История с. Спасское
Село наше основано в конце 19 века. Построено оно на границе Нолинского и Глазовского уездов. Здесь проходила проезжая дорога из одного уезда в другой, а вместо пограничного столба – большая развесистая елка. Населенные пункты, которые входили с состав Спасского сельского совета в последнее время: Бали, Березовка, Ложкино, Паламовщина, Ряби, Фадинцы, Бородинцы, Галки, Костяево, Большое и Малое Багаево – относились к Глазовскому уезду. А такие деревни: Лаптево, Сухано, Вогульцы, Козлы, Лемехи, Леваново, Ляжмар, Полежаево – к Нолинскому. В то время все деревни делились по приходам, а потому все деревни Глазовского уезда относились к Ухтымскому приходу, Ухтымской волости, деревни же Нолинского уезда относились к Богородской волости, к Богородскому приходу. В то время население полностью отдавалось служению богу, но большая отдаленность от церкви создавала много неудобств. До церкви с.Ухтым – 15 – 18 км, с Богородского – 10 – 12 км, такая отдаленность затрудняла людей часто посещать церковь, поэтому проявлялось недовольство такой отдаленностью церкви.
Существует такая легенда, что вдруг в один прекрасный день на правой стороне дороги появилась на столбе икона Спасителя. Весть эта быстро облетела окружающие деревни, всем хотелось посмотреть на новоявленную икону. Собралось много народа, нашлись и такие, что стали агитировать построить здесь церковь. Собрали сход жителей близлежащих деревень. На этом сходе выбрали ходоков в город Вятку к архиерею за разрешением. Это были Любов Анкудий Викулович из деревни Ложкино и Исупов Демьян Алексеевич из д. Паламовщина. Это было в 1892 году. Разрешение было получено и начали сбор пожертвований со всего населения на строительство церкви.
Один пожилой крестьянин из д. Козлы пожертвовал 100 рублей (Козлов Ефим Матвеевич) и в 1900 году, когда он умер, был первым похоронен около церкви – в церковной ограде. Срубы церкви были закуплены в селе Верхобыстрица за 700 рублей. Чтобы привезти эти срубы – опять же на каждый двор было доведено задание сколько лошадей и трудоспособных людей выделить для этой работы. В 1892 году состоялась торжественная закладка церкви. Со всех деревень собрались празднично одетые люди, их Ухтыма приехали 2 священника, был отслужен молебен. Строилась церковь 3 года. В это же время были построены первые три дома: для священника, дьякона – псаломщика и просфирни В 1897 году церковь была освящена, приехали служители церкви, началась служба. Так с 1897 года начало свою жизнь село Спасское. Вот дословно первые записи из церковных книг (они хранятся в районном ЗАГСе). Записи актов крещения, бракосочетания. Дата рождения 3 января, дата крещения 4 января 1897 года. Пол мужской, имя Иоан, деревни Фадинской, Ухтымской волости у крестьянина Митрофанова Аникия и жены его Наталии. 5 февраля: жених: солдатский сын крестьянин Бронников Семион. Состоящий в вприемышах у крестьянина починка Рябинский Ухтымской волости Георгия Корнилова Анисимова, православного вероисповедования, первым браком. Невеста: девица Арина деревни Антипинской Ухтымской волости. Записи о смерти: Умер 5 февраля, погребен 11 февраля деревни над Талым Ключом крестьянин Ефимий Северианов. Каждая запись сопровождается личной подписью священника: Иоанн Рубинский и протодьякона: Петр Кулев.
Сразу же приезжает сюда торговец Рассохин Андрей Федорович. Сначала он торговал в существовавшей до него сторожке, а потом построил свою бакалейную лавку. Позднее приехал сюда еще один торговец Михаил Кузьмич и тоже открыл свою лавку – магазин. Да поселилась здесь старушка, которая жила подаяниями у церкви. Вот и все население села Спасское, которое было названо так в честь той иконы, которую нашли здесь. Но в народе называли его Новым селом и еще маленьким Ухтымчиком. На следующий год в 1898 году была построена школа южнее церкви и называлась она церковно – приходской. Надзирателем школы был священник А первым учителем был дьякон Кулев Петр Клавдиевич. В школе было 2 класса. Вторым учителем, которого называли помощником учителя был Беляев Сергей Егорович – уроженец д. Бородинцы. Таким оставалось наше село до самой революции.
Итоги переписи населения 1901 года (Спасский приход)
На территории Спасского прихода расположено 269 дворов, мужчин проживает – 1077, женщин – 1044. По роду занятий: 7 человек – лесничество, торговля лошадьми – 3 человека, торговля рыбой, мукой – 8 человек, 20 дворов занимались изготовлением горшков, лаковой посуды, что приносило немалую выгоду. Не менее выгодным было и плетение мочальных рогож. 6 человек – слесарничали, портных – 14, 4 человека занимались выделкой кож. Отопление дровами из Порезской дачи (30 км). Из 269 дворов – черных дымных изб – 116. Религиозное состояние утешительное. Храм посещают исправно.
Школа официально зарегистрирован ас 1898 года, но начала свою работу с октября 1897 года. Священник Иоанн Рубинский заведовал школой бесплатно. С марта 1899 года по сентябрь 1900 года работал помощником учителя Беляев С.С., а потом выбыл в Балезино для продолжения образования. Зарплата от 20 до 40 рублей в год. Попечительница школы – жена священника Екатерина Николаевна Рубинская. Прихожане к школе относятся сочувственно, детей в школу пускают охотно. В школе было 97 названий книг, 105 томов. В приходе есть Ходыревская платная библиотека, в Паламовщине и Галках. Приблизительно половина населения грамотные. Имеют место громкие чтения на улицах и в Ходыревской (Бородинской) часовне. Общества трезвости в приходе нет, нет в нем и надобности, т.к. винной лавки в селе нет.
(П. Кулев) Приложение к губернским ведомостям № 34, 35, 36. март 1902 г.
В 1918 году с приходом Советской власти в с. Спасское был создан сельский Совет. Он Объединил не все деревни Спасского прихода, а только те, что относились к Ухтымской волости. Сельский Совет разместился в доме торговца, который был у него конфискован. В 1918 году по решению Совета школа была переведена в дом священника. В 1922 году в селе открыт медпункт в доме просфирни. Первым фельдшером был Северюхин Афонасий Павлович, уроженец деревни Ложкино. Тридцатые годы… Как и по всей стране, в районе началась коллективизация сельского хозяйства. Во всех деревнях не без сопротивления класса кулачества, были организованы колхозы, но в с. Спасское крестьянского населения не было. И колхоза в селе не было.
В деревне Больше бали – 6 хозяйств записались в колхоз, это было отделение колхоза «Первомайский». Руководил им коммунист Широков Григорий Романович.. С чего же начинали? В первую очередь была нарезана земля для совместной обработки, государство выделило 4 одноколесных плуга. Членам колхоза в первую очередь выделяли промышленные товары. Все эти 6 хозяйств и особенно их руководитель Широков вызывали большое недовольство остальных однодеревенцев. Бывало, что обозленные соседи собирались под окнами дома, выкрикивали всяческие ругательства. Угрозы, стучали в стены дома, и однажды даже жена коммуниста вынуждена была обратиться за помощью к членам колхоза. И мужчины целую ночь дежурили в доме своего вожака, вооружившись топорами. А когда ездили в район за плугами, ночью в колхозников стреляли, но, к счастью, промахнулись. По прошествии некоторого времени в деревню приехали районные уполномоченные, была проведена большая разъяснительная работа и в колхоз записались все. Но распространялись самые разные слухи по поводу колхозов, и через неделю все вновь вступившие в колхоз вышли из него, но первые 6 хозяйств остались, и некоторое времяколхоз продолжал существовать в таком составе. Год 1932. Строится шоссейная дорога Богородское – Уни.
Год 1939. По инициативе председателя сельского Совета Ходырева Александра Феоктистовича в с. Спасское строится новый дом для сельского Совета. Жизнь села и окружающих деревень налаживалась. В домах появился достаток, но…Год 1941.Война .Около 800 мужчин ушли на фронт из деревень нашего сельского Совета. Из них погибли и пропали без вести 326 человек. У 326 человек нет могилки на нашем кладбище и некуда прийти поклониться оставшимся в живых их родным и близким. Ответственные задачи поставила война перед тружениками деревни. Это они вятские женщины, старики и подростки, те кто не ушел на фронт, выращивали хлеб и кормили им армию, рабочих заводов, кормили страну и одевали бойцов. Так колхозники Спасского сельского Совета передали в комиссию по сбору теплых вещей 40 пар валенок, 25 пар носков и 33 пары рукавиц. А еще земля наша приняла эвакуированных и помогали им женщины выжить.
9 мая 1945 года. Победа! Весть эта очень быстро распространилась по всем деревням. А весна была в полном разгаре и все трудоспособные были в поле на весенних работах. И вот нарочный на лошади подъезжает к работающим: «Победа!». Во всех деревнях было так или почти так. Люди побросали работу – и в деревню. Горько – веселый праздник Победы, сколько радости – Победа! Сколько слез – потеряны родные, близкие! Вдовы снова оплакивали своих мужей. Но земля не может ждать, и на второй день все полевые работы были возобновлены, люди сеяли первый послевоенный хлеб. В 1958 году началось укрупнение колхозов и все колхозы Ляжмарского и Спасского сельсоветов были объединены в один колхоз «Рассвет». Центр колхоза разместился в с. Спасское. Первым председателем объединенного колхоза стал Повышев Михаил Петрович. С этого года резко меняется облик села Спасское. Развертывается строительство. Построили клуб, пекарню, несколько квартир, контору колхоза, расширили школьный интернат, построили столовую для интерната.1962 год. За речкой строят первую мехмастерскую колхоза.
В 1958 году начались работы по радиофикации населенных пунктов. Постепенно в домах появилось радио. А в 1964 году село Спасское было электрифицировано. Энергию получали от дизельной колхозной станции.. До чего же ярко светились окна клуба, конторы и жилых домов! Показатели работы сельского хозяйства за 1967 год. Государственные планы за 1966 год перевыполнены. Продано государству молока – 4521 ц., мяса – 965 ц. Колхоз реорганизован в совхоз в 1965 году. Материальное положение работников пошло в гору. Рабочие получали гарантированную зарплату два раза в месяц. Трудодень ушел в прошлое. Страницы районной газеты «Заря» пестрят заметками о наших рабочих. Большая статья о доярке - Ходыревой А.П организовавшей своевременное покрытие коров. Высокая выработка у механизаторов Котегова В.Т., Абашеева А.Д., среди комбайнеров на хорошем счету Курочкин Л, телятница Загребина Т.И. Курочкина Н.А., свинарки Корчемкина А.В. получили хорошие привесы молодняка. Весенний сев 1967 года: впереди других Абашеев П.И., Абашеев А.Д. Они завершили сев трехсеялочными агрегатами за 5 рабочих дней. Уборка: на 28 июля в совхозе было убрано 822 га хлебов. Передовиками уборки в совхозе были Абашеев П.И., Курочкин Л.М., Кутявин А.А. На торжественном заседании в клубе передовым людям совхоза вручались премии, подарки и среди них такие, как годовые подписки на газеты и журналы.
Существует такая легенда, что вдруг в один прекрасный день на правой стороне дороги появилась на столбе икона Спасителя. Весть эта быстро облетела окружающие деревни, всем хотелось посмотреть на новоявленную икону. Собралось много народа, нашлись и такие, что стали агитировать построить здесь церковь. Собрали сход жителей близлежащих деревень. На этом сходе выбрали ходоков в город Вятку к архиерею за разрешением. Это были Любов Анкудий Викулович из деревни Ложкино и Исупов Демьян Алексеевич из д. Паламовщина. Это было в 1892 году. Разрешение было получено и начали сбор пожертвований со всего населения на строительство церкви.
Один пожилой крестьянин из д. Козлы пожертвовал 100 рублей (Козлов Ефим Матвеевич) и в 1900 году, когда он умер, был первым похоронен около церкви – в церковной ограде. Срубы церкви были закуплены в селе Верхобыстрица за 700 рублей. Чтобы привезти эти срубы – опять же на каждый двор было доведено задание сколько лошадей и трудоспособных людей выделить для этой работы. В 1892 году состоялась торжественная закладка церкви. Со всех деревень собрались празднично одетые люди, их Ухтыма приехали 2 священника, был отслужен молебен. Строилась церковь 3 года. В это же время были построены первые три дома: для священника, дьякона – псаломщика и просфирни В 1897 году церковь была освящена, приехали служители церкви, началась служба. Так с 1897 года начало свою жизнь село Спасское. Вот дословно первые записи из церковных книг (они хранятся в районном ЗАГСе). Записи актов крещения, бракосочетания. Дата рождения 3 января, дата крещения 4 января 1897 года. Пол мужской, имя Иоан, деревни Фадинской, Ухтымской волости у крестьянина Митрофанова Аникия и жены его Наталии. 5 февраля: жених: солдатский сын крестьянин Бронников Семион. Состоящий в вприемышах у крестьянина починка Рябинский Ухтымской волости Георгия Корнилова Анисимова, православного вероисповедования, первым браком. Невеста: девица Арина деревни Антипинской Ухтымской волости. Записи о смерти: Умер 5 февраля, погребен 11 февраля деревни над Талым Ключом крестьянин Ефимий Северианов. Каждая запись сопровождается личной подписью священника: Иоанн Рубинский и протодьякона: Петр Кулев.
Сразу же приезжает сюда торговец Рассохин Андрей Федорович. Сначала он торговал в существовавшей до него сторожке, а потом построил свою бакалейную лавку. Позднее приехал сюда еще один торговец Михаил Кузьмич и тоже открыл свою лавку – магазин. Да поселилась здесь старушка, которая жила подаяниями у церкви. Вот и все население села Спасское, которое было названо так в честь той иконы, которую нашли здесь. Но в народе называли его Новым селом и еще маленьким Ухтымчиком. На следующий год в 1898 году была построена школа южнее церкви и называлась она церковно – приходской. Надзирателем школы был священник А первым учителем был дьякон Кулев Петр Клавдиевич. В школе было 2 класса. Вторым учителем, которого называли помощником учителя был Беляев Сергей Егорович – уроженец д. Бородинцы. Таким оставалось наше село до самой революции.
Итоги переписи населения 1901 года (Спасский приход)
На территории Спасского прихода расположено 269 дворов, мужчин проживает – 1077, женщин – 1044. По роду занятий: 7 человек – лесничество, торговля лошадьми – 3 человека, торговля рыбой, мукой – 8 человек, 20 дворов занимались изготовлением горшков, лаковой посуды, что приносило немалую выгоду. Не менее выгодным было и плетение мочальных рогож. 6 человек – слесарничали, портных – 14, 4 человека занимались выделкой кож. Отопление дровами из Порезской дачи (30 км). Из 269 дворов – черных дымных изб – 116. Религиозное состояние утешительное. Храм посещают исправно.
Школа официально зарегистрирован ас 1898 года, но начала свою работу с октября 1897 года. Священник Иоанн Рубинский заведовал школой бесплатно. С марта 1899 года по сентябрь 1900 года работал помощником учителя Беляев С.С., а потом выбыл в Балезино для продолжения образования. Зарплата от 20 до 40 рублей в год. Попечительница школы – жена священника Екатерина Николаевна Рубинская. Прихожане к школе относятся сочувственно, детей в школу пускают охотно. В школе было 97 названий книг, 105 томов. В приходе есть Ходыревская платная библиотека, в Паламовщине и Галках. Приблизительно половина населения грамотные. Имеют место громкие чтения на улицах и в Ходыревской (Бородинской) часовне. Общества трезвости в приходе нет, нет в нем и надобности, т.к. винной лавки в селе нет.
(П. Кулев) Приложение к губернским ведомостям № 34, 35, 36. март 1902 г.
В 1918 году с приходом Советской власти в с. Спасское был создан сельский Совет. Он Объединил не все деревни Спасского прихода, а только те, что относились к Ухтымской волости. Сельский Совет разместился в доме торговца, который был у него конфискован. В 1918 году по решению Совета школа была переведена в дом священника. В 1922 году в селе открыт медпункт в доме просфирни. Первым фельдшером был Северюхин Афонасий Павлович, уроженец деревни Ложкино. Тридцатые годы… Как и по всей стране, в районе началась коллективизация сельского хозяйства. Во всех деревнях не без сопротивления класса кулачества, были организованы колхозы, но в с. Спасское крестьянского населения не было. И колхоза в селе не было.
В деревне Больше бали – 6 хозяйств записались в колхоз, это было отделение колхоза «Первомайский». Руководил им коммунист Широков Григорий Романович.. С чего же начинали? В первую очередь была нарезана земля для совместной обработки, государство выделило 4 одноколесных плуга. Членам колхоза в первую очередь выделяли промышленные товары. Все эти 6 хозяйств и особенно их руководитель Широков вызывали большое недовольство остальных однодеревенцев. Бывало, что обозленные соседи собирались под окнами дома, выкрикивали всяческие ругательства. Угрозы, стучали в стены дома, и однажды даже жена коммуниста вынуждена была обратиться за помощью к членам колхоза. И мужчины целую ночь дежурили в доме своего вожака, вооружившись топорами. А когда ездили в район за плугами, ночью в колхозников стреляли, но, к счастью, промахнулись. По прошествии некоторого времени в деревню приехали районные уполномоченные, была проведена большая разъяснительная работа и в колхоз записались все. Но распространялись самые разные слухи по поводу колхозов, и через неделю все вновь вступившие в колхоз вышли из него, но первые 6 хозяйств остались, и некоторое времяколхоз продолжал существовать в таком составе. Год 1932. Строится шоссейная дорога Богородское – Уни.
Год 1939. По инициативе председателя сельского Совета Ходырева Александра Феоктистовича в с. Спасское строится новый дом для сельского Совета. Жизнь села и окружающих деревень налаживалась. В домах появился достаток, но…Год 1941.Война .Около 800 мужчин ушли на фронт из деревень нашего сельского Совета. Из них погибли и пропали без вести 326 человек. У 326 человек нет могилки на нашем кладбище и некуда прийти поклониться оставшимся в живых их родным и близким. Ответственные задачи поставила война перед тружениками деревни. Это они вятские женщины, старики и подростки, те кто не ушел на фронт, выращивали хлеб и кормили им армию, рабочих заводов, кормили страну и одевали бойцов. Так колхозники Спасского сельского Совета передали в комиссию по сбору теплых вещей 40 пар валенок, 25 пар носков и 33 пары рукавиц. А еще земля наша приняла эвакуированных и помогали им женщины выжить.
9 мая 1945 года. Победа! Весть эта очень быстро распространилась по всем деревням. А весна была в полном разгаре и все трудоспособные были в поле на весенних работах. И вот нарочный на лошади подъезжает к работающим: «Победа!». Во всех деревнях было так или почти так. Люди побросали работу – и в деревню. Горько – веселый праздник Победы, сколько радости – Победа! Сколько слез – потеряны родные, близкие! Вдовы снова оплакивали своих мужей. Но земля не может ждать, и на второй день все полевые работы были возобновлены, люди сеяли первый послевоенный хлеб. В 1958 году началось укрупнение колхозов и все колхозы Ляжмарского и Спасского сельсоветов были объединены в один колхоз «Рассвет». Центр колхоза разместился в с. Спасское. Первым председателем объединенного колхоза стал Повышев Михаил Петрович. С этого года резко меняется облик села Спасское. Развертывается строительство. Построили клуб, пекарню, несколько квартир, контору колхоза, расширили школьный интернат, построили столовую для интерната.1962 год. За речкой строят первую мехмастерскую колхоза.
В 1958 году начались работы по радиофикации населенных пунктов. Постепенно в домах появилось радио. А в 1964 году село Спасское было электрифицировано. Энергию получали от дизельной колхозной станции.. До чего же ярко светились окна клуба, конторы и жилых домов! Показатели работы сельского хозяйства за 1967 год. Государственные планы за 1966 год перевыполнены. Продано государству молока – 4521 ц., мяса – 965 ц. Колхоз реорганизован в совхоз в 1965 году. Материальное положение работников пошло в гору. Рабочие получали гарантированную зарплату два раза в месяц. Трудодень ушел в прошлое. Страницы районной газеты «Заря» пестрят заметками о наших рабочих. Большая статья о доярке - Ходыревой А.П организовавшей своевременное покрытие коров. Высокая выработка у механизаторов Котегова В.Т., Абашеева А.Д., среди комбайнеров на хорошем счету Курочкин Л, телятница Загребина Т.И. Курочкина Н.А., свинарки Корчемкина А.В. получили хорошие привесы молодняка. Весенний сев 1967 года: впереди других Абашеев П.И., Абашеев А.Д. Они завершили сев трехсеялочными агрегатами за 5 рабочих дней. Уборка: на 28 июля в совхозе было убрано 822 га хлебов. Передовиками уборки в совхозе были Абашеев П.И., Курочкин Л.М., Кутявин А.А. На торжественном заседании в клубе передовым людям совхоза вручались премии, подарки и среди них такие, как годовые подписки на газеты и журналы.
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)