Объединение сельских поселений – это объективная необходимость
До 2006 года все сельские округа и п. Богородское входили в состав Богородского района, имели один общий бюджет и вертикаль власти.
Сегодня для органов местного самоуправления вопросы стабилизации и эффективности управления территорий являются одними из приоритетных. С начала образования поселений в 2004 году в районе было 9 сельских и 1 городское поселение. Работа по объединению сельских поселений проводится с 2005 года.
Всего в Кировской области на 1 января 2006 года было создано 436 поселений. За 2006-2009 годы в результате укрупнения муниципальных образований количество поселений в области уменьшилось до 389, из них 336 сельских. Для сравнения: в соседней республике Коми – 175 сельских поселений, республике Марий-Эл – 140, в Пермском крае – 282, Свердловской области – 116, Ульяновской области – 112.
Современное состояние местного самоуправления в Богородском районе
Оно, как и во всей Кировской области, да и в целом по Российской Федерации, характеризуется рядом проблем: слабым экономическим потенциалом, недостаточной финансовой обеспеченностью закреплённых полномочий, нехваткой квалифицированных кадров. Решение указанных проблем может быть достигнуто на основе совершенствования территориальной организации местного самоуправления – объединения поселений.
В апреле 2009 года губернатором Кировской области была утверждена «Концепция развития местного самоуправления в Кировской области на 2009-2012 годы», которая одним из направлений развития местного самоуправления определяет создание крупных муниципальных образований с высоким экономическим, имущественным, кадровым потенциалом
В нашем районе в настоящее время прорабатывается вопрос укрупнения муниципальных образований путём объединения всех шести поселений в одно, с единым центром.
Преимущества объединения
При объединении в одно поселение, а, значит, и при наличии одного общего бюджета, общего имущества, одного органа управления можно будет более рационально использовать бюджетные средства, направляя их на выполнение первостепенных задач – строительство, ремонт объектов. В настоящее время бюджетные средства «распыляются» по поселениям, их невозможно сконцентрировать для выполнения первостепенных, но финансово затратных работ.
В одном объединённом поселении потребуется меньше средств на содержание управленческого аппарата, так как количество ставок, хотя и незначительно, но уменьшится. Вместо местных глав поселений будет избран один глава, вместо шести бухгалтеров – достаточно одного либо двух.
Расходы на содержание органов местного самоуправления
Собственных доходов на содержание органов местного самоуправления не хватает ни в одном сельском поселении, хотя п. 9 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит: «Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджетов, соответствующих муниципальных образований».
Специалисты останутся на местах
Объединение поселений не означает, что сельское поселение останется один на один со своими проблемами. В каждом населённом пункте, где в настоящее время имеется администрация или специалист администрации, останутся работать только специалисты. По-прежнему на местах сельским жителям можно будет получить необходимую справку, помощь в оформлении документов, решить другие вопросы, которыми сейчас занимаются сельские администрации.
Специалисты, оставшиеся на местах, будут непосредственно работать с людьми, а не заниматься разработкой нормативно-правовых актов, подготовкой ответов различным структурам, на которые в настоящее время уходит основная масса рабочего времени.
Кроме того, в администрации объединённого сельского поселения появится возможность организовать межпоселенческое ЖКХ, ввести ставки юриста, специалиста по земельно-имущественным отношениям и подобрать на эти должности квалифицированные кадры, которые будут грамотно решать вопросы на территории всего поселения. Сейчас у поселений нет такой возможности.
Одной из проблем, которые возникнут при объединении поселений, окажется высвобождение работников сельских администраций.
Отдалится ли власть от народа?
Ещё одна проблема – «отдаление» власти от народа (создание в 2006 г. самостоятельных муниципальных образований предполагало «приближение» власти к народу). Но, если вновь избранный глава объединённого поселения будет неравнодушным, активным, ответственным человеком, как и специалисты, которых он назначит с учётом мнения граждан каждой территории, население не почувствует, что власть «отдалилась». Кто будет избран главой объединённого поселения, зависит от избирателей.
В сентябре-октябре в сельских поселениях пройдут собрания населения, а затем в октябре-ноябре – публичные слушания.
В декабре 2011 года состоятся заседания сельских Дум, где с учётом мнения населения, высказанного на собраниях, публичных слушаниях, будут приняты решения о преобразовании муниципальных образований сельских поселений, в рамках реализации «Концепции развития местного самоуправления в Кировской области на 2009-2012 годы»
В. СИТНИКОВ,
глава Богородского района.