Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » » Исследовательская работа. «Ошланская (Троицкая) церковь»

Исследовательская работа. «Ошланская (Троицкая) церковь»

29 октябрь 2009, Четверг
6 351
0
 

Исследовательская работа. Работу выполнил Чижов Николай Петрович Руководитель:учитель истории Карловская Надежда Викторовна.

Введение.

 Большую роль в становлении личности играет гражданско - патриотическое воспитание. Невозможно стать патриотом своей Родины, не зная своих истоков, истории малой Родины. Всё чаще с карты Кировской области исчезают сёла и деревни, в которых жили наши прабабушки и прадедушки. Остаются живы лишь источники памяти – каменные церкви, возвышающиеся над селом.
 
Кто их построил и расписал? На какие средства? Какую роль они сыграли в жизни людей, живших в этом селе? В нашем Богородском районе сохранилось 7 церквей, построенных в 18-19 веках. Это прекрасные памятники культуры, историю жизни которых мы должны написать и сохранить для последующих поколений. Тема актуальна и потому, что в настоящее время, в начале третьего тысячелетия, всё больше людей стали обращать свои взоры к церкви. 
 
Проблема духовного становления личности, самосовершенствования неотделима от истории нашей большой и малой Родины.Цель исследовательской работы: описать историю Ошланской церкви. Задачи исследования: собрать материалы по истории строительства, архитектурных особенностях, деятельности церкви, причтах и прихожанах, о роли церкви в жизни людей нашего края; систематизировать, обобщить собранные сведения и составить описание истории нашей церкви.

 Новизна работы заключается в чтении и анализе первоисточников, хранящихся в Государственном архиве Кировской области (ГАКО): «Клировых ведомостей» за отдельные годы 18 – 20 веков, «Настольной книги о церквях и духовенстве Вятской епархии», «Вятская епархия. Историко-географическое статистическое описание». Новизна и в том, что в ней обобщены и систематизированы разные исторические источники – архивные документы, воспоминания, научно-популярные статьи, использованы стихи кировских авторов, наблюдения, составлено комплексное описание объекта. Перспективность работы заключается в дальнейшем использовании её при изучении истории родного края в курсе «Историческое краеведение» в 9 классе, использование во внеурочной работе при проведении с учащимися ежегодных экскурсий по селу.
 
Оформленные материалы можно использовать во время проведения походов по родному краю туристами из других районов области и других населённых пунктов района. Интересно будет также рассмотреть материал о нашей Ошланской церкви в сравнении с другими церквями Богородского района, сопоставив историю создания, возраст, архитектурные особенности, живопись, церковный клир и другие черты. Собранные материалы можно применять на уроках мировой художественной культуры в 11 классе. Мы планируем передать их также в районный музей.

Обзор литературы.

 При написании работы для того, чтобы иметь первоначальные представления об описании, особенностях строения зданий, сначала я изучил материалы 6т. Архитектура Энциклопедии земли Вятской. Познакомился со статьями Ю.А. Каптикова «Архитектурные формы храмов 1730-1770 годов», Г.М. Безверхова «Архитектура сельских поселений».
 
Из работы Ю.А. Каптикова «Архитектурные формы храмов 1730-1770 годов» я узнал об особенностях Вятских храмов и их отличиях от Устюжских, об оформлении фасадов, окон, об убранстве и особенностях построения колоколен. Изучив «Список памятников градостроительства и архитектуры Кировской области, состоящих на государственной охране на 1955 год» (автор М.Н. Бойчук), я узнал, что наша церковь не находится на государственной охране. «Краткий иллюстрированный словарь специальных терминов» Л.Б. Безверхова помог познакомиться мне с названиями различных частей церкви, её декоративных украшений. Из книги «Историко-географическое статистическое описание» я узнал о местоположении Ошланской Троицкой церкви относительно административных центров и дорог, её собственности, денежном доходе церковного причта. 
 
Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии за 1909 год позволила познакомиться с историей создания церкви, узнать о том, что до того, как было построено каменное здание, в Ошлани действовало три деревянных церкви, которые сгорали от громового запаления. Клировые ведомости дают нам сведения не только о количестве причта, но и называют их имена, фамилии, отчества, рассказывают о семейном и материальном положении, дают их нравственную характеристику. В данной литературе описана церковная собственность и её сохранность. 
 
Даётся характеристика прихожан. Отношение людей к родному краю, селу, символом которого издавна была церковь, выражено в стихах поэтов, родившихся и живших в Ошлани: Ростислава Микрюкова, Маргариты Котомцевой и ученицы школы Александры Навалихиной. Я использовал сборники стихов Р. Микрюкова «Берегами Льсты» и «Макушка лета». Интересный и ценный материал представлен в воспоминаниях ветерана педагогического труда Ашихминой Фаины Семёновны, родившейся, жившей и работавшей все годы в Ошлани. Она была свидетельницей закрытия церкви и помнит, как сбрасывали с неё колокола.

Основная часть.

1. Методика и техника исследования.
При написании работы использовалась общепринятая методика исследования: изучение исторических первоисточников, их анализ и сравнение, выявление особенностей архитектуры и деятельности церкви. Использовались схемы, чертежи, проводилась фотографическая съёмка здания со всех четырёх сторон горизонта, внутреннего вида, полов, окон, дверей, сводов, сохранившихся фресок, крестов и кровли церкви. Обследовано современное состояние всех частей церкви. Использовались также устные источники – воспоминания жителей села Ошлань.

2. Наименование постройки.
В исторических источниках: Историко-географическом статистическом описании издательства Редакции Вятских Епархиальных Ведомостей за 1912 год и Клировых ведомостях за 1830, 1861, 1915 годы Ошланская церковь именуется полностью как Троицкая церковь Нолинского уезда Ошланского села. Местное название церкви, распространённое среди жителей села и района, Ошланская церковь. Местные жители села и района, знакомые с историей села и района, называют её Ошланской Троицкой церковью.

3. Местонахождение церкви.
Троицкая церковь села Ошлань находится по адресу: село Ошлань Богородского района Кировской области, улица Кирова. Она расположена на высоком правом берегу речки Мырмыг, в 500-х метрах южнее от устья реки, то есть от места впадения реки Мырмыг в реку Ошланку. Сейчас находится на юго-западной окраине села, а в 18 веке – 70-х годах 20 века это был центр села.
 
Историко-географическое статистическое описание за 1912 год даёт следующее описание местоположения церкви: церковь находится от Вятки в 90 верстах, от уездного центра – в 60 верстах, пароходная пристань Медведская в 73 верстах, железнодорожная станция Зуевка в 73 верстах. Волостное правление в 5 верстах при деревне Таранки. Село стоит на просёлочной дороге, идущей из Нолинского уезда в село Вожгалы и Березник.

4. Автор, строитель, заказчик, история создания, сроки строительства.
 Здание первой церкви в селе Ошлань было деревянное. Оно было построено в 1674 году, во имя Алексия Человека Божия. В писцовых книгах Воейкова за 1678 год значится «погост Ишланской, а на погосте церковь деревяна Алексия Человека Божия» . Этот погост значился тогда в числе погостов Вятского Трифонова монастыря.
 
Здание церкви пришло в негодность из-за ветхости. 27 февраля 1727 года по челобитной Ошланского попа Феопемпта с причётниками и церковного старосты Саввы Ашихмина с приходскими людьми дана благословенная грамота на построение вместо ветхой деревянной Алексеевской церкви новой деревянной же во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь праведника Алексия. Новая деревянная церковь была закончена и освящена в декабре 1730 года. 4 июля 1749 года она сгорела от громового запаления. 19 июля было дозволено построить новую церковь. А до сооружения церкви для отправления вечерни, утрени, молебнопения и исполнения мирских треб было рекомендовано использовать часовню около церкви. 
 
Вновь построенную церковь 26 мая 1764 года постигла та же участь. Вместо сгоревшей царским «указом от 9 июня за № 831 разрешено устроить временную и низмянную деревянную церковь». А в июне 1772 года с благословения Варфоломея начала строиться и в 1778 году была построена каменная церковь. В 1852 году тёплая Алексеевская церковь была перестроена и значительно расширена. Её здание сохранилось до настоящего времени. В Клировых ведомостях за 1830 год указано, что церковь построена тщанием (старанием) прихожан.
 
При церкви были построены здания, которые имели социальное и хозяйственное значение. В 1830 году при церкви находились: деревянный ветхий дом и 19 каменных лавок. Домовой церкви в приходе не было, а близлежащими церквями были: Пророкоильинская села Верховойского в 15 верстах, Екатерининская села Курчумского в 12 верстах, Сретенская села Березенского в 12 верстах, Христорождественская села Лапугинского в 8 верстах. 
 
В 1836-1837 годах «тщанием прихожан» был построен двухэтажный каменный дом, и в 1861 году в Клировых ведомостях было отмечено, что церкви принадлежит также двухэтажный каменный «дом с деревянными при нём службами». В 1884 году для церковно и священнослужителей церковью был куплен дом у священника Александра Двинянинова, а в 1898 году тоже деревянный дом - у священника Арсения Чистякова. В 1915 году в собственности церкви значатся 3 дома (один из них каменный) и 7 деревянных лавок. Состояние домов и надворных строений было ветхое, они требовали ремонта. Приписанных к церкви часовен и церквей, а также домов кладбищных и молитвенных на 1915 год не значилось.

5. Описание постройки.
Общая характеристика. Здание церкви кирпичное, с металлической кровлей. Памятник имеет продольно-осевую комбинацию объемов. Вдоль продольной оси последовательно поставлены храм с пятигранной апсидой , трапезная, переход и колокольня.
 
Постройка церкви производилась в несколько этапов. Первоначальный объем - двусветный четверик холодного храма с пятигранной апсидой (выступом в восточной части храма). Четверик завершается «полуглавиями» (полукруглыми фронтонами), куполом и двумя восьмигранными барабанами (поставленными друг на друга) с луковичной главкой и крестом. Трапезная возводилась на месте прежней в 1852 году, причем и одновременно был расширен и холодный храм, четверик которого был обстроен в уровне 1 яруса. Трапезная перекрыта двускатной крышей с валом на западном торце.
 
Узкий переход из трапезной в 1 ярус колокольни имеет двускатную крышу, покрытую шифером. Четырехъярусная колокольня возводилась в 1852 году и представляет собой последовательно поставленные друг на друга четверики, завершенные треугольными фронтами, слухами, цилиндрическим барабанчиком и шпилем, крестом. Колокольня построена в стиле классицизма. Колокол был отлит в Амстердаме в 1719 году и весил 1 пуд 25 фунтов, т.е. 36 кг. В 20-30-е годы 20 века, по воспоминаниям жителей, в церкви звонили несколько колоколов: один колокол был большой, два других поменьше, все они крепились верёвками к слегам (жердям), и звонарь раскачивал их ногами. 
 
По бокам с двух сторон были ряды маленьких колоколов, которые крепились верёвками, звонарь раскачивал их руками. Фундамент ленточный, бутовой. Стены из глиняного кирпича на известковом растворе. Кровля и стропила металлические, из черного кровельного железа, на трапезной – шиферная современная кровля. Конструкции главок и шпиля имеют металлические каркасы. Тип первоначального покрытия – рядовое металлическое. По северному и южному фасадам трапезной и трем свободным граням нижнего четверика колокольни прочитываются следы примыкания навесов крылец, которые до настоящего времени не сохранились.
 
Отделка фасадов - известковая обмазка. Декор фасада холодного храма, четверика – стиль барокко, используется точеный фигурный кирпич, декор насыщенный пластичный. В трапезной используются элементы декора холодного храма, но количество декора минимально, в сравнении с периодом барокко. Перекрытия кирпичные, сводчатые. Полы в алтаре и всём здании церкви представляют из себя белокаменные плиты квадратной формы размером 0,5 м. Х 0,5 м. Связи кованые металлические.
 
Дверные проемы первоначального холодного храма с северной и южной стороны представляют из себя плотничьи щиты и металлические решётки, которые скреплены кованой металлической цепью . Двери центрального входа состоят из двух деревянных щитов, в которые вставлен кованый замок. В правом щите двери находится дверь меньшего размера, которой пользовались служители церкви и прихожане в обычные, не праздничные дни, когда народу в церкви было немного. В церкви 25 окон: 10 - с южной стороны, 11 окон с северной, 2 – с западной и 2 – с восточной. 
 
В каждом восьмерике соответственно по 8 окон. В окнах храма установлены кованые, металлические, обычного барочного рисунка решётки, а также деревянные переплеты – рамы . Лестницы и лестничные марши деревянные, обычной конструкции. Отделка интерьера: штукатурка с известковой окраской. Сохранились фрагменты настенной росписи . Двор, ограда не сохранились, но по найденным фотографиям ограда была каменная .

6. Техническое состояние.
Фундамент в удовлетворительном состоянии. Состояние стен тоже удовлетворительное, исключая отдельные деформации: утраты кладки по карнизам, утраты лицевого слоя кирпича, намокание цоколя и поясов кладки в местах утраты кровельных слоев, прорастание кустарника по обрезу кладки. Стропила деревянные, требуют капитального ремонта. Первоначальное металлическое покрытие проржавело, сливы утрачены практически полностью. 
 
Шиферная современная кровля уцелела только с южной стороны, с северной части здания шифер сломался и провалился на церковные перекрытия, так как некоторые стропила тоже упали . Кирпичные, сводчатые перекрытия находятся в хорошем состоянии, обрушения незначительные. Навесы утрачены полностью. Известковая обмазка фасада практически утрачена. Полы сохранились только частично в алтаре, в остальных помещениях не сохранились. Связи кованые металлические, поэтому деформаций не обнаружено. В окнах сохранились фрагменты деревянных переплетов, часть окон заколочена щитами. В окнах 1 яруса сохранились первоначальные кованые, металлические оконные решетки. 
 
Одно окно с северной стороны здания разломано и приспособлено под въезд в церковь транспортных средств. Деревянные лестницы не сохранились, но по описи на 16 июля 1992 года на верхних ярусах колокольни ещё были деревянные лестничные марши, которые находились в аварийном состоянии. Отделка интерьера (штукатурка с известковой окраской) сохранилась лучше в алтаре, в остальных частях церкви произошли её многочисленные утраты . Хорошо сохранились фрагменты настенной росписи также в алтаре и в холодной, восточной части церкви , на некоторых из росписей выцарапаны неприличные надписи. В здании холодного храма сохранилась основа для иконостаса . Все иконы из него, как вспоминает Ашихмина Ф.С., были уничтожены, сожжены. Колокола нет, крест на колокольне сохранился, но сильно наклонён и от порывистого ветра может в скором времени рухнуть. Крест на холодном храме сохранился в хорошем состоянии.
Двор и ограда не сохранились. Вывод: общее техническое состояние памятника удовлетворительное. Требуется срочный ремонт (замена) кровли.

7. Кому принадлежала и принадлежит и как использовалась и используется церковь.
 Троицкая церковь в селе Ошлань принадлежала Вятской епархии. Содержалась она не только на средства прихожан, но и на средства епархии, небольшой доход получали и от церковных лавок. Добровольное содержание священнослужителей, получаемое от прихожан, было «скудно» по причине их бедности и малочисленности.
 
А доход с 19 каменных лавок в 1830 году составил всего 21 рубль 50 копеек. Прихожан тогда насчитывалось 585 мужчин и 724 женщины, отдельно числились отставные солдаты, которых было 3 человека. В 1912 году братский денежный доход священника составлял 712 руб. 95 коп., дьяка – 475 руб. 30 коп., псаломщика – 237 руб. 65 коп. В приходе тогда насчитывалось 39 селений, расположенных на расстоянии 1-9 вёрст, в которых проживало православных русских 2950 человек мужского пола, 3169 женского пола и старообрядцев 1 человек женского пола (примерно столько жителей сейчас всего в нашем Богородском районе). 
 
В пользовании церкви находились также усадебные, пашенные и сенокосные земли, которые давали скудный доход священнослужителям. Количество усадебной земли в разные годы составляло от 6 (1912 г.) до 10 кв. десятин (1830 г.), пашенной – около 30 десятин, но так как она была не пригодна к обработке и находилась в отдалении, то церковнослужители либо отказывались принять её в своё владение, либо не пользовались ею, либо обрабатывали незначительную часть (доход с неё был ничтожный).
 
По штату в церкви было положено иметь в 19 веке 3-х священников, 3-х притч, 1 дьякона, 3 дьячков, 3 пономарей. Весь штат состоял из 13 человек. В начале 20 века штат был сокращён и состоял из 2 священников, дьякона, 2 псаломщиков, 2 просфорниц. Каждый священник обслуживал в своём приходе определённые деревни. Например, в 1830 году в подчинении одного священника были прихожане деревень:

    1. Ардаши,
    2. Голодаево,
    3. Сунцовская,
    4. Поломская,
    5. Шимино,
    6. Маркеловская,
    7. Заимская,
    8. Спудинская,
    9. Таранковская,
    10. Мырмыжская,
    11. Над Воею рекою.
    12. Среди прихожан были раскольники Поморского толка. Они проживали в Таранках одним двором – 5 мужчин и 8 женщин. (В записях они числились отдельно).

    В подчинении второго священника были деревни:

    1. Калининская,
    2. Остинская,
    3. Шиминская,
    4. Идоловская,
    5. Сорвижская,
    6. Брызгаловская,
    7. Пряслинская,
    8. Над ключём,
    9. Назводовская,
    10. Барановская.

    Третий священник обслуживал деревни:

    1. Пеньковскую,
    2. Пашинский починок,
    3. Малую Юньгу,
    4. Белоплотовский,
    5. Большую Юньгу,
    6. Ворончихинскую,
    7. Дымковскую,
    8. Боровлянскую,
    9. Матушкинскую,
    10. Пушкарёвскую,
    11. Починок Пушкарёвский.

 Священники не только вели службы, осуществляли религиозные обряды (крещение, венчание, отпевание и т. д.), читали проповеди, вели записи в церковных книгах. Они были главными распространителями грамоты на селе. Несмотря на то, что церковной школы не было, служители церкви были законоучителями Ошланской земской школы. Священник Николай Константинович Домрачев, 1875 года рождения, был назначен законоучителем в земскую Ошланскую школу и преподавал в Таранковском земском училище, за что получал соответственно 240 руб. и 120 руб.
 
Дьякон Василий Стефанович Левитский в 1907 году был учителем в Ошланской церковно-приходской школе. Жена псаломщика Симеона Алексеевича Овчинникова Елизавета Матфеевна учила детей в Ошланском училище. Можно приводить и другие примеры. Немалую роль в распространении грамоты играли книги, которые в 18-начале 20 века были редкостью. При церковной библиотеке имелась книга, предназначенная для чтения, которая состояла из 1124 томов.
 
Служители церкви показывали пример высокой нравственности. Например, про священника Иоанна Васильевича Карпова, посвящённого в сан 12 марта 1818 года к Троицкой церкви преосвящённым Гедеоном в клировых ведомостях указывалось: «Прочитал одну проповедь, читал Евангелие от Луки, Матвея, Иоанна с толкованием преосвященного Минатия и Кирилла. Поведение порядочное». Послужной список священника Николая Константиновича Домрачева, родившегося 24 августа 1875 года, заслуживает особого внимания. «Поведения весьма хорошего. 
 
В войне не участвовал, в отпусках не был. 23 марта 1901 года награждён набедренником, 18 апреля 1907 года скуфьею, в 1912 году получил благословение Святейшего Синода грамоты, а в 1915 году награждён Камилавкаю». В 1911, 1913, 1915 годах был депутатом на епархиальный съезд духовенства округа. Имел многодетную семью: жена Надежда Александровна, 1879 года рождения, дочь священника и 5 детей – Геннадий (1899 года рождения), Василий (с 1902 года), Александра (с 1904 года), Ольга (с 1905 года), Михаил (с 1907 года). Хорошим поведением отличались не только священники, но и представители низшего клира. О дьячке Моисее Алексеевиче Курочкине, сыне пономаря, который не учился в семинарии, было сказано: «Читает и поёт хорошо, катехизис знает не твёрдо, поведения порядочного, судим и оштрафован не был».
 
В 1871 году при церкви было открыто церковно-приходское попечительство. С 10 марта 1915 года его председателем был крестьянин Таранковской волости деревни Дымковской Матвей Петрович Татаринов. Членами попечительства – Андрей Иванович Рылов и Трифон Матвеевич Баталов. В пользу церкви было собрано пожертвований в 1915 году 11 руб. 52 коп. 
 
Разных мелочных и случайных доходов 40 руб. 50 коп. Бюджет церкви на 1915 год по доходам и расходам составлял 2303 руб. 5 коп. Больше денежных средств расходовалось на содержание местных семинарий и духовных училищ, епархиального женского училища (400 руб.). Значительные суммы шли на изготовление метрических, клировых и иных книг – 203 руб. На покупку ладана и муки для просфор – 150 руб., на содержание и ремонт церкви и церковных домов – 207 руб., на покупку красного вина – 70 руб.
 
Священнослужители Троицкой церкви имели и гражданские должности. Уже упоминаемый Николай Константинович Домрачев был не только священником и законоучителем, но и председательствующим Ошланского кредитного товарищества, за что имел доход 20 руб., был назначен следователем по второму округу Нолинского уезда. В обязанности священнослужителей входила запись рождений и смертей. 
 
В Ошланской церкви, как указано в документах 1915 года хранились копии с метрических книг и исповедальные росписи с 1778 года. Церковь помогала людям выжить в трудные времена. Она помогала людям облегчить душу, вместе с ними радоваться жизни в немногочисленные дни церковных праздников. Колокола Ошланской церкви помогали путникам в пургу и метель не заблудиться в округе. Всё выше перечисленное говорит о том, что церковнослужителями проводилась большая культурно-идеологическая работа на селе и в округе. Церковь была центром культуры, а её служители показывали пример благодетельного человека.

Церковь во время и после её закрытия.

 В 20-е - 30-е годы церковь попала в опалу. Повсеместно церкви закрывали, а их служителей преследовали. В 30-е годы была закрыта и Ошланская Троицкая церковь. С неё был сброшен колокол и увезён в неизвестном направлении. Свидетельница этого трагического события Ашихмина Фаина Семёновна вспоминает: «Сбрасывали колокола с церкви, когда я училась во втором классе, мне было десять лет, это был 1936 год.
 
Все мы сбежали с уроков и спрятались в церковный амбар. Сбросили огромный колокол, были осколки, мы собирали их, думали, что золотые, так как они блестели. Иконы и иконостас уничтожали, сжигали. После закрытия церкви священники переместились жить в подвал. Они там вели службы, но очень мало. Семьи священников позднее разъехались» . Во время и после войны в церкви было зернохранилище. Зерна в нём было очень много, до половины окон, так как тогда колхозов было много, и все везли сдавать хлеб государству. В 80-е – 90-е годы 20 века церковь была приспособлена под склад строительных материалов (досок, шифера), в ней хранили и продавали мёд с колхозной пчелопасеки. На месте трапезной находилось устройство для размола зерна.
 
В настоящее время церковь принадлежит Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Природа» (бывший колхоз «Родина»). В ней находится склад строительных материалов (досок). Церковь является памятником культуры села и района. Сюда приходят на экскурсию учащиеся школы и туристы из других населённых мест. Она является символом нашего села и русской деревни, вдохновляет на литературное и художественное творчество вятских поэтов и художников. В наше село приезжал писать картины кировский художник Андрей Широков, он запечатлел на них и Троицкую церковь. Родному селу и церкви посвятил свои стихи и рисунки поэт из Псковской области, уроженец села Ошлань Ростислав Микрюков:

    В смятеньи покидал село родное…
    Пейзаж знакомый душу надрывал.
    В тиши, среди полуденного зноя
    Смотрел на церковь, но не узнавал!

    Разрушен третий ярус колокольни
    И нет ни барабана, ни креста!
    На сердце стало горестно и больно –
    Не спутал ли родимые места?

    И вот: иду к селу, ищу глазами
    Той звонницы величественный вид!
    Без этой старой церкви нет Ошлани,
    Без веры, без надежды – срам и стыд!

    Порой мы так невежественны сами
    И кто отдал церквушку ту на слом?..
    Но просыпаюсь с первыми лучами –
    Как хорошо, что это был лишь сон .

Заключение.

 Таким образом, я узнал, что церковь была построена старанием прихожан, численность которых в 18 веке почти в 3 раза превышала число жителей современной Ошлани. В приход входило 22 поселения, а сейчас осталось только 2: Ошлань и Таранки.
 
Церковь строилась в 1772-1778 годах. Росписи были произведены мастером своего дела. И кладка, и оформление внутреннего убранства церкви были выполнены качественно, за 229 лет ни одна из стен не разрушилась самостоятельно, а настенные росписи до сих пор радуют взор посетителей. Изучая особенности строения здания, я познакомился с названием отдельных частей церкви (пятигранная апсида, четверик, трапезная, полукруглые фронтоны, восьмигранные барабаны). 
 
На практике проследил особенности архитектурных стилей барокко и классицизма. Совершенно новые сведения, нигде ранее не описываемые, я получил из воспоминаний жителей села о колоколах и о том, как их сбрасывали. Но воспоминаний взято недостаточно, и поэтому сейчас мы с членами кружка занимаемся поиском жителей, которые помнят нашу церковь действующей. Я узнал, что помимо своих функций церковнослужители проводили большую работу по распространению грамотности в округе (почти все священники были законоучителями в Ошланской и Таранковской школах), проводили воспитательную работу с населением, показывая пример хорошего поведения. На протяжении полутора столетий церковь была центром культуры на селе. 
 
В настоящее время церковь является памятником архитектуры района, поэтому необходимо сохранить это здание от разрушения его людьми. Я считаю, что крест, который, наверное, скоро упадёт, нужно будет передать Богородской церкви, как памятник истории и память о предшествующих поколениях наших предков, сумевших в далёком прошлом, когда не было механизированной строительной техники, воздвигнуть это архитектурное чудо, используя только свою силу и руки.

Библиографический список.

    1. Историко-географическое статистическое описание. Изд. Вятские
    Епархиальные Ведомости. 1912 г.
    2. Клировые ведомости. Ф.237 Оп. 70 Док. 871, 891, 902, 903, 941, 956.
    3. Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии. 1909 г.
    Ф. 1 Оп.1 Ед.хр. 5.
    4. Безверхов Г.М. Архитектура сельских поселений. // Энциклопедия
    Земли Вятской в 10 т. Т. 5. Архитектура. – Киров: 2005.
    5. Безверхов Г.М. Краткий иллюстрированный словарь специальных
    терминов. // Энциклопедия Земли Вятской в 10 т. Т. 5. Архитектура. –
    Киров: 2005.
    6. Бойчук Н.М. Список памятников градостроительства и архитектуры
    Кировской области, состоящих на государственной охране на 1955 год. // Энциклопедия Земли Вятской в 10 т. Т. 5. Архитектура. – Киров: 2005.
    7. Каптиков Ю.А. Архитектурные формы храмов 1730-1770 годов.//
    Энциклопедия Земли Вятской в 10 т. Т. 5. Архитектура. – Киров: 2005.
    8. Гончарова Г.Н. Инвентаризационный паспорт памятников истории и
    культуры. ПРК «Реставратор» г. Киров. 1992 г.
    9. Вырезки газетных статей.

    Воспоминания жителей села Ошлань.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    Воспоминания Ашихминой Ф.С. Ашихмина Фаина Семеновна
    Родилась 30 апреля 1926 годав селе Ошлань
    Богородского района Кировской области. Пенсионерка.

 Церковь помню очень хорошо. В церкви тогда были два священника и один дьякон, который ходил во время службы с кадилом, в нем были угли, смола еловая. В церкви был звонарь Михаил, он был слепой. Он водил нас на колокольню и показывал, как звенят колокола.
 
Я это очень хорошо запомнила. Был один большой колокол и два меньше, с двух сторон на колокольне было много маленьких колоколов, может быть десять или больше, не помню. Звонарь вставал на слеги, к которым были привязаны языки маленьких колоколов, и раскачивал их, они издавали мелодичный звук. Один большой колокол и два маленьких приводились в движение руками звонаря, в которых он держал веревки, привязанные к языкам колоколов. 
 
Посторонним людям звонить разрешалось только в пасху. Звонили и в простые дни, когда была пурга, звонили специально, чтобы не заблудились люди. Во время свадьбы звонили, когда молодые выходили из церкви. Звонили во время служб и по праздникам. В церкви был красивый, позолоченный иконостас, по бокам его была резьба.
 
Сбрасывали колокола с церкви, когда я училась во втором классе, мне было десять лет, это был 1936 год. Все мы сбежали с уроков и спрятались в церковный амбар (он стоял там, где был школьный участок, деревянное здание юго-западнее церкви). Сбросили огромный колокол, были осколки, мы собирали их, думали, что золотые, так как они блестели. Иконы и иконостас уничтожали, сжигали. Люди их уже не брали, так как в бога не верили. Нам ученикам запрещали носить крестики и иконы. 
 
Учителя в школе проверяли, нет ли у кого крестика, не дай Бог, если найдут, сурово накажут. Даже снимали с работы. Крестить детей тоже запрещалось. У Бармина Михаила Васильевича бабушка (его теща) окрестила внука, так их чуть не выгнали из школы с работы. Это было примерно в 1950 году. Даже в другой области креститься нельзя было, сообщали на место работы. После закрытия церкви священники переместились жить в подвал. Они там вели службы но очень мало. Семьи священников позднее разъехались. Во время и после войны в церкви было зернохран
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: