Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » САМОЕ ГЛАВНОЕ – НЕ БЫТЬ РАВНОДУШНЫМ!

САМОЕ ГЛАВНОЕ – НЕ БЫТЬ РАВНОДУШНЫМ!

25 январь 2020, Суббота
2 331
1
Галина Николаевна ПЕСТОВА, учитель русского языка и литературы государственной средней школы с. Ошлань, в 2019 году удостоена высокой государственной награды – ей вручен нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». Мы попросили педагога рассказать о себе, о своих учительских принципах и стиле работы.

- Галина Николаевна, Вы живете в Богородском районе немногим более пяти лет, откуда Вы родом?
- Я родилась в Кумёнском районе, в деревне под названием Бабаны.

- Что повлияло на выбор профессии? Когда Вы поняли, что педагогика является вашим призванием?
- Я с самого раннего детства мечтала стать учителем. Дома и в детском саду, играя в куклы, я представляла себя воспитателем и проводила с воображаемыми детьми игры и занятия, потом, уже в школе, с подругами играла в «Школу», а иногда устраивала школьные уроки с папой, мамой и братом. Однако по-настоящему я поняла и осмыслила важность профессии учителя только тогда, когда моя мечта осуществилась.

Кроме этого, в моей жизни был кумир – учитель русского языка и литературы Мосунова Тамара Ивановна.

Я вспоминаю школьные деньки.
Любимые уроки пред глазами.
И вы, мой педагог и мой кумир,
С заветным томиком стихов пред нами.
Вы подарили мне счастливые мгновенья
От встречи с миром добрых, чудных книг.
У вас училась я труду и вдохновенью.
И пониманию того, как мир велик.

Однако моя мечта осуществилась не сразу. После окончания Бельтюговской восьмилетней школы вместе с подругами «за компанию» я пошла учиться в Слободское дошкольное педагогическое училище, окончила с отличием и поступила на работу в детский сад «Берёзка» в п. Кумёны, подала документы в Кировский педагогический институт имени В.И.Ленина на филологический факультет.

А потом были два года работы в Кумёнском райкоме ВЛКСМ, сначала инструктором, потом заведующей орготделом, потом – третьим секретарём по работе с учащейся молодёжью и пионерами. И лишь после этого моя мечта осуществилась – я стала учителем!
…В Ошланской школе в качестве учителя русского языка и литературы тружусь с 1 сентября 2013 года.

- Был ли в вашей педагогической практике случай, который Вы помните всю жизнь.
- Это было в начале моей педагогической карьеры. Я хранила мел в конторке учительского стола. Прихожу на урок, открываю конторку, а там мышь. Как она туда забралась, догадаться было несложно: дети меня проверяют.

Я трусиха, и мышей боюсь до сих пор. Но хватило смелости быстро за-крыть ящик конторки и попросить дежурного ученика сходить за мелом, по-тому что якобы мои «запасы» закончились. Больше они меня не испытывали на трусость. Конечно, за тридцать лет работы в школе было всякое, но почему-то вспоминается только хорошее.

- Как выдерживаете поведение «трудных» детей, которые не желают слушать про проблемы далекой от них во времени «Капитанской дочки», разбираться с подлежащими и сказуемыми и т.д. Чем удерживаете внимание класса?
- Я уверена, что «трудных детей» нет, это мы, взрослые, их делаем таки-ми. Не ребёнок должен нас понимать, а мы – ребёнка. Ведь мы уже были детьми, а ребёнок ещё не был взрослым.

Почти в каждом классе были и есть дети, которые не хотят и не любят учиться. Как их заставить читать? Тут силой ничего не сделаешь. Важно ув-лечь, заинтересовать ребёнка. На своих уроках литературы я пытаюсь достучаться до сердца каждого маленького человечка, заглянуть ему в глаза, чтобы понять, что происходит в данный момент в его душе.

На мой взгляд, самый страшный человеческий порок – это равнодушие. Не быть равнодушным к жизни, к чужой боли, радоваться каждому новому дню – вот мой девиз, мой жизненный ориентир, мой компас.

И ещё очень важен пример родителей. Когда я спрашиваю детей, а что читают их родители, они чаще всего отвечают: «Ничего». А ведь ещё Л.Н. Толстой говорил, что ничто не воспитывает нас так, как пример собственных родителей. Я вспоминаю своё детство. В нашей семье читали всегда и все.

Папа однажды мне рассказал, как в молодости за одну ночь при керосиновой лампе прочитал «Анну Каренину». Когда я училась в школе, дома выписыва-ли толстый литературный журнал «Роман-газета», и многие жители села бра-ли эти журналы, чтобы почитать. Я помню, что «Вечный зов» я сначала про-читала в «Роман-газете», а только потом увидела фильм.

Читать я научилась до школы, и уже тогда брала толстые книги из библиотеки. В школе, выучив уроки, садилась за книжку. Уходила на кухню и читала «запоем» до позднего вечера, а иногда и ночью. Прогоняли спать родители, иногда «с ремнём». Моей маме девяносто лет, но она до сих пор очень много читает.

- А какая Ваша любимая книга, любимая цитата из книги?
- Любимых книг очень много, они менялись на протяжении жизни с приобретением нового опыта и смысла жизни. Сейчас – это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любить и верить, не терять надежду, идти до конца, чтобы победить зло и несправедливость – этому я учусь у Маргариты, главной героини романа. Этому я стараюсь научить ребят.

- Что самое трудное в работе педагога? Как преодолеваете трудности?
- На мой взгляд, самое трудное в работе педагога – это научиться любить каждого маленького человечка, как своего собственного ребёнка и помогать ему преодолевать временные трудности. А ещё важно помнить, что все мы люди и можем ошибаться, но самое главное – увидеть эту ошибку и попытаться её исправить.

Есть у меня ещё одно правило – никогда не останавливаться на достиг-нутом, учить не только других, но и учиться самой. В современном мире цифровой науки и техники сложно шагать в ногу со временем, но я стараюсь быть в курсе новых педагогических технологий и методик, изучать и совер-шенствовать свои знания, чтобы делиться ими с моими воспитанниками.

- Что бы Вы изменили в курсе преподавания своего предмета?
- Я хорошо понимаю, что каждое время требует своих учёных и гениев, что с каждым годом рождаются новые писатели и поэты, что непомерно увеличивается количество изучаемых в школе произведений. Но объять всё не-возможно.

Если бы я составляла школьную программу по литературе, то значительно сократила бы количество изучаемых произведений в старших классах, чтобы увеличить время на более детальное изучение классических произведений с целью достучаться до сердца каждого своего ученика.

Необходимо учить детей чувствовать не только радость, но и чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье. Именно литература может этому научить.

- Ваши педагогические принципы?
- У меня их несколько. Во-первых, «нужно любить то, что ты делаешь, любить свою работу». Каждый день я открываю двери школы, как в первый раз. Иду на урок и волнуюсь, как девочка на первом свидании.

Я люблю при-ходить в школу задолго до начала первого урока, пройтись по тихим школьным коридорам и спокойно, без излишней суеты, приготовиться к новому учебному дню. Для меня школа стала настоящим домом, где мне всегда рады, где меня ждут и любят.

Во-вторых, «люби тех, кому отдаёшь свои знания».
Сколько зим и лет пролетело.… Перед глазами встают лица моих учеников. Все они разные, но, сколько в них тепла, нежности, понимания.… Вот и сейчас, глядя в их жи-вые, озорные, иногда тревожные, иногда счастливые глаза, я понимаю: дети мне доверяют!

Как это важно для любого человека – чтобы тебе доверяли! И я стараюсь не утратить эту живую связь между мной и моими воспитанника-ми. Я их тоже по-своему люблю и пытаюсь понять, и если даже мы не всегда находим с ними взаимопонимание, я верю в то, что рано или поздно это взаимопонимание придёт.

«Уступает тот, кто умнее, - говорила не раз моя учительница, - остынь и начни сначала». Я знаю, что «в ответе за тех, кого приручила».

В-третьих, «учись хорошо делать свою работу».
Я стараюсь не только передавать детям свои знания, но и открывать перед ними большой и удиви-тельный мир. Я понимаю, что надо отлично знать свой предмет, всё время совершенствоваться, всю жизнь учиться самому, чтобы чему-то научить других.

Я стараюсь идти в ногу со временем. Когда-то с огромным желанием включилась в работу по системе развивающего обучения. Сейчас осваиваю компетентностно-деятельный подход в образовании, новые ФГОСы. Какой трудной показалась поначалу проектная деятельность! Потом поняла, что давно занимаюсь ею.

Мои воспитанники создают свои творческие проекты: сочиняют сказки, басни, рассказы, стихи, исследуют местные говоры, пытаются разгадать тайны школьных прозвищ, издают рукописные журналы. Сейчас, когда вижу, с каким воодушевлением мои воспитанники демонстрируют презентации и учебные проекты, как у них горят глаза, понимаю, что ничего непреодолимого нет. «Надо только сначала научиться самому, а потом научить других», - вот и вся истина.

В-четвертых, «главное в человеке – не кто он, а какой он».
Что глав-нее: воспитание или обучение? Каким должен быть человек XXI века? Кто ваш кумир? Эти вопросы задавала нам Тамара Ивановна, стараясь делать обучение проблемным. Эти вопросы я постоянно задаю своим ученикам. Я уверена, что решение проблем учит использовать опыт прошлого и адекватно оценивать любую ситуацию.

Литература – предмет человековедения. Я до сих пор помню урок лите-ратуры, на котором я (тогда школьница) изучала рассказ Н. Носова «Огурцы». Я помню слова героини книги, мамы мальчика, укравшего на колхозном огороде огурцы. Мальчик напуган, он боится нести огурцы обратно, ведь там сторож, у него ружьё, он может выстрелить и убить. Я помню этот урок нравственности: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».

В-пятых, «настоящий учитель – и певец, и жнец, и на дуде игрец». Я уверена, что нельзя учить и воспитывать только на уроке. Именно поэтому я всегда веду дополнительно, помимо часов, кружки и факультативы. Несколько лет подряд вела театральный кружок и убедилась, что неталантливых детей нет.

Надо только вовремя разглядеть этот талант, дать ему возможность разгореться и не погаснуть. Порой самые отчаянные забияки и драчуны – настоящие артисты.

Я сама до сих пор являюсь активным участником художественной самодеятельности на селе. С огромным желанием выхожу и на сцену и читаю стихи. Люблю петь. Мы и сейчас, собираясь своей семьёй, поём застольные и народные песни. Моим ученикам нравится, что я не только «школьная училка», но и по-своему талантливый человек. Мне некогда скучать.

- Ваш жизненный девиз, философия, которой придерживаетесь.
- У каждого человека должен быть какой-то жизненный урок, у меня он такой: «Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, то за-чем я?». Действительно, нужно уважать себя и других, жить не только для себя, но и для своих близких, родных, для тех, кто сегодня рядом с тобой.

- Спасибо за интервью. От всей души ещё раз поздравляем с высокой наградой. Желаем творческого вдохновения, стойкости и безграничной детской любви!

Светлана МЕТЕЛЕВА.


Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (1)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  1. Зашихин В. А.
    Зашихин В. А. Гости 27 января 2020 07:30
    Уважаемая Галина Николаевна! Поздравляю с заслуженной наградой Родины! Желаю дальнейших успехов и достижений на долгие годы! С поклоном Владимир Александрович, директор школы.
Мы в соцсетях
Войти через: