Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » » Церковь Николая Чудотворца, 1780-1792, 1850-е-1860-е гг., кон. XIX – нач. XX вв.

Церковь Николая Чудотворца, 1780-1792, 1850-е-1860-е гг., кон. XIX – нач. XX вв.

14 октябрь 2009, Среда
4 686
0
Построена на средства прихожан в 1780-х годах вместо прежней деревянной. Благословение на постройку было получено в 1770 году от Казанского архиепископа Амвросия. Первоначально устроено два престола: в холодном храме во имя Николая Чудотворца (освящен 28 июня 1802 года), а в теплом – в честь Трех Святителей (освящен 30 сентября 1792 года). Основной ярусный объем холодной церкви, построенной в традициях вятского барокко, отличается стройностью пропорций и изяществом декоративной композиции. Есть основания приписать ее постройку подрядчику каменных дел М. Л. Злобину или мастерам его артели. Трапезная на рубеже XIX – XX веков была полностью перестроена с расширением и соединена крытым коридором с колокольней. При освящении теплой церкви северный придел получил наименование в честь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, южный – во имя Покрова Богородицы. Фасады трапезной мастерски стилизованы под архитектуру регионального барокко, отразившегося в облике вятских памятников первой половины-середины XVIII века.


Существующая ныне колокольня с фасадным декором в духе позднего классицизма возведена предположительно в начале второй половины Х I Х века по проекту А. С. Плесковского. Поздние двухколонные портики, которые были пристроены к северному и южному порталам холодного храма, утрачены. Сами порталы сильно растесаны. Под переходом и западной частью теплого храма имеется подвальный этаж на всю ширину здания. Здесь могли быть размещены бытовые и хозяйственные помещения церкви и калориферные печи для ее отопления. Наружные стены кирпичного здания прежде были обмазаны известковым раствором и окрашены колером зелёно-салатного цвета с выделением побелкой архитектурных деталей. В настоящее время обмазка сильно выветрилась, окраска неплохо сохранилась со стороны северного фасада. Габаритные размеры здания в плане: длина – 70,0 м ., ширина по трапезной – 20,0 м .

Церковь Николая Чудотворца, 1780-1792, 1850-е-1860-е гг., кон. XIX – нач. XX вв.
 

Двусветный четверик, стены которого оканчиваются полуглавиями, покрыт высокой многогранной купольной кровлей с завершением в виде двух последовательно убывающих в объеме световых восьмериков. Над верхним восьмериком возвышается миниатюрная главка с гофрированной юбочкой, наложенной на овальную восьмискатную кровлю. К четверику примыкают суженный пятигранный алтарь, покрытый на пять скатов, и обширная теплая церковь с поднятой двускатной кровлей и западным вальмом. Трехъярусная колокольня, завершенная ротондой верхнего звона со шпилем на цилиндрическом постаменте, отличается ступенчатым объемом и неоправданно массивным кубом яруса-основания. Переход, связывающий колокольню и церковь, имеет по сторонам входные проемы.

В интерьере четверик перекрыт четырехлотковым сводом с узкими треугольными диагональными лотками. Свод разомкнут восьмериком светового барабана. В помещении алтаря, куда ведут из молельного зала три прохода – коробовый свод, переходящий в гранёную конху с оконными распалубками. Внутреннее пространство теплого храма организовано по четырехстолпной конструктивно-планировочной схеме, причем пара восточных столбов приближена к стене четверика. Соединяясь с массивом четверика через арки проемов, эти столбы формируют прямоугольные отсеки придельных алтарей теплого храма. Перекрыта трапезная системой пересекающихся коробовых сводов, живописно усложненных по периметру распалубками. Западная часть трапезной, отделенная капитальной стеной от основного помещения, подобно теплой части Казанско-Богородицкой церкви села Караул имеет две палатки по сторонам и притвор между ними. В стены палаток встроены печи; из притвора небольшая дверь ведет в узкую камору, образованную уширением стены, где размещена лестница, ведущая на чердак. Над всей триадой этих помещений – коробовые своды с торцевыми лотками. Длинный входной коридор имеет под двусторонними арками колокольни два многоступенчатых лестничных всхода. Центральная переходная площадка, перекрытая цилиндрическим сводом, сообщается с небольшими помещениями боковых палаток, над которыми устроены плоские дощатые перекрытия. Цилиндрический тип свода переходит и на промежуточную часть крытого коридора.

Убранство фасадов холодного храма представляет собой наиболее интересную и яркую декоративную композицию из всего внешнего разнообразия памятников архитектуры района. Трехосная, симметричная схема расположения проемов двусветного четверика имеет угловые и междуоконные вертикальные членения в виде пилястров разного характера и декоративной насыщенности. По горизонтали фасады разбиты на два яруса высоким профилированным карнизом с двумя рядами сухариков. Аналогичный по рисунку карниз завершает и стены четверика. Он огибает с четырех сторон по циркульной дуге крупные полуглавия с круглыми проемами посередине. Наличники и пилястры с пьедесталами первого яруса оформлены в соответствии со стилевыми особенностями культовых памятников вятского барокко. Профилированные рамки проемов с овальными перемычками имеют сандрики, состоящие из типовых бровок с розетками посередине. Ряды сухариков вписаны между капительками наличников. На плоскостях спаренных угловых и одинарных промежуточных пилястров нанесены повторяемые по высоте мелкие элементы, напоминающие по форме букву « S », которые чередуются с «триглифами».

Самобытной, не похожей на подобные храмы предшествующего периода, является декорация второго яруса Николаевской церкви. Здесь широкие угловые лопатки имеют в верхней части декоративные наложения в виде укороченных малых пилястров с крупными гирьками на концах. Внизу помещены вертикальные ширинки с полукруглым верхом. Установлены лопатки на профилированные пьедесталы с Х-образной вставкой. Выпущенные углы четверика обработаны мелким рустом. Промежуточные пилястры, кроме пьедесталов с углублениями в ширинках и необычных украшений наподобие капителей, отличаются трапециевидным профилем стволов с нанесенной посередине змеевидной насечкой. Необычны по рисунку и декоративной компоновке наличники верхних окон. Их боковые колонки опираются на консоли-волюты – новый элемент в наборе уже известной нам фасадной пластики. Динамичные, вспарушённые «банты» сандриков приобрели контур профильных корон, оси которых подчеркнуты султанчиками, а поле заполнено покровцами-оберегами в виде традиционных полотенец – декоративных деталей, знакомых еще по храмам «первой волны» вятского каменного узорочья 1690-х – 1720-х годов. Верхние планки наличников с вписанными в них рядами мелких сухариков, повторив очертание овальных перемычек, приобрели значение архивольтов, фиксированных по краям капителями колонок. Под гирьками наличников помещены ширинки с овальными боковыми сторонами и крестообразной розеткой посередине.

Трехчастные членения глухой части восточной стены четверика над алтарем так же имеют своеобразный вид. Это разделенные пилястрами, вдавленные в кладку картины с профильными рамками сторон, верхние углы которых имеют скругленные заполнения. Средняя картина выделена высоким и острым щипцом нижней стороны рамки. Боковые – волнообразным контуром половины картуша. Декор алтарной апсиды соответствует нижнему ярусу четверика, но с карнизом упрощенного профиля. Более сдержанный фасадный наряд световых восьмериков как бы предвосхищает скорое наступление декоративной скромности в культовой архитектуре рубежа XVIII – XIX столетий. Здесь применены гладкие угловые пилястры, невысокие карнизы с сухариками и простые рамочные наличники. В оформлении наличников барочные детали удачно сочетаются с классицистическими: импосты и замковые камни с подоконными фартуками и гирьками. Высокая кровля верхнего светового восьмерика органично переходит в гофрированную юбочку шеи небольшой маковицы, которую венчает ажурный четырехконечный крест.

Фасадная композиция колокольни представляет характерный для провинциальной архитектуры периода позднего классицизма тип постройки, где в своеобразных формах соседствуют декоративные приемы, присущие всем этапам развития этого стиля в России. Монументальность нижнего яруса, прорезанного высокой входной аркой, подчеркнута поясом фриза с триглифами в традиции строгой дорики. Оси сторон основания выявлены крупными замками, вершинами пологих фронтонов и круглыми окошками в поле их тимпанов. На плоскости пилонов по сторонам арок нанесен плоский рисунок в виде грубоватого по форме «ушастого» наличника. Переход к среднему, облегченному сквозными арками ярусу звона, который резко уменьшен в плане, осуществлен через аттиковый полуярус основания и квадратный постамент. Здесь плоскостной декор в виде спаренных угловых лопаток и простого фриза дополнен круглыми люкарнами по осям. Верхний ярус колокольни выполнен в виде поставленной на цоколь ампирной ротонды, составленной из аркады проемов звона, простенки которой заполняют восемь трехчетвертных колонн. Колонны подпирают широкий, нависающий над арками антаблемент с гладким фризом и карнизом, обозначенным зубчиками кронштейнов. Такая трактовка ротондального завершения создает иллюзию поздней закладки интерколумниев арками, однако, это не так. На высокую куполообразную кровлю с овальными люкарнами по главным осям поставлен стройный шпиль на кирпичном барабанчике.

Наружные стены трапезной в восемь осей проемов имеют трехчастную разбивку, выявляющую боковые ризалиты и средник, заполненный шестью окнами с одинаковыми стилизованными «ушастыми» наличниками и сандриками, напоминающими по форме перевернутые трапеции. Фасады крытого перехода имели двусторонние входы, которые в настоящее время утрачены. В холодном храме сохранилась декоративная настенная роспись неопределенного времени и происхождения, выполненная в технике гризайль. На лотках свода – убывающие в размерах снизу-вверх причудливые кессоны с цветками яркой голубоватой раскраски на светлом фоне; на стенах – несоразмерные по масштабу колонны с вычурными капителями, напоминающие по рисунку ионические. Живопись плохой сохранности и наполовину смыта.

ВЕВ. – Вятка, 1873. – 1 мая (№9). – С.295; Вятская епархия. … - СС.368-369; ГАКО. Ф.1404. Оп.1. Д.5. Шабалин В. И. Указ. соч. Л.355; Каптиков А. Ю. Ученики Д. В. Ухтомского и Вятское зодчество 1760-1780-х годов // Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма. – М., 1996. – С.120;

Источник. «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. – Киров, 2007. Автор Скопин Е.Л

Электронный вариант статьи из книги Е. Л. Скопина подготовлен Балабановым Иваном. E-mail: Chumovka@yandex.ru ICQ 422-646-549

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: