Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37

История Спасских деревень

15 октябрь 2009, Четверг
3 491
2

Встреча жителей деревни "ЛОЖКИНО" котороя состоялась в июне 2008 года.

Деревенька, мы твои сыны,
Запомни, где ты горе мыкала,
Но из истории страны
Ты как бревешко из стены,
Теперь навеки выпала.

Деревня Ложкино Спасского сельского Совета решением Богородского районного совета народных депутатов от 19.07 1984 года №14/138 списана с административного учета сселенных населенных пунктов. Выпало еще одно бревешко из крепкой деревенской стены. Но остались жители этой деревни, кто-то в селе Спасское, кто-то в п. Богородское, а многих жизнь разбросала по нашей огромной стране. Все они помнят свою малую родину.

По инициативе А.М. Любова, жителя бывшей деревни Ложкино, решили собраться для свидания с ней в праздник Св. Троицы, который когда-то широко и радостно отмечался в ней. Собрались в Спасской библиотеке, посоветовались, и началась работа. Кто-то написал родственникам письмо, а большинство воспользовались телефонами. Библиотека начала сбор исторического материала, в сельском клубе стали проходить репетиции.

Для гостей и хозяев праздника готовили хорошие песни. При встречах спрашивали друг у друга: "Кто приедете. Шло время, погода не радовала, и решили, что в случае холодов, встречу проведем в клубе (при этом, столы и скамейки в деревню переправили).
Но для такого благого дела Бог дал сухую и теплую погоду. И вот 15 июня. Около 9 часов утра подъехала первая машина из Кирова. Смотрим, идут люди пешком, едут на машинах. На площади уже многолюдно. Рад.емся и, конечно, волнуемся

Трогательные встречи, объятья. Многие не виделись по 20-30 лет. В 9 час. 30 мин. всех приглашаем в зал, украшенны-цветами. Звучит красивая музыка. Библиотекарь В.П. Любова открывает встречу.


- Деревня моя! Как ты мила и дорога сердцу каждого, кому пришлось в неродиться и жить. Как сладостны воспоминания о ней, и в то же время очень грустны. Не стало моей деревни!

Песня "Деревня моя" в исполнении женского ансамбля никого не оставила равнодушным. У многих на глазах слезы. Рассказ о деревне, о ее людях перемежается песнями. Особое место в рассказе уделено военным годам.


18 мужчин из этой деревни не вернулись домой с фронта. Минутой молчания почтили память тех, кто погиб на фронтах той войны, кто ковал победу в тылу. Ведущая закончила свое выступление такими словами: "Я уверена, что у всех у нас одна о&цая первая любовь. Это: Земляничные угоры. Детства давняя пора Деревушка, от которой, ни кола и ни двора».

Вниманию собравшихся были представлены книги: "О тех, кто вернулся с войны”, "Книга Памяти", "Список земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны”, "Итоги переписи населения за 1926 год” (в деревне проживало 196 жителей). Здесь же знакомились с похозяйственной книгой за 1949-1951 г.г. и за 1980-1982 г.г. Видели в списках себя и своих соседей.

Затем всех пригласили в деревню. Один общий стол с угощением. В стороне дымок от березовых дров, а вскоре разносится запах шашлыков Здесь хозяевами были сами "ложкинцы”. Звучали тосты: за предков, за ныне живущих. А потом началось: "А помнишь?”. Вспоминали все. И нянюшек в лице старших сесте”, и детские игры "в отопок^ а кто-то тихонько с грустью вспоминал и свою первую любовь. Время уже далеко за полдень, а расходиться не хочется.

Пели песни, фотографировались на память. Но любого, даже самого хорошего дела бывает конец. Пора по домам. Привели в порядок поляну (об экологии не надо забывать). Сходили на свои одворицы, снова вспомнили дом "где мать жила когда-то в ладу с миром и с собой”. И прощание. Грустное прощание,пожелания встретиться снова. Но, удастся ли всем свидеться вновь? Многие уже не молоды.

Свидание с малой родиной состоялось.
В. ЛЮБОВА, библиотекарь Спасской библиотеки.

Деревня Ложкино.

Наша деревня Ложкино относилась к Ухтымской волости, а после образования сельских Советов – к Спасскому с/с. Во время войны было 40 хозяйств и проживало 110 – 115 человек. Колхоз занимался земледелием и животноводством, все виды с/х животных держали понемногу.

До войны в деревне была бойня, забивали на мясо скот, была грибоварня, был кирпичный завод, который находился в пригородке в сторону Паламовщины. Все мужики умели плести лапти, женщины пряли, ткали, шили. Лен очень трудоемкая культура. От посева до готовой сотканной материи нужно проделать очень много работы. Все это делали женщины.

Своей мельницы не было, зерно мололи на мельнице в деревне Черемисы, которую содержали совместно еще и с деревней Клюи. У каждого дома были свои колодцы. Охотились мужики почти без ружья, ловили в капканы, силки. Около деревни в сторону Спасского был лес, в сторону Балей – поле.

В сторону Галок был Крутой лог (очень крутые берега). Лога называли в зависимости от их направления: Лог от Галок, От Березовки, от Паламовщины, Остенихин лог. Был за деревней маленький ключик, где женщины 2стирали рубахи досыра».Кличек в деревне не было. Звали одну пожилую женщину «раздвига», с утра пораньше уже бежала по деревне.

Жили дружно. Своим праздником были Троица и Сергиевская. Гуляли всей деревней весело. В плохую погоду веселились у кого - нибудь в большой ограде, на Пасху устанавливали качели. Коренные фамилии в деревне Чувашовы и Любовы. Основная масса жителей поехала из деревни как укрупнили колхоз, а потом начали сселять деревни. Уезжали кто в города, а кто в с. Спасское. От деревни остались тополя и заросли бурьяна.

Записано со слов Любова Владимира Егоровича 1944 года рождения и Чувашова Геннадия Васильевича 1932 года рождения

Деревня Ряби.

Деревня Ряби была небольшой, всего дворов 14 – 15, но очень дружной, когда и кем основана – никто не помнит. Дома располагались в один ряд. Жители были все русские, все свои, приезжих и примаков не было. Большинство жителей носили фамилию Анисимовы и Шишкины. Все мужчины в деревне занимались изготовлением глиняной посуды, горшечники. Была в ходу частушка:

Любила я ремесленника Рябовского парня горшечника. Ремесло горшечника поило и кормило многодетные семьи многие трудные годы. В деревне не было школы, дети учились за 3 километра в Бородинской школе. Во время войны на фронт ушло 10 мужчин, из них не вернулось – 8. Вся сельскохозяйственная работа ручная.

Колхоз был организован в 1930 году. Позднее объединен с Фадинским, а чуть позже с Бородинским колхозами. Церкви в деревне не было, обряды справлялись в Спасской церкви. Жить было трудно, но люди умели веселиться. Широко в деревне праздновали Дмитриевскую – 15 мая, Заговенье, Троицу.

В эти праздники народ с окрестных деревень собирался в Ряби. Гуляли весело. В деревне была своя мельница, а на хуторе маслобойня, ее так и звали хуторской. Дороги, связывающие деревню с другими деревнями называли Чертишенская, Шишкаревская, Кабановская, Купречевская. Речка протекавшая у деревни носила название Чурмук, в нее впадал ключик, который звали Фадинским. Через речку была переправа, сыпь. К Фадинцам и Бородинцам был мост.

У каждого дома в деревне были колодцы. Сено заготовляли по логам, которые носили названия Коробовский лог, Беленькая глинка. Были небольшие болота, в которых было много кипунов. Деревня была дружная и прозвищ ни у кого не было. Были все под одну мерку горшечники. Звали друг друга не величая (без отчества), но полными именами.

Записано со слов Анисимовой Евдокии Ивановны, 1908 года рождения.

Деревня Сухано.

Деревня Сухано относилась к Бутырскому приходу. Религиозные обряды справляли в Бутырской церкви, там же хоронили умерших. Название свое получила деревня, вероятно. Потому что нет большой речки, только в половине деревни брал свое начало ключ и на протяжении второго конца деревни в него впадали еще два ключа холодные и звонкие.

Колодцы в деревне были глубокие. Может потому и Сухано, что суховато. В деревне проживали только русские. Деревня условно делилась на два конца: верхний и нижний. Располагалась деревня с севера на юг, окнами дома смотрели на запад. Позади домов за усадьбами проходила дорога на Туманы. Деревня была односторонней. Был еще хутор домов 10 – 12. располагался за логом с ключиком и смотрел он окнами на деревню. В 1953 году он перестал существовать.

Из деревни через поскотину была конная дорога на Вогульскую мельницу и звалась она мельничной, а пешеходы ходили в Вогульцы по тропинке через лес, которая звалась Захаровой дорожкой. Примерно в километре от южного конца деревни был смолокуренный завод, где гнали смолу для смазки телег и обжигали уголь для нужд колхозной кузницы. В полукилометре от северного конца деревни была сушилка, на которой до поздней осени сушили зерно.

За дворами, примерно посредине деревни были колхозные дворы, конюшня. От этих построек в деревню шла широкая улица. Здесь же недалеко было гумно. Праздники, гуляния, молодежные вечерки проходили в верхнем конце на небольшом возвышении. Это место не зарастало густой травой от девичьих пляшущих ног. Ручей набирает силу и течет на север маленькой речушкой. Лог, по которому она течет называли ….. Вода в реке очень холодная

В поскотине. Которая делилась еще на большую и маленькую половинки был лог с названием Пальник. В нем всегда темно и жутко. А еще леса имели названия Кулич, Алексанова и Харина кулиги. Полом – лес в сторону Бутырок. Лога имели названия Низа, Ледина и маленькая Лединка, Ухтым крутой лог. После сенокоса скот пасли по этим логам, а еще в Косогоре, в Агаповских вересках. Были поля со своими названиями: Епишенские полосы, Перескоки, Поджигалы, Загородка, Зады.

Большинство семей в деревне носили фамилию Кутявины, они были связаны близким и далеким родством. Надо полагать, что когда – то все они вышли из одного корня. Были еще Чувашовы, но их поменьше. Однодеревенцев моих называли «Сухонята», индивидуальных прозвищ, да еще чтобы передавались из поколения в поколение у нас не было.

Была Ксенья Руль – за большой нос, Петя кучерявый – за вьющиеся волосы. Женщин звали не по фамилии, а по мужу – Петиха, Ваниха, Сережиха.Престольный праздник – Заговенье. Гости съезжались, а вечером со всей округи молодежь. Иногда гуляли на два круга, на одной горке в верхнем конце было тесно. Верхний конец был озеленен тополями и черемухами, а в нижнем конце – черемуха и рябина.

Запись сделана со слов Любовой Валентины Петровны.

Деревня Агапово.

Когда образовалась деревня – неизвестно, сколько помню – всегда звалась Агапово. Деревня располагалась вдоль Унинского тракта в 10 км от районного центра. Деревню окружали овраги и лога. Самый большой лог – Бакалда, лога назывались: Осиный, Выгородный, Засека, Лиственный, Подлипка. Леса: малая и большая поскотина.




Традиционные отрасли: земледелие – сеяли рожь, овес, сажали картофель, корнеплоды. Землю обрабатывали на лошадях и все сельскохозяйственные работы велись вручную и на лошадях.Были в деревне охотники – братья Абашеевы Сергей и Семен, рыбаки. Был пимокат, который снабжал валенками всю деревню.

Были пчеловоды. Много собирали грибов и ягод. Со времени Великой Отечественной войны в деревне действовал смолокуренный завод, где обжигали уголь для кузницы и гнали деготь для смазки с/х инвентаря. В деревне была сапожная мастерская, где работали три человека. Все женщины обрабатывали лен и ткали. Основная фамилия в деревне - Абашеевы. Только три хозяйства были Зорины.

Во время войны в деревне было много эвакуированных, в основном дети и женщины. Все они тоже работали в колхозе. После войны начался сильный отток молодежи из деревень, в основном на Урал. Парни шли работать на шахты, девушки шли в няньки, только чтобы получить паспорт. Очень много Абашеевых в г. Кизел, есть уже целые династии шахтеров, а Абашеев Николай Сергеевич – Герой Социалистического труда. Семьи были. Как правило, большие.

В доме жили по нескольку женатых сыновей. Всем хозяйством правили свекрови. С детьми нянчились по очереди снохи. Дома строили помочью, дружно делали все с- х работы. Очень весело отмечали праздники.у Наш праздник – это Ильин день 2 августа. Много гостей собиралось, а вечером молодежь со всех ближних деревень. Праздновали Пасху, Масленицу. В семидесятые годы началось сселение деревень и люди стали разъезжаться. Последней деревню оставила Шешукова Анна Григорьевна.

Записано со слов Исуповой (Абашеевой) Марии Дмитриевны

Деревня Вогульцы.

Деревня Вогульцы перед войной состояла из 46 дворов. Сначала образования деревня носила такое же название. У нас был свой сельсовет. Председателем была Чувашева Ксения Яковлевна. После войны присоединились к Спасскому сельскому Совету. В деревне у нас была своя начальная школа. В ней работала учительница Кутявина Ан. Григ. В начале в деревне были местные люди, потом приехали жить в дом Сусеков и отсюда пошла фамилия Сусековs? А также были фамилии: Брызгаловы, Леконцевы, Обуховы, Берестовы.

Церкви в деревне не было, наш конец Леваново, Лемехи, Вогульцы ходили в Богородский приход. Праздновали праздники: Новый год. Казанскую, Крещение. Вечерки проводили в деревне в Казанскую и Троицу. У нас в деревне собирались гости. Ходили в гости в Лемехи, Трубицы, Мартелята, Пугу, Агапово. Ильин день праздновали в Агапове, Сенокосную в Мартелятах. В Ивановскую ходили в Пугу. На вечерках играли в гармонь, пели, плясали, играли в игры.

В деревне жили только русские. В деревне концы носили названия верхний и нижний. Сейчас проложена центральная дорога, а раньше дорога шла по нашей деревне. Ездили на Уни и в Богородское. У нас была маслобойка. Хозяином ее был Берестов Гавриил, у него было два сына, но потом его раскулачили. Была мельница. Где сейчас пруд. Вокруг деревни было много рек. Река Федуловка шла от мельницы, река Вогулка течет из Сухано. Из Агапова от ключей течет Лог, он впадает в Вогульский пруд. Лог от пруда выходил на поле, назывался Красным Логом, Луга назывались прудовища.

Жили вначале личным хозяйством. Потом образовался колхоз в 1930 году. 7 семей вступило в колхоз, в 1931 году – вся деревня. Мне было тогда 14 лет. Поставили условие, чтобы из каждого дома регулярно работало по одному человеку. Поэтому мне пришлось работать. Отец умер и мы остались с матерью. Да брат. Брат ушел от нас и работала я. Работали на лошадях, на фронт ушло много, не могу сказать точно сколько, но почти из каждого дома уходило по 2 – 3 человека. Все уже забывается. Ведь прошло столько лет.

Записано со слов Торховой (Северюхиной) Нины Ивановны, 1948 года рождения

Деревня Костяево.

Когда возникла деревня не известно, раньше она относилась к Ухтымской волости, позднее к Спасскому сельсовету. Деревня была маленькая, располагалась по одну сторону дороги, с востока на запад. Около деревни протекала речка, били ключики, один из них носил название «Белая глинка». На всю деревню был один колодец на самом конце деревни, поэтому воду возили бочками на лошадях.

В церковь ходили в с. Караул, учились в Спасской школе. Жители деревни были очень дружные, во всем помогали друг другу. Много трудились, в праздники умели веселиться и отдыхать. Праздники отмечали совместно, но гуляли только по одному дню и вечеру. В деревне преобладала фамилия Костяевы. С 1965 года стали разъезжаться жители, последней уехала Северюхина Пелагея Степановна и Костяев Ефим Ефимович.

Деревня Галки.

Сколько помню деревня всегда называлась Галки. В военное время в деревне было 16 хозяйств. Деревня была длинная и на одну заложицу, располагалась с востока на запад. Был в деревне свой пруд и мельница – звали Галкинская мельница, за деревней был пихтовый завод, гумно для обработки зерна. Деревню окружали лога, некоторые тянулись до соседних деревень.

Большой лог тянулся до д. Костяево, Березовский лог – до Березовки, Сухой лог – там не было воды. Церкви в деревне не было, но была «Боговерная березка», к которой в некоторые праздники собирались люди и молились. За деревней была «Богатая яма». Прозвали это место так за то, что когда – то в этой яме прятали украденный ящик с деньгами. На пихтовом заводе гнали спирт из зеленых веток пихты. Было поле «Удавленной елки». Здесь когда – то задавился мужчина.

В колхозе содержали много разного скота, на полях сеяли много льна, рожь, ячмень, овес. Была своя кузница, поля обрабатывали на лошадях. В лесах было изобилие грибов и ягод. Мужчины плели лапти, вязали сети. Особых кличек не было. Звали одного ежом за ершистый характер. Колодцев в деревне было мало и воду приходилось носить с ключа. В деревне отмечали праздник Покрова совместно с д. Костяево. Широко праздновали Октябрьскую, но гуляли по одному дню.В 1960 году деревню оставила последняя жительница Мясникова Мария Семеновна.

Записано со слов Мясниковой Анны Егоровны 1922 года рождения.

Деревня Бородинцы.

Я родилась в этой деревне и почти всю свою жизнь прожила в ней, сейчас ее называют Бородинцы, а раньше она носила название Ходыревский починок, потому что там жили все Ходыревы, а потом фамилии стали меняться, поехали к нам зятевья, т.е. женихи невест. Как пришла революция, тогда переименовали. Верхний конец назвали Леденцы, а нижний – Бородинцы.

Эти деревни делились огородами. Были сделаны большие ворота, чтобы переходить из деревни в деревню. После войны всю деревню стали называть Бородинцами. Деревня была большая, более 105 дворов, была одна улица – по обе стороны дома. Направо была заложица, там было несколько домов. До 1936 года жили единолично, а после 1936 года образовался колхоз.

Каждой семье была отведена полоса в поле для обработки земли и получения Урожая. Эти полосы носили название «Поломские полосы», «Лклина». Пахали лошадьми, в день пахали по 100 га «Бакалдой» называли место из – за того, что посреди поля все время стояла лужа, никогда не высыхала. Говорят, что в этой луже утонул купец.

Леса также были разделены на участки, каждый следил за своим участком, каждый участок носил тоже свое название «Бородинская поскотина», «Березник», Починок. Церкви в деревне не было. Была часовня, она была давно, была колокольня, там дежурили по летам целыми сутками, на случай возникновения пожара. В определенные дни люди собирались у часовни и молились богу. Туда привозили попа. Но больше ходили в церковь в Спасское.

15 мая по старому стилю был «Бородинский праздник», также «Веденьневская», она праздновалась после Пасхи на 40 день. Раньше в этот день работали, но потом был всеобщий выходной, Рассказывали, что все взрослые мужики и бабы уехали торговать в Богородское, а приехали оттуда, от деревни остались одни угли, старики и старухи.

Бородинцы справляли Заговенье, все собирались к нам, гуляли посреди деревни. 25 сентября по старому стилю праздновали Сергеевскую. К нам собирались на Заговенье, а мы в Ильин день ходили в Ложкино. Помню, когда деревня была разделена на две части, в праздник гуляют, гуляют, собираются у огорода и начинают драку.

Дрались всем, что было в руках. Лога у нас тоже носили названия: Анкин лог, Остенихин лог, Первый лог, Второй лог. Дальний лог, Кабановский лог. Поля тоже носили названия: Маленькое поле, Лобанское поле. Поле от Селиг, Кабановское поле, Паламовское поле. Дороги тоже носили названия: Прямая дорога, Кабановская дорога, из бородинец в Спасское дыла проложена дорожка Макаром. Ее называли Макаровой дорожкой.

У Николы Устинкова была маслобойка. За концом деревни была мельница - ветрянка. Реки у нас не было, был пруд. Ключик был в центре деревни. Угор звали Каменщик. В деревне были колодцы, у кого в ограде, у кого на улице. Были и с бадьей. Отдельные люди носили прозвища, например: Ефим – путик.

Деревня славилась молодежью. Всегда почти вся молодежь собиралась у нас в деревне. В прежние времена все делами руками: шили, пряли. У нас в деревне сеяли лен, убирали, обрабатывали. В деревне ремеслом никаким не занимались. У меня был дед, он торговал. Пек хлеб и продавал. Дед Марии Макаровны торговал дома семечками, сушками, конфетами.

У нас очень много держали овец, а котовалов своих не было, и к нам приезжали котовалы, выбирали, кому отдать катать валенки. Школа у нас в деревне была начальная, а позднее построили новую школу, а дальше ребятня училась в Спасской школе. Она была расположена в 3 км от Бородинец. Ребят было много, потому что семьи были большие.

У меня сестра замуж вышла в Галки, пришла в семью двенадцатой. Когда была революция в 1918 году, у нас в деревне стояли латыши, а в Порезе был штаб белых. И как – то ходил один мужик, думали, что он белый, поймали его и убили, Похоронили прямо за деревней, так похоронили, что ноги голые были.

В Бородинцах жили эвакуированные из Ленинграда. В деревне жили русские. Раньше, помню, своих родителей звали так: отца – тятя, потом – папаша, потом – папой, маму – мамой, деда – дедко. Жизнь была тяжелая, радовались считанным копейкам. Помню отец у меня 12 рублей получил, сколько радости было, сколько можно купить, а сейчас утонули в деньгах.

Рассказ записан со слов Ходыревой Ефросиньи Ивановны, 1910 года рождения.

Деревня Леваново.

Леваново. Сколько помню себя так и называлась деревня и старики ее так называли в своих воспоминаниях. А от чего возникло это название – слышать ни от кого не пришлось. Деревня относилась к Богородскому приходу. В Богородской церкви (пока она существовала) люди венчались, крестили своих детей, на Богородском кладбище хоронили умерших. До церкви – 9 км. Население в деревне было полностью русское.

Деревня условно делилась на 3 части. Верхний конец (от Лемехов) звали Шамиловка. Сюда обычно строились те, кто отделился от большой семьи. Молодые. Жили здесь соответственно победнее. Средняя часть деревни звалась Болталовкой (проживали здесь две семьи Барминых и очень славились члены этих семей болтливостью). Дорога, которая связывала деревню с Вогульцами всегда звалась Захаровой дорогой. Видимо в свое время первым проложил ее какой – то Захар.

Со стороны Полетаево был большой выгон, который называли Ковригой. Здесь был обрыв, а посередине большое закругление в виде ковриги хлеба. В деревне была кузница, принадлежавшая когда – то частнику. При колхозе уже построили кирпичный завод, глину для которого брали около деревни. Кирпич пользовался спросом, его увозили в Богородское и Ухтым. Были большие колхозные амбары для хранения как семенного так и фуражного зерна. В деревне занимались овцеводством, свиноводством.

Записано со слов Курочкиной Клавдии Николаевны

Деревня Малое Багаево.

Деревня Багаево делилась на две части: Д. Малое Багаево и Большое Багаево. Расстояние между деревнями чуть больше 1 км. – лесная полоса. Исторических данных об основании деревни нет. Деревня Малое Багаево насчитывала порядка 20 домов, дома были расположены по одной стороне.

Церкви в деревне не было, поэтому прихожане ходили в Ухтымскую и Спасскую церкви. В деревне проживали только русские, других национальностей не было. Жителей называли «малобагаевцы». Помню, что всегда осенью отмечали Сергеевскую. Гуляли весело, играли, водили хороводы на берегу речки Буслаихи, которая протекала рядом с деревней. Эта речка впадает в реку Ухтымку, а она – в реку Косу. На речке была мельница и называли ее малобагаевской. Был и небольшой прудок.

Около деревни было три ключа, туда ходили на гуляние молодежь, с ближних брали воду. Кроме того в деревне были колодцы с воротом. Деревня была чистая, много зелени. Дороги около деревни всегда были в проезжем состоянии, дороги очень берегли, без нужды не ездили, в грязь их не месили. С Б.Багаевом связывала конная дорога и пешеходная тропинка лесом.

Дорога в Спасское так и называлась «Спасская дорога». Часто в село ходили пешком, расстояние в 7 км преодолевали легко. Дружили с соседними деревнями Лемехи и Козлы, они с нами были рядом. Наиболее распространенные фамилии были Дубовцевы и Копысовы. Дети учиться ходили с Спасскую школу.

Рассказ Сементиной А.Ф.,1927 года рождения.

Деревня Большое Багаево.

Название деревни Большое Багаево официальное. Когда и куем основана для нас не известно, дед и бабка мои жили здесь, а она была 1820 года рождения. Вот так давно стоит наша деревня. Хотя церкви в деревне не было, но в бога веровали, пока не было церкви в Спасском, ходили в Ухтымскую церковь за 10 км.

Иванов день. Покров день, Пасха, Масленица были любимыми праздниками в деревне. Собирались на гуляния, на игрища. В зимнее время вечерки проходили в домах, часто они были и в нашем доме. Дом у родителей был большой, Проживали здесь мы пятеро детей да родители, да две тетки по маме, все жили под одной крышей, миру хватало. Долгими зимними вечерами пряли, вышивали, вязали. И для мужчин дел хватало. Деревня состояла только из русских, дворов тридцать было. Дома стояли в одну улицу, окнами на юго – восток. Жили не богато, но и не бедно.

От деревни шло много дорог: К Ложкину по Семину логу, в Костяево через Мостовой лог, В Ухтым по Большому логу, в Галки через Балинский лог. К пруду в М.Багаево ходили по тропинке «Садко». Жил когда – то на пути старик по имени Садко, так тропу эту так и прозвали. Деревня стояла на горе, а под горой было два ключа, там воду брали, там женщины белье полоскали, а всего в округе было 8 ключей. Самая распространенная фамилия в деревне Загребины и Копысовы. Были в деревне соседи и с такими фамилиями6 Родыгины, Зворыгины, Максимовы. Называли нас «большебагаевскими». В работе, в играх часто сравнивали с «малобагаевскими».

Школы в деревне не было, учиться дети ходили в Семины, это было поближе, чем в Спасское. Только много учиться не приходилось, три , четыре класса, а там нудны были руки для работы. Девочек не учили, много нужно было прясть, вязать, детей нянчить Обезлюдела деревня с войны, 20 человек ушло на фронт, а вернулись немногие.Деревня была очень дружная, в горе помогали друг другу и веселились вместе.

Деревня Козлы.

Деревня так и называлась по имени первого ее основателя по фамилии Козлов. Относилась она к Ляжмарскому с/с. Дома в деревне были в один ряд с запада на восток, окнами на юг. Огороды спускались в лог, по которому протекала маленькая речка. Из горы било три ключа, их называли первый, средний и дальний.

На дальний ключ ездили полоскать белье, т.к. семьи были большие, в одном тазике не унести. В деревне были фамилии Козловы и несколько фамилий Фофановы. Дети учились в Семинах, а потом в Спасском. Молодежь собиралась на посиделки и игрища у себя в деревне, церковь посещали Спасскую.

Как и все в округе выращивали зерновые, картофель, содержали разный скот. Была в деревне своя кузница. Для нее обжигали свой уголь. Был в деревне свой катавал Козлов Дмитрий Степанович по прозвищу «кочерга». Жили в основном натуральным хозяйством, чтобы купить соль, керосин, возили на базар рыбу, которую ловили в пруду между Козлами и Багаевом. На базаре же продавали масло, молоко, яйца. Поля и лога имели свои названия.

Лог Плоский – очень был ровный, лог Лединка, Поломский лог, Косой лог – извилистый он был. Дороги с какой деревней соединяли – так и назывались. Дорога на Леваново – левановская, а дорога на Богородское называлась ровная. За деревней было две поверки – на Шураи – шураевская, на Вогульцы – вогульская. Один лесной массив назывался Березник, другой Молочата(?)

Поля были такие: Долгие полосы, Пихтарник, Подшураевка. Колодцы были почти у каждого дома с воротом, а у фермы – с журавлем. Началось сселение деревень – распалась наша деревня. О деревне напоминают невыкорчеванные тополя, черемухи, рябины.

Записано со слов Курочкиной Нины Андреевны 1932 года рождения.

Деревня Березовка.

Деревня Березовка называлась так потому, что кругом березы росли. Церкви в деревне не было, ходили в Парагаи, Елгань. Отмечали все религиозные праздники, но особенно Заговенье. Собирались на гуляние в балагане. Это постройка из досок, вроде гаража. Балаган был на нижней стороне. Приходили из ближних и дальних деревень, играли в гармонь, в бубен.

Деревня была односторонняя, дома на верхней стороне. Домов 30 было, а на нижней амбары были и бани отставные. В деревне было два конца, конец от моста и конец от мельницы. С другими деревнями была связана конными дорогами. Дороги назывались по деревням: Паламовская, Ключевская и др.

Возле деревни речка небольшая прошла по логу из Паламовщины, впадала в пруд у Галок. Под горой у балагана был ключ, из него брали воду для хозяйственных нужд и летом и зимой. В деревне было 2 колодца, у Васи Савихина (Савельевича) и Степки Титенка. Все остальные брали воду из ключа.

Лога носили разные названия: лог к Паламовщине- вдоль по Березовке, лог от Клюев – Рамень, лог на поле влево к Ключам – Бакалея, к Ложкину лог – Студеный ключ. Вода в нем очень холодная. Лесок от мельницы к Галкам – Роща. Мельница была у Галок по другую сторону речки, там был пруд. Под горой у речки приезжие кирпичники делали черепицу, обжигали ее и продавали населению. Черепицей крыли бани, амбары.

Миколка Ходырев был столяром, делал столы, табуретки и продавал. У Ваньки Степина была «одергуша», зерно одергивали у него, а на мельнице одергуши не было. Были в деревне и богатые, которые торговали. У торговцев Федора Филипповича и Захара Федоровича были на нижней стороне амбары, в них они держали товар, в них и торговали.

Из Нолинска привозили пряники, конфеты, сушки и др. У народа скупали яйца, а потом увозили продавать. У брата Захара Федоровича была красильня, большая, как дом. Там стояли котлы с краской, красили «моты». Бабы собирались и носили к нему чернить и голубить, красить, потом на улице развешивали все сушить. Пряли и ткали все сами. Девочек приучали с 7 лет к такой работе.

Колхоз организовали в 1930 году. Некоторые долго не шли. Жили единолично. Лошадей забирали в колхоз, а коров держали дома. Первым председателем был Степанко Ваньки Прохорова. Школы в деревне не было, учиться ходили в Спасское, а постарше ребята в Парагаи. Много народу ушло на фронт, много и не вернулось, особенно молодые.

Почти в каждом доме были погибшие. Фамилии были Северюхины и Штиновы. Прозвища передавались по родне, например, Ермишонки (дед был Ермил), Самуила Штинова а деревне звали Самылко большой. Здоровый, сильный мужик был, говорили. Что трехгодовалого быка мог за рога повалить. За вздорный характер звали женщину Махоркой, передалось прозвище детям. Да они дома не живут. Хорошая была деревня. Чистая, веселая.

Записано со слов Любовой Марии Ильиничны 1902 года рождения.

Деревня Фадинцы.

Наша деревня располагалась на небольшом угоре с севера на юг. Дома были на две стороны в 1 км от Рябовского пруда. В деревне было 29 домов, раньше деревня относилась к Ухтымской волости, Глазовскому уезду, позднее к Спасскому сельсовету.

Как и во всех деревнях каждый лог и поле имели свое народное название. Был и свой пруд, на котором была мельница, которую содержали совместно с жителями деревни … Ниже усадеб находилась поскотина, в которой в изобилии росли грибы и малина. Был Средний лог, Бакалда, лог на Засеке. Небольшой прудок где когда – то один мужчина разводил рыбу, называли Егорковым язком. Воду брали из колодцев. В деревне был свой колхоз им Свердлова. Содержали лошадей, коров, несколько кур,овец и две свиноматки. На полях сеяли рожь, овес, лен, садили картошку. На своих огородах выращивали табак.

Основным кустарным промыслом было изготовление глиняной посуды. Этим занимались в большинстве хозяйств. Основные фамилии Анисимовы и Шуклины. В церковь ходили в с. Елгань и в Спасское. Жили дружно, весело отмечали праздники, ходили на посиделки. В деревне были и клички: был Василий Абажур, Семен шаньга. Дети обучались в Бородинской начальной школе, а позднее в Спасской. Деревня ликвидировалась в 1970 году.

Записано со слов Шишкиной (Шуклиной) Лидии Васильевны 1932 года рождения.



Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (2)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  1. Чувашов.
    Чувашов. Гости 4 октября 2012 15:45
    Деревня Ложкино давно прекратила свое существование. Нет не одного жилого дома. Поле между Ложкиным и Балями заросло ельником и березником. Там сейчас люди собирают грибы. Аналогичная картина от Ложкино в сторону Березовки, Богаева, Паламовщины. В деревне остались только деревья, стоявшие у домов.
  2. любов
    любов Посетители 4 октября 2012 00:16
    Всем доброго здоровья.
    Моя мама ЛЮБОВА АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА 1941 г.р. родом из деревни Ложкино. Сейчас проживает на Украине.(Житомирская обл.)
    Напишите.И ещё- побольше-бы фото именно самой деревеньки Ложкино.
    Всем наперёд благодарствую.
    УДАЧИ,
Мы в соцсетях
Войти через: