САМОЕ ГЛАВНОЕ – НЕ БЫТЬ РАВНОДУШНЫМ!
Галина Николаевна ПЕСТОВА, учитель русского языка и литературы государственной средней школы с. Ошлань, в 2019 году удостоена высокой государственной награды – ей вручен нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». Мы попросили педагога рассказать о себе, о своих учительских принципах и стиле работы.
- Галина Николаевна, Вы живете в Богородском районе немногим более пяти лет, откуда Вы родом?
- Я родилась в Кумёнском районе, в деревне под названием Бабаны.
- Что повлияло на выбор профессии? Когда Вы поняли, что педагогика является вашим призванием?
- Я с самого раннего детства мечтала стать учителем. Дома и в детском саду, играя в куклы, я представляла себя воспитателем и проводила с воображаемыми детьми игры и занятия, потом, уже в школе, с подругами играла в «Школу», а иногда устраивала школьные уроки с папой, мамой и братом. Однако по-настоящему я поняла и осмыслила важность профессии учителя только тогда, когда моя мечта осуществилась.
Кроме этого, в моей жизни был кумир – учитель русского языка и литературы Мосунова Тамара Ивановна.
Я вспоминаю школьные деньки.
Любимые уроки пред глазами.
И вы, мой педагог и мой кумир,
С заветным томиком стихов пред нами.
Вы подарили мне счастливые мгновенья
От встречи с миром добрых, чудных книг.
У вас училась я труду и вдохновенью.
И пониманию того, как мир велик.
Однако моя мечта осуществилась не сразу. После окончания Бельтюговской восьмилетней школы вместе с подругами «за компанию» я пошла учиться в Слободское дошкольное педагогическое училище, окончила с отличием и поступила на работу в детский сад «Берёзка» в п. Кумёны, подала документы в Кировский педагогический институт имени В.И.Ленина на филологический факультет.
А потом были два года работы в Кумёнском райкоме ВЛКСМ, сначала инструктором, потом заведующей орготделом, потом – третьим секретарём по работе с учащейся молодёжью и пионерами. И лишь после этого моя мечта осуществилась – я стала учителем!
…В Ошланской школе в качестве учителя русского языка и литературы тружусь с 1 сентября 2013 года.
- Был ли в вашей педагогической практике случай, который Вы помните всю жизнь.
- Это было в начале моей педагогической карьеры. Я хранила мел в конторке учительского стола. Прихожу на урок, открываю конторку, а там мышь. Как она туда забралась, догадаться было несложно: дети меня проверяют.
Я трусиха, и мышей боюсь до сих пор. Но хватило смелости быстро за-крыть ящик конторки и попросить дежурного ученика сходить за мелом, по-тому что якобы мои «запасы» закончились. Больше они меня не испытывали на трусость. Конечно, за тридцать лет работы в школе было всякое, но почему-то вспоминается только хорошее.
- Как выдерживаете поведение «трудных» детей, которые не желают слушать про проблемы далекой от них во времени «Капитанской дочки», разбираться с подлежащими и сказуемыми и т.д. Чем удерживаете внимание класса?
- Я уверена, что «трудных детей» нет, это мы, взрослые, их делаем таки-ми. Не ребёнок должен нас понимать, а мы – ребёнка. Ведь мы уже были детьми, а ребёнок ещё не был взрослым.
Почти в каждом классе были и есть дети, которые не хотят и не любят учиться. Как их заставить читать? Тут силой ничего не сделаешь. Важно ув-лечь, заинтересовать ребёнка. На своих уроках литературы я пытаюсь достучаться до сердца каждого маленького человечка, заглянуть ему в глаза, чтобы понять, что происходит в данный момент в его душе.
На мой взгляд, самый страшный человеческий порок – это равнодушие. Не быть равнодушным к жизни, к чужой боли, радоваться каждому новому дню – вот мой девиз, мой жизненный ориентир, мой компас.
И ещё очень важен пример родителей. Когда я спрашиваю детей, а что читают их родители, они чаще всего отвечают: «Ничего». А ведь ещё Л.Н. Толстой говорил, что ничто не воспитывает нас так, как пример собственных родителей. Я вспоминаю своё детство. В нашей семье читали всегда и все.
Папа однажды мне рассказал, как в молодости за одну ночь при керосиновой лампе прочитал «Анну Каренину». Когда я училась в школе, дома выписыва-ли толстый литературный журнал «Роман-газета», и многие жители села бра-ли эти журналы, чтобы почитать. Я помню, что «Вечный зов» я сначала про-читала в «Роман-газете», а только потом увидела фильм.
Читать я научилась до школы, и уже тогда брала толстые книги из библиотеки. В школе, выучив уроки, садилась за книжку. Уходила на кухню и читала «запоем» до позднего вечера, а иногда и ночью. Прогоняли спать родители, иногда «с ремнём». Моей маме девяносто лет, но она до сих пор очень много читает.
- А какая Ваша любимая книга, любимая цитата из книги?
- Любимых книг очень много, они менялись на протяжении жизни с приобретением нового опыта и смысла жизни. Сейчас – это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любить и верить, не терять надежду, идти до конца, чтобы победить зло и несправедливость – этому я учусь у Маргариты, главной героини романа. Этому я стараюсь научить ребят.
- Что самое трудное в работе педагога? Как преодолеваете трудности?
- На мой взгляд, самое трудное в работе педагога – это научиться любить каждого маленького человечка, как своего собственного ребёнка и помогать ему преодолевать временные трудности. А ещё важно помнить, что все мы люди и можем ошибаться, но самое главное – увидеть эту ошибку и попытаться её исправить.
Есть у меня ещё одно правило – никогда не останавливаться на достиг-нутом, учить не только других, но и учиться самой. В современном мире цифровой науки и техники сложно шагать в ногу со временем, но я стараюсь быть в курсе новых педагогических технологий и методик, изучать и совер-шенствовать свои знания, чтобы делиться ими с моими воспитанниками.
- Что бы Вы изменили в курсе преподавания своего предмета?
- Я хорошо понимаю, что каждое время требует своих учёных и гениев, что с каждым годом рождаются новые писатели и поэты, что непомерно увеличивается количество изучаемых в школе произведений. Но объять всё не-возможно.
Если бы я составляла школьную программу по литературе, то значительно сократила бы количество изучаемых произведений в старших классах, чтобы увеличить время на более детальное изучение классических произведений с целью достучаться до сердца каждого своего ученика.
Необходимо учить детей чувствовать не только радость, но и чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье. Именно литература может этому научить.
- Ваши педагогические принципы?
- У меня их несколько. Во-первых, «нужно любить то, что ты делаешь, любить свою работу». Каждый день я открываю двери школы, как в первый раз. Иду на урок и волнуюсь, как девочка на первом свидании.
Я люблю при-ходить в школу задолго до начала первого урока, пройтись по тихим школьным коридорам и спокойно, без излишней суеты, приготовиться к новому учебному дню. Для меня школа стала настоящим домом, где мне всегда рады, где меня ждут и любят.
Во-вторых, «люби тех, кому отдаёшь свои знания».
Сколько зим и лет пролетело.… Перед глазами встают лица моих учеников. Все они разные, но, сколько в них тепла, нежности, понимания.… Вот и сейчас, глядя в их жи-вые, озорные, иногда тревожные, иногда счастливые глаза, я понимаю: дети мне доверяют!
Как это важно для любого человека – чтобы тебе доверяли! И я стараюсь не утратить эту живую связь между мной и моими воспитанника-ми. Я их тоже по-своему люблю и пытаюсь понять, и если даже мы не всегда находим с ними взаимопонимание, я верю в то, что рано или поздно это взаимопонимание придёт.
«Уступает тот, кто умнее, - говорила не раз моя учительница, - остынь и начни сначала». Я знаю, что «в ответе за тех, кого приручила».
В-третьих, «учись хорошо делать свою работу».
Я стараюсь не только передавать детям свои знания, но и открывать перед ними большой и удиви-тельный мир. Я понимаю, что надо отлично знать свой предмет, всё время совершенствоваться, всю жизнь учиться самому, чтобы чему-то научить других.
Я стараюсь идти в ногу со временем. Когда-то с огромным желанием включилась в работу по системе развивающего обучения. Сейчас осваиваю компетентностно-деятельный подход в образовании, новые ФГОСы. Какой трудной показалась поначалу проектная деятельность! Потом поняла, что давно занимаюсь ею.
Мои воспитанники создают свои творческие проекты: сочиняют сказки, басни, рассказы, стихи, исследуют местные говоры, пытаются разгадать тайны школьных прозвищ, издают рукописные журналы. Сейчас, когда вижу, с каким воодушевлением мои воспитанники демонстрируют презентации и учебные проекты, как у них горят глаза, понимаю, что ничего непреодолимого нет. «Надо только сначала научиться самому, а потом научить других», - вот и вся истина.
В-четвертых, «главное в человеке – не кто он, а какой он».
Что глав-нее: воспитание или обучение? Каким должен быть человек XXI века? Кто ваш кумир? Эти вопросы задавала нам Тамара Ивановна, стараясь делать обучение проблемным. Эти вопросы я постоянно задаю своим ученикам. Я уверена, что решение проблем учит использовать опыт прошлого и адекватно оценивать любую ситуацию.
Литература – предмет человековедения. Я до сих пор помню урок лите-ратуры, на котором я (тогда школьница) изучала рассказ Н. Носова «Огурцы». Я помню слова героини книги, мамы мальчика, укравшего на колхозном огороде огурцы. Мальчик напуган, он боится нести огурцы обратно, ведь там сторож, у него ружьё, он может выстрелить и убить. Я помню этот урок нравственности: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».
В-пятых, «настоящий учитель – и певец, и жнец, и на дуде игрец». Я уверена, что нельзя учить и воспитывать только на уроке. Именно поэтому я всегда веду дополнительно, помимо часов, кружки и факультативы. Несколько лет подряд вела театральный кружок и убедилась, что неталантливых детей нет.
Надо только вовремя разглядеть этот талант, дать ему возможность разгореться и не погаснуть. Порой самые отчаянные забияки и драчуны – настоящие артисты.
Я сама до сих пор являюсь активным участником художественной самодеятельности на селе. С огромным желанием выхожу и на сцену и читаю стихи. Люблю петь. Мы и сейчас, собираясь своей семьёй, поём застольные и народные песни. Моим ученикам нравится, что я не только «школьная училка», но и по-своему талантливый человек. Мне некогда скучать.
- Ваш жизненный девиз, философия, которой придерживаетесь.
- У каждого человека должен быть какой-то жизненный урок, у меня он такой: «Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, то за-чем я?». Действительно, нужно уважать себя и других, жить не только для себя, но и для своих близких, родных, для тех, кто сегодня рядом с тобой.
- Спасибо за интервью. От всей души ещё раз поздравляем с высокой наградой. Желаем творческого вдохновения, стойкости и безграничной детской любви!
Светлана МЕТЕЛЕВА.
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (1)