Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37

Успешная школа

27 сентябрь 2017, Среда
3 786
2
Мой педагогический стаж приближается к пятидесяти годам. Я из педагогической династии сельских учителей - родился в школе. С раннего детства я наблюдал за работой своих родителей, слышал их разговоры, обсуждения школьных проблем, в том числе проблем неуспеваемости.

В 50-е – 60-е годы прошлого столетия существовала проблема второгодничества. Так называемые «переростки» (это ученики, оставшиеся на повторные годы обучения, зачастую по несколько раз) отличались агрессивностью, стремлением причинить школе какой-нибудь незначительный вред: сломать, разбить, испачкать, - обидеть учителя либо ученика.

Уже работая директором сельской средней малочисленной школы в 80-е годы и просматривая книгу приказов, я обнаружил и зафиксировал для себя, что в Ошланской семилетней школе в 1943 году было оставлено на повторный курс обучения 40 человек из 200, это 20%. И тогда, видимо, никого не волновало, что дети жили в голоде и холоде, много работали и дома по хозяйству, и на колхозной работе. Получали похоронки с фронта, переживали всенародное горе.

В 70-80-е годы началось «искоренение» второгодничества. В задачах планов классных руководителей и пионерских, и комсомольских организаций первым пунктом мы записывали: добиться стопроцентной успеваемости.

24 съезд КПСС (1971) поставил задачу активизации деятельности всех советских организаций. Решения съезда ознаменовали переход к более высокому этапу осуществления в стране всеобщего обязательного среднего образования молодёжи. Съезд потребовал усилить и качественно улучшить заботу о матери и ребёнке, о подрастающем поколении в целом.

В июне 1972 на основе решений 24 съезда партии ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Педагоги начали усиленно выдавать всем аттестаты о среднем образовании.

Даже в конце 80-годов было разрешено выдавать свидетельство о неполном среднем образовании, где стояло: 2 (неудовлетворительно). Допускалось два предмета. Так мы выдали 2 документа с двойками. Через год это отменили, заменив двойку на прочерк. Так мы выдали 3 документа с прочерками по алгебре либо геометрии.

К какому выводу я пришёл сейчас, в 21 веке, пройдя через тернии педагогических преобразований и нововведений, работая в обычной сельской малочисленной школе, испытывая финансовые трудности и кадровые проблемы при организации образовательного процесса. Всех моих школьников условно можно поделить на группы: несколько лицеистов, немного гимназистов, большинство – обычные ученики.

Есть лицензия на ведение коррекционного обучения по программе VIII вида, есть лицензия на ведение профессионального обучения по профессии «Тракторист-машинист». Есть лицензия на ведение профильного обучения, так как в школе достаточное количество высококвалифицированных учителей, имеющих высшую квалификационную категорию.

А общий подход следующий. Начну с притчи.

Одна маленькая девочка училась в школе. Однажды на уроке изобразительного искусства учительница сказала: «Дети, сегодня мы будем рисовать цветок».

Девочка обрадовалась, потому что очень любила рисовать. Она быстро взяла карандаши и приступила к работе.

Но учительница строго сказала: «Подождите, я покажу вам, как правильно рисовать цветок». И она нарисовала на доске красный цветок на зеленом стебельке.

«Теперь можете приступать к работе», - разрешила она.
Дети дружно взялись за работу и через некоторое время у всех на альбомных листочках красовались одинаковые красные цветы на зеленых стебельках.

«Молодцы!», - порадовалась учительница.
Через некоторое время семья девочки переехала, и девочка пошла в другую школу.
На уроке изобразительного искусства другая учительница сказала: «Дети, сегодня на уроке мы будем рисовать цветок».

Все дети приступили к работе, только одна новенькая девочка сидела.
«Ты почему не рисуешь?», - спросила учительница.

«А Вы не показали, какой цветок надо рисовать», - ответила девочка.
«Но это же твой цветок, и ты сама реши, каким он будет».

«А можно лепестки синие? А жёлтые? А оранжевые? А можно цветик-семицветик?».
«Конечно», - улыбнулась учительница.

Девочка радостно вздохнула и приступила к работе.

И уже через некоторое время её работа была закончена … – красный цветок на зеленом стебельке.
Эта притча, на мой взгляд, замечательно иллюстрирует стереотипы нашего мышления.

Спросите любого человека – кто такой неуспевающий ученик? И вы получите ответ – тот, который учится на двойки. Потому что он не успевает.

Давайте поразмышляем: за кем или за чем должен успевать ученик?

Многолетние наблюдения за судьбой выпускников нашей школы показывают, что нередко дети, которые учились в школе на 4 и 5, в жизни не могут добиться успеха, а те дети, про которых говорят «три пишем, два в уме», зачастую успешны в профессии и счастливы в семье.

Исходя из сказанного, наша школа уже многие годы реализует концепцию «Школа для всех», идеи для которой мы заимствовали у Е.А. Ямбурга.

Нашу школу и её ближний и дальний социум мы видим как многовариантное пространство предложений, из которых каждый ребёнок нашей школы - способный и не очень, лидер и ведомый, здоровый и часто болеющий, физик и лирик - обязательно найдёт выбор, важный для его развития.

И не только на уроке и в мероприятиях, связанных с уроком, но и в многочисленных внеурочных занятиях и на классных часах. Здесь и участие в конкурсах, праздниках, вечерах, смотрах, соревнованиях, защита проектов и трудовые дела, летний оздоровительный лагерь и занятия в кружках и секциях.

Какой же должна быть школа, в которой каждый ребёнок успешен?

Школа должна быть успевающей – за вызовами современного информационного общества, за изменениями стремительно меняющегося окружающего мира, за потребностями детей и запросами их родителей.

В успевающей школе – успевающие дети. В неуспевающей школе – с точностью до наоборот.
В успешной школе – успешные дети. А в неуспешной аналогично.

Вот вроде бы я ответил на свой вопрос.
А за ответом – опять сомнения.

А может быть, всего лишь успевающая школа рано или поздно станет неуспевающей? Может быть, школа должна быть опережающей?

И вообще, человек живёт, для того, чтобы учиться, или учится для того, чтобы жить?

Да еще бы не помешать ребёнку со всеми нашими взрослыми делами успеть прожить счастливое детство. Ведь вернуться в него ещё никому не удавалось…
В. ЗАШИХИН, директор Ошланской средней школы,
Заслуженный учитель РФ

ДЛЯ ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ


Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (2)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  1. Родители
    Родители Гости 3 октября 2017 06:39
    Действительно, школа ищет и пробует, дружит и трудится - знания детям дарит!
  2. Прилукова
    Прилукова Гости 27 сентября 2017 07:22
    Дорогой Владимир Александрович, спасибо за Ваши сомнения, надежды, Надеюсь, что не только педагоги, но и родители прочувствуют Вашу заботу, боль, сомнения, но и надежду за нашу школы, за них - наших детей...
    Информация к размышлению?!
     
Мы в соцсетях
Войти через: