной консистории от 23 декабря 1859 года, благословленному епископом Агафангелом 8 апреля 1860 года.
 
Первая деревянная церковь с одним престолом в честь Московских Чудотворцев Петра, Алексия и Ионы построена на средства прихожан в 1861 году и в том же году освящена. В 1872 году вместо деревянной церкви заложили одноименную каменную, которая была окончена строительством в 1876 году и освящена 21 февраля 1880 года.
 
В основе объемно-пространственной композиции памятника лежит двусветный «восьмерик от земли» со слегка укороченными диагональными сторонами. К его восточной грани примыкает крупная полукруглая апсида, карниз которой доходит до отметки основания килевидных закомар в завершении стен восьмерика. Покрыта апсида гуськовой кровлей.
 
Над позакомарным покрытием возвышается увесистая глава на цилиндрическом барабане, облегченном двенадцатью проемами. Трёхъярусную колокольню объединяет с церковью переход-трапезная в две оси проемов. Массивный, прямоугольный в плане ярус-пьедестал колокольни повторяет декоративные формы восьмерика. Его покрытие в виде двух перекрещивающихся полуцилиндров прорезает легкий неравносторонний восьмигранный столп звонницы, увенчанный приплюснутой граненой главой.

Фасадное убранство памятника типично для храмов этого стиля. В разном масштабе на всех уровнях многократно обыгрывается мотив арки с килевидным заострением.
 
В завершениях восьмерика и основания колокольни арки имеют многорядный полуциркульный архивольт ступенчатого профиля. Суховатые по очертанию, завершения рамочных наличников окон апсиды, трапезной и яруса звона колокольни – вытянутые.
 
Их осевую композицию поддерживают филенки с остроконечной по четырем сторонам круглой рамкой. Когда-то в них помещалась фасадная живопись, от которой к настоящему времени сохранились только очертания.
 
Внешняя настенная роспись находится и в плоскости ложного окна алтарной апсиды (см. Приложение №3). Декоративные филенки-тондо сочетаются с круглыми окнами второго уровня основания колокольни, которые отмечают геометрический центр фасадных закомар. Грани столпа звонницы обработаны плоскостным декором, отражающим общий характер памятника: аркатурный пояс, угловые лопатки, профильные импосты в основаниях арок проемов яруса звона.
 
Импосты переходят на лопатки и членят их в пропорции золотого сечения. Выразительны трехчастные, разделенные тонкими колончатыми простенками окна по южному и северному фасадам восьмерика. На главах установлены традиционные «осьмиконечные» кресты. Рундук западного портала, а так же открытые паперти перед боковыми входами собственно храма утрачены.

Внутреннее пространство главного помещения церкви перекрыто восьмилотковым сводом, плавно переходящим в купол светового барабана. Основания лотков усилены распалубками окон верхнего света. Сочетание широких распалубок, обрамляющих осевые проемы с зауженными диагональными позволило создать богатую по композиции и тектонически обоснованную рельефную гамму поверхности основания свода. Над проемами барабана та же идея поддержана цепочкой мелких распалубок, на которые опирается центральный купол.
 
Цилиндрический свод над помещением трапезной-перехода имеет логическое продолжение в одинаковой с ней по ширине апсиде и замыкается конхой. Планировка нижнего яруса колокольни трехчастна: с проходом-притвором посередине и продолговатыми заоваленными помещениями палаток по сторонам. Северная палатка оборудована лестницей, ведущей на верхние ярусы. В южной палатке, перекрытой цилиндрическим сводом с торцевыми лотками, - служебное помещение и кладовка.
 
В интерьере уцелела верхняя часть рамы иконостаса. Его эклектичная форма, вызывающая ассоциации, связанные с мотивами необарокко, не вполне удачно вписалась в стилевой контекст храма. Масляная живопись, выполненная в позднеакадемической манере с оттенком примитивизма, характерна для провинциальных стенописей Вятской губернии 2-й пол. XIX века (см. Приложение №3). В колорите доминируют насыщенные синие, зеленые, охристые тона. Композиции и отдельные клейма, в значительной степени осыпавшиеся, грамотно размещены на поверхности стен и сводов. Согласно автографу живописца, помещенному в нише ложного алтарного окна, храм расписал художник А. Г. Загвозкин. Габаритные размеры здания в плане: длина – 37,6 м ., ширина по восьмерику – 16,6 м . полностью соответствуют заданным параметрам образцового проекта.

Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях.- Спб., 1844; Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание.- Вятка, 1912.- С.364; ГАКО. Ф.1401. Оп.1. Д.5. Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год.- Л.349; Церкви и приходы Вятской епархии (По клировым ведомостям 1872 г .) // ВЕВ.- Вятка, 1873. - 1 мая (№9).- С.301; ЭЗВ. Т.1. Кн.2. Села и деревни.- Киров, 2002.- СС.78-79.

Источник. «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. – Киров, 2007. Автор Скопин Е.Л

Электронный вариант статьи из книги Е. Л. Скопина подготовлен Балабановым Иваном. E-mail: Chumovka@yandex.ru ICQ 422-646-549 
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: