Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » » Величие Николаевской церкви в серой повседневности мирского бытия

Величие Николаевской церкви в серой повседневности мирского бытия

17 март 2010, Среда
2 861
0
alt Красоту Вятской земле издревле придают различные архитектурные сооружения. Один из таких памятников, единственный в Богородском районе зарегистрированный и занесённый в Энциклопедию земли Вятской, находится в нашем селе Лобань – это Николаевская церковь. Указом Президента РФ от 20.02.1995 года № 176 внесена в перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения. Памятник уникален и представляет большую историческую ценность. Построена церковь в 1780 году. Автор не известен, с 1983 г. находится на гос. охране.
 

     Введение христианства на Руси имело большое значение для русского человека. С началом этой религии стали строиться храмы, они притягивали к себе людей умственного и физического труда своим величием, красотой, таинственностью. В церкви человек получал спокойствие, умиротворение. Она является объединяющим фактором, способствующим сохранению Руси как культурной, языковой и религиозной общности. Здесь проводится коллективное, общественное богослужение, происходит общение с Богом, совершаются таинства.
Николаевская церковь возведена в Синодальный период, в то время она относилась к Вятской епархии Нолинского уезда. К церкви были приписаны прихожане с. Лобань (Никольское), Тумановской и Мальканской волостей. Более 20 деревень, починков и заимок: д. Над Яранью, Самодуры, Ларин, Лапошник, Калинин починки, Голодаево и др. Сюда же входили прихожане Глазовского уезда Рыбаковской волости.
     Высота храма составляет 40,2 м, колокольни - 50,1 м, состоящая из трёх ярусов. Храм одноэтажный, в три света. Восточная часть, определяемая иконостасом - алтарём, предполагаемое место бытия Божья. Иконостас имел трое врат (дверей). Средние назывались царскими, ими пользовались только во время богослужения. Иконы располагались в определенном порядке. На царских воротах – изображение Благовещения Богородицы и 4-х евангелистов, над ними тайная вечеря. Слева от врат – икона Божьей матери, справа – икона Спасителя, в верхней части – святые. Черты некоторых изображений видны до сих пор, чем они выше, тем лучше сохранились. Иконостас завершался на верху крестом – символом жертвы (крест существует и поныне).
     Средняя часть храма предназначена для верующих. Здесь в стенах помещались иконы, перед которыми зажигались масляные лампады и свечи. Здесь была солея – возвышение, где находился священник. Средняя часть солеи – амвон, по краям солеи справа и слева располагались клиросы для певчих и чтецов. На аналой - столик ставилась икона празднуемого в этот день святого или Евангелие. Внутренняя часть была украшена изображениями апостолов.
     Западная часть – притвор или трапезная. Здесь совершались панихиды по умершим, стояли люди во время богослужения, которые получили епитимью-наказание. Здесь же продавали свечи, иконы, крестики, молитвенники.
     В церковных книгах производились записи о рождении, смерти, венчании.
Население в округе было большое. Об этом говорит факт, что за 14 декабря 1871 года было подвержено обряду крещения 6 детей. Имена давались в зависимости от праздников, дней ангела. 8 марта этого же года всех рожденных девочек нарекли Дарьями. Часто встречающие имена за март 1871 года – Алексей (7 раз), Дарья (12 раз). В 1875 году в округе родилось 439 детей, из них 7 пар двойников. 
     Среди детей была большая смертность, особенно в летнее время. Это говорит о том, что женщины были неграмотны в вопросах гигиены, потребления пищи.
     В начале XX века церковь принимала активное участие против большевиков, соц. учения. Была проведена чистка духовенства. Восстановление патриаршества в 1917 году совпало с Октябрьской революцией. Декретом «О земле» церковь лишилась земельной собственности, Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» всё имущество церкви объявлялось народным достоянием, был закрыт доступ в учебные заведения. Во время правления Н.С. Хрущёва решено было закончить с религиозными пережитками. Было закрыто более 10 тысяч церквей. Под такое правление попала и наша церковь.
     Очень ценными для сохранения в истории существования Никольской церкви являются воспоминания некоторых жителей с. Лобань, бережно хранящихся в нашем архиве. 

     М.С. Шатунова, 1915 года рождения:
- Церковь у нас была очень красива, обнесена вокруг железным забором. Работала она в праздники и в выходные дни, народу приходило очень много. Бывало, что вся площадь была заставлена  привязанными лошадьми. Нас в семье росло трое детей и мы бегали смотреть. Звонили с колокольни, а когда пронесся слух, что церковь прикрывают, решили отправить посыльных в г. Киров, чтобы её отстоять. Для этого собирали деньги. Моя мама специально продала шерсть, чтобы отдать вырученные деньги посыльному. Помню, у него фамилия была Берестов. Но все хлопоты оказались зря, церковь все равно была закрыта.
Стали продавать церковное добро. На проданные яйца мы купили икону «Пресвятая Богородица». Далее образовался колхоз «За коммунизм» и в церкви поставили дробилку, тракторами разрушили пол, часть стен».
Д.И. Архипова, 1916 года рождения:
     - Прихожане были отовсюду – из Немы, Маркова, Нолинска, Святополья. Попы жили в 2-х этажном доме напротив клуба. Был поп Петр и Константин. В крещение был крестный ход на речку. Все шли с иконами, пели. Батюшка освещал воду, брали её в церковь и разносили по домам. При закрытии церкви убрали из нее иконы.
На церкви был колокол весом 160 пудов. Его же бросили в окно. Обломок от этого колокола украл один из местных жителей, затем сбежал из селения, так как его хотели наказать. Иконы продавали или спускали вниз по реке. Было страшно, все шептались по углам, крестились, женщины плакали.
     Еще помню, что в церкви была потайная лестница, по которой бегали ребятишки. Один раз мальчик Слава забрался по ней и упал. Долго он был прикован к постели».

     В годы перестройки изменилось отношение государства к церкви. Сегодня, когда претерпели качественные изменения, социальный облик, мировоззрение, уровень культуры, церковь вынуждена модернизировать свою деятельность.
     Анна Вайнер (Шатунова) – поэтесса, родившаяся в нашем селе, проживающая в Германии посвятила Николаевской церкви, в настоящее время не действующей, стихи:

Я в Храм войду, в Твою обитель,
Куда я с трепетом вхожу.
И на колени опустившись,
Склонивши голову, скажу:

- Прими поклон мой низкий, Боже!
К Тебе с молитвой я пришла.
Пришла Тебе я поклониться
Моя так требует душа.

Тебя не вижу и не слышу,
Но знаю, что Ты рядом здесь.
Хранитель мой и мой спаситель!
И как я рада, что Ты есть!


     С течением времени меняются человеческие ценности, но историческая память остается на века. Она передается из поколения в поколение. И сколько бы ни было вам сегодня – восемь или восемьдесят лет, останьтесь верными и преданными своим истокам. И если в минуты душевной усталости внутренние силы покинут тебя, если злоба обуяет, затмит, поклонись величию своих предков, остановись, одумайся. Время неумолимо и властно. Но творение рук человеческих оставило добрую память в величии этого храма. И на рассвете и на закате дня, в летних солнечных бликах и в зимних морозах возвышается он и не даёт потерять людям веру в свои силы, освещает их серую повседневность мирского бытия.

Л. ПРИЛУКОВА, с. Лобань.
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: