Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КОСТЯЕВ И ЕГО ПУТЬ В НАУКУ

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КОСТЯЕВ И ЕГО ПУТЬ В НАУКУ

19 февраль 2019, Вторник
2 437
0
Уважаемые читатели, на нашем сайте опубликовано очень много статей по истории исчезнувших деревень, их жителях, о фамилиях земляков. Есть подробнейшие материалы о судьбе преподавателей-фронтовиков Ухтымской средней школы.

Обо всём этом пишет наш земляк Александр Иванович Костяев, уроженец деревни Черемисы Богородского района - доктор географических наук, доктор экономических наук, профессор, академик РАН.

55 лет трудового стажа у А.И. Костяева. Мы благодарны ему за сотрудничество и спонсорскую помощь сайту и желаем дальнейших успехов учёному.

В газете "Богородская Заря" от 16 февраля 2019 года опубликована статья Л.Б.Самсоновой, которую мы вам предлагаем прочесть.


Само слово «ученый» говорит о том, что человек достиг совершенства в том деле, которым занимается. Заслужить это звание можно было многими годами упорного труда, труда результативного, эффективного, проверенного на практике, высоко оцененного другими.

Богородская земля тоже родила собственных ученых. Один из них – Александр Иванович Костяевдоктор географических наук, доктор экономических наук, профессор, академик РАН. Много лет возглавляя НИИ экономики и организации сельскохозяйственного производства Нечерноземной зоны, преобразованный затем в Северо-Западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства.

И сейчас он, уйдя с поста руководителя, продолжает работать в этом научном заведении. Общий стаж его работы составляет ровно 55 лет, своеобразный юбилей. Каким же был его путь в науку?

Роду-племени крестьянского Александр Костяев родом из деревни Черемисы Богородского района Кировской области. Он родился 28 октября 1946 года в семье колхозников.

Учился сначала в Спасской восьмилетней, а потом получил общее среднее образование в Ухтымской школе. В 1964 году, окончив школу, он встал, как и все его одноклассники, перед выбором жизненного пути.

- Хотелось не только как можно больше знать самому, но и учить детей, - однажды сказал он. – И мечта моя сбылась. Но это произошло не сразу.

После окончания школы Александр работал один год учителем физкультуры в Спасской школе. В 1965 году его призвали на службу в Армию. Служить довелось в погранвойсках на советско-иранской границе, три года.

В 1968 году, демобилизовавшись, он решил попробовать свои силы в должности учителя. Примером для него были учителя – фронтовики, у которых он учился: И.А. Торхов, И.И. Егошин, А.Д. Александров.

Заведующий Богородским РОНО М.Г. Ходырев направил Александра Костяева в Караульскую школу в качестве учителя географии и физкультуры.

- Преподавательская работа мне понравилась, - вспоминал Александр Иванович начало трудового пути. - Я одновременно с началом работыв школе поступил учиться на заочное отделение Пермского государственного университета,  выбрав географический факультет.

Конечно, нелегко работать и учиться, но мне учеба в университете приносила радость. Я жадно стремился к знаниям, хотелось узнать все больше и больше. С первого по четвертый курс все экзамены сдавал только на «хорошо»и «отлично».

Студента – отличника преподаватели, конечно, выделяли среди других. Заведующий кафедрой экономической герграфии предложил талантливому студенту попробовать свои силы и знания в аспирантуре, что давало в будущем возможность стать ученым, продвигать вперед науку. Экзамены для поступления в аспирантуру были трудными, особенно, по иностранному языку. Но трудно, не значит невозможно. Характер у Александра Костяева с детства был настойчивым, целеустремленным.

Отступление от темы
…Мне довелось учиться с этим человеком в одном классе Ухтымской средней школы. Помню, как Александр Костяев настойчиво добивался отличных оценок по математике и физике, сколько примеров и задач прорешал дополнительно, пока не добился своей цели. Кроме учебы, Александр занимался спортом, был одним из самых сильных лыжников в школе. Живя в дальней лесной деревеньке, он  добирался до школы на лыжах, как и большинство учеников. Это было тренировкой в спорте.

В начале шестидесятых годов народ, в основном, жил в деревнях. Детство наших ровесников, детей фронтовиков, пришлось на трудные послевоенные годы, когда страна залечивала раны, нанесенные войной. Недостаток всего: продуктов питания, промышленных товаров, отсутствие надежной связи не только с областным центром, но и с районным, - одних пугало, другим прибавляло силы для того, чтобы изменить жизнь на селе к лучшему.

Александр Костяев рано познал цену нелегкого крестьянского труда: еще будучи подростком, наравне с взрослыми работал в колхозе, помогал своему отцу, работавшему лесником, в его нелегкой работе. Повзрослев, он не один сезон работал штурвальным, помощником комбайнера.

Хочется к рассказу об этом человеке добавить еще один штрих. Мы все были комсомольцами, активно участвовали в общественной жизни села. Важным делом в наше время было участие в художественной самодеятельности. Комсомольцы готовили и ставили концерты перед населением, причем не только в селе, но и ездили по деревням. Пели под аккомпанемент гармошки и баяна. Тех, кто умел играть на этих инструментах, очень уважали и высоко ценили и в детской, и во взрослой среде.

Александр Костяев самостоятельно научился хорошо играть на этих музыкальных инструментах и сопровождал своей музыкой выступления одноклассников на сцене сельского клуба. Захотел – и научился! Упорства было ему не занимать. Однажды поставив перед собой цель, он не отступал, пока  не добьется ее осуществления. Ничто не могло заставить его отступить от задуманного, и тому множество примеров из его жизни.

Карьерный рост
По результатам четырёх летучительского труда заведующий Богородским РОНО довольно высоко оценил профессиональные качества начинающего педагога и предложил ему ответственную работу в качестве директора Спасской восьмилетней школы.

Он не ошибся в назначении на этот пост молодого учителя с небольшим опытом педагогической работы. Три учебных года находился А.И. Костяев на посту директора школы (с 1972 по 1975 г.г.). Что можно успеть сделать за такое короткое время? Как оказалось, многое.

Листая подшивку газеты «Заря» за 1974 год, узнаю в докладе заведующего РОНО М.Г. Ходырева следующее: «Спасская восьмилетка отмечается, как одна из трех лучших в районе школ по готовности к новому учебному году, по выполнению всеобуча, по спортивно – краеведческой работе.

Спасская школа полностью обеспечена топливом, подвезены дрова к квартирам учителей». Бывшие директора школ знают, как нелегко это было осуществить в то время. А молодому 27-летнему директору это удалось сделать. Далее читаю заметку корреспондента «Зари» А. Варнина под названием «Кабинетная система» (ноябрь 1974 года):

- Новые формы обучения находят все большее применение в школах нашего района. Одну из них – кабинетную систему преподавания – взяли на вооружение преподаватели Спасской восьмилетней школы…

Сейчас, осматривая кабинеты, видишь, насколько лучше они прежних классов.  В школе имеются кабинеты для преподавания всех предметов…
Пожалуй, самое лучшее оформление в кабинете географии и истории, выполненное  руками учителя  школы  А.Ф Зашихиным.
Директор школы А.И. Костяев говорит:

- С переходом на кабинетную систему обучения, в школе заметно улучшилась не только учебная, но и воспитательная работа… появилась возможность шире использовать технические средства обучения.

Прошла всего одна учебная четверть. Но кабинетная система в Спасской восьмилетней школе завоевала признание  педагогов  школ нашего района. Четко обозначились все ее преимущества перед классной системой».

Бывшие учителя Спасской школы вспоминают, что к ним приезжали за опытом работы делегации учителей из школ Унинского, Сунского и других районов. Кабинетная система преподавания, ставшая  впоследствии обычной во всех школах,  в 1974-75 годах была еще новинкой.

В эти годы  А.И. Костяев, окончив университет, усиленно готовился к поступлению в аспирантуру. Мало кто верил в осуществление его мечты – стать ученым, ибо «где село Спасское и где Ленинградский университет»?!

Удивляешься, как у него на все хватало сил и времени? Директорство, учительская работа, семья и многочисленные домашние обязанности, и еще подготовка к экзаменам, для чего требовалось проштудировать много научных томов, зубрежка языков, без чего немыслима аспирантура.
Как бы то ни было, Александр Иванович взял эту высоту!

Успешно выдержав экзамены, он стал аспирантом географического факультета Ленинградского университета. Семья Костяевых, где рос сын Сережа, переехала в город Ленинград, где живет до сих пор. Конечно, нелегко жить в общежитии семье на небольшую стипендию аспиранта, но молодой энтузиазм, вера в свои силы, стремление к цели – все это позволило преодолеть неизбежные на первой поре трудности.

А как трудно было собирать, систематизировать практический материал для курсовых работ, для диссертации и  защиты дипломной работы! Не учебные, а психологические трудности имели место, что называется  сейчас «человеческий фактор». Иначе говоря – мелкая зависть людей к тому, что  молодой человек из деревни с несокрушимым упорством стремится стать ученым. Соперничество есть в любой среде, в том числе и научной.

Александр вспоминал однажды, как его реферат для поступления в аспирантурубыл «потерян» в отделе аспирантурыпрямо перед вступительными экзаменами. Впору было растеряться, но он стойко перенес этот удар судьбы и по сохранившимся черновикам за сутки с небольшим сумел восстановить научную работу, благо все написанное хранилось в памяти.Рефератбыл оценен на «отлично», также как сам экзамен по специальности.

Собирая материал для диссертации, он столкнулся с тем, что документ не захотел подписывать руководитель одного из районов нашей области просто потому, что экономические показатели оказались слишком неутешительными – ему не хотелось «позориться перед ученым миром». Время уходило, а убедить начальника все не получалось. Наконец, остался всего лишь один день до отъезда в Ленинград. Что делать? Отступать нельзя!

И несговорчивый начальник все же сдался под напором аспиранта и поставил свою подпись под документом, заверив печатью. Костяев бегом бросился на автостанцию и в последнюю минуту вскочил в последний автобус, отправляющийся в Киров! К счастью, в кассе вокзала нашелся билет на скорый поезд до Ленинграда. К защите диссертации он успел вовремя.

- Нужно было доказать ученому миру обоснованность и злободневность полученных мною материалов, и это удалось сделать, - говорил он.
В 1978 году А.И. Костяев успешно окончил аспирантуру и получил распределение в НИИ экономики и организации сельскохозяйственного производства Нечерноземной зоны РСФСР, где прошел путь от младшего научного сотрудника до директора.

В 34 года он сформировал лабораторию экономических и социальных проблем русского Севера, которой руководил 6 лет, дав правительству РСФСР ряд крупных научных разработок. Лаборатория А.И. Костяева 4 года была лучшей в институте. В 1987 году, т.е. всего в 40 лет, он стал доктором географических наук, потом доктором экономических наук.

В 1991 году А.И. Костяев имеет уже звание профессора. В 1999 году он - академик РАСХН,в 2013 году – академик РАНавтор более 350научных трудов в области экономики и управления агропромышленным комплексом.

За многолетний добросовестный труд А.И. Костяев неоднократно поощрялся Почетными грамотами разного уровня; не раз заносился на  институтскую и городскую Доску Почета; в 2003 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени», в 2007 г. награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», в 2012 г. удостоен звания «Почетный работник агропромышленного комплекса России», награжден Почетными грамотами Совета Федерации,  Российской Академии Сельскохозяйственных Наук.

…В свои 72 года А.И. Костяев успешно продолжает научную деятельность.

Поддерживает связь со своей малой родиной, периодически приезжая в село Ухтым и встречаясь со своими земляками и бывшими одноклассниками.

Лариса САМСОНОВА.
// Богородская Заря. – от 16 февраля 2019 года.



Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: