Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37

Бумажно - плановое громадье

14 июнь 2011, Вторник
2 521
1

В «Учительской газете» №18 от 03.05.2011 опубликован материал «Бумажно-плановое громадье». Автор - Л. Дитрих, директор обычной общеобразовательной школы Калужской области, заслуженный учитель РФ. Поднятая ею тема оказалась актуальна и чрезвычайно близка учительству нашего района.


Бумажно-плановое громадье


«Паспорт антитеррористической защищенности? Есть! Это без него мы были со всех сторон беззащитны, а теперь - ну и что, что нет охранника, нет с двух сторон забора, зато есть препятствия – лес и река о крутых берегах и паспорт!
Декларация пожарной безопасности? Как же без нее? Не дай бог пожар - ее, декларацию, первую спасать будем! Может, и она нас от чего-нибудь спасет.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение? Да, целый проект, с приложениями! Создали. И сразу как-то светлее и чище вокруг стало. Экология улучшилась… Кажется…
Надо для закрепления результата еще программу экологического воспитания написать. Пожалуйста! Далее – программа по пропаганде здорового образа жизни, программа патриотического воспитания, программа по энергоэффективности, воспитательная программа, программа профилактики право-нарушений, программа волонтерского движения, программа развития, обра-зовательные программы, наконец, совсем новое – программа внедрения ФГОС. Да запросто! А в конце года – публичный доклад, в котором все сотворенное за год должно быть подробно описано, опубликовано и прочитано.
Открываешь электронную почту и узнаешь, что к такому-то сроку необходимо создать какой-нибудь очередной шедевр и отчитаться. А то вдруг сообщается: «У нас сегодня месячник!» (причем где-то уже в его середине).
Месячник – любимое слово вышестоящих, вернее вышесидящих (далее ВС), и спускающих нам ценные указания (далее ЦУ): месячник семьи, месячник здоровья, месячник по благоустройству территории, месячник пожарной безопасности и т.д. Между месячниками про семью и здоровье, безопас-ность, территорию можно и не вспоминать?
Неделя – тоже ценное изобретение: неделя нравственного воспитания, неделя патриотического воспитания, неделя здоровья и др. Неделя затишья…. Как бы не так!
Урок – но не простой – антинаркотический, затем экологический урок, урок мужества, урок знаний, урок успеха, урок по конвенции…
В принципе вроде ничего плохого нет в том, что нам сверху слегка подсказывают, каким именно воспитанием заняться на этой неделе или в кон-кретном месяце, сегодня, завтра, вчера. Спасибо бы сказать ВС! Если бы с нас не требовали на начало учебного года планы, программы, в которых под-робно прописаны систематические мероприятия разной направленности – патриотической, нравственно-эстетической, экологической, спортивно-оздоровительной и пр. Причем не только общешкольные, но и по ступеням обучения, по классам (у каждого классного руководителя свои планы). А эти ЦУ куда впихивать?
Мало того, что надо провести, надо еще план предоставить и отчитаться, как, когда, с кем, и сколько, с приложением фотографий проведенных мероприятий (не доверяют?).
А помимо этого запрашивают ВС информацию не только на начало и конец года, квартала, четверти, но и ежемесячные – о работе родительского патруля, об организации питания, о кружках и факультативах, о вакансиях, о прогульщиках, по кадрам, по лампам, по утилизации, по информатизации, о работе коррупционных проявлений, об экстремизме, о наставниках, о здоро-вье учащихся (учительским никто не интересуется). Нужны и отчеты о фонде оплаты труда, об инновациях и модернизациях, оптимизации, даже о комплектовании школы до 2015 года (откуда нам знать, сколько человек получат сертификаты и купят квартиры в другом населенном пункте к тому времени и увезут своих, нами посчитанных, малышей или, наоборот, привезут) и т.д. и т.п.
Параллельно с этим бумаготворчеством идут аттестации учителей и аккредитация, а потом лицензирование школы со срезами, открытыми уроками, кучей сопутствующей документации. Кроме этого – плановые проверки Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Ростехнадзора, Рособрнадзора, Россельхознадзора, прокуратуры, Госпожнадзора ГУ МЧС…
А в это время проводятся районные, областные, всероссийские олимпиады, конкурсы, смотры, в которых активно принимают участие и ученики, и учителя, и школа в целом. И они тоже сопровождаются заявками, справками, списками, отчетами. По плану и внепланово (откуда ни возьмись) организуются конференции, форумы, семинары РМО (районных методических объединений), КПК (курсы повышения квалификации), совещания, собрания, заседания – педагогические, родительские, ученические.
И опять горы бумаги – протоколы, заявки, соглашения, договора, контракты на поставку тепла, воды, света, на продукты питания, на медицинское обслуживание, на утилизацию, дератизацию… И совсем новое (причем срочно!) – выдать на-гора целые программы действий, направленных на защиту персональных данных каждого участника образовательного процесса, на внедрение электронных дневников и журналов, которые родителям и детям (по результатам опросов) не очень понятны, и необходимость их срочного введения не понятна никому, и только 20% соглашаются попробовать (а подписи мы должны собрать со всех).
ЦУ от ВС и ВВС (выше всех сидящих) влекут за собой необходимость внесения дополнений и изменений в локальные акты школы – положения, инструкции, правила, планы… и так до бесконечности. Покой нам только снится! Добавить ко всему вышеизложенному бумаго-ученическую подго-товку к ЕГЭ и ГИА, которая во временном объеме занимает целое полугодие минимум, максимум – все время обучения ребенка в школе.
Вообще, спросите вы, это все о чем? Отвечаю – об обычной общеобразовательной школе.
А где обычные уроки, спросите вы? Отвечу – там под горой всего вышенавороченного, идут все-таки уроки. И хотя времени на их подготовку оставляют нам ВС все меньше и меньше, загружая все новыми ЦУ, мы все же ста-раемся изо всех наших педагогических сил».



В продолжение темы:

 

altВ.А. ЗАШИХИН, директор Ошланской школы, заслуженный учитель РФ, Почетный гражданин Богородского района:
«Беда - коль сапоги тачать начнет пирожник, а пироги печь сапожник». У нас все так же, как у Л. Дитрих, кроме того – хождение по судам. Только с марта по май 2011 года было три прокурорские проверки, да еще две проку-рорские проверки с приглашением Роспотребнадзора, Госпожнадзора МЧС, плюс проверка Ростехнадзора. В январе – проверка Рособрнадзора, в мае вновь проверка Роспотребнадзора. Следствием всего этого стало четыре су-да, штраф 2000 рублей, бесконечные объяснения, ответы, переписка и т.д. Когда директору заниматься педагогикой? Просто не знаю.
Хотелось бы дать совет молодежи (у многих народов мира всегда был совет старейшин): «Не выплеснуть бы с водой ребенка». При таком давлении на школы никогда не поднять нравственность в стране и не сократить пре-ступность.
Также посмею заметить, что до 2006 года, я не знал, сколько дверей в прокуратуре, поскольку ни разу там не был со дня своего рождения.

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (1)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  1. АВ
    АВ Гости 14 июня 2011 22:42
    Что поделать, страна у нас сейчас такая... Любую отрасль народного хозяйства возьми - те же самые проблемы. Только пишем бумаги... А когда делом нужным заниматься?.. Пора за производство бумаги ордена на грудь вешать. Маяковский до сих пор актуален...
    А школу в двойне жаль, какого качества человека выпустит... Полу бракованного...
Мы в соцсетях
Войти через: