ВЕЛИКА РОССИЯ, А КУЛЬТУРА НАС ОБЪЕДИНЯЕТ!
Уважаемые жители Богородского района, мы, сотрудники "Городецкого историко-художественного музейного комплекса" хотим поблагодарить вашу землячку Котомцеву Маргариту Геннадьевну за удивительное стихотворение, посвященное городецкой прялке.
7-го марта 2019 г. в г. Городце (Нижегородской обл.) в музее "Дом графини Паниной" начала работу новая выставка "Купи мне прялку городецкую, я буду нить живую прясть".
На выставке представлены городецкие прялки, донца прялок, швейки и мочесники, расписанные городецкой росписью. Когда подбирали название выставки, наша сотрудник Н.Г. Калягина нашла в своих записях эту поэтическую строчку.
Стало интересно, откуда строка. Сразу в интернете нашли стихотворение целиком и были тронуты его содержанием. с удовольствием мы познакомились и с другими стихотворениями вашей землячки.
Пожалуйста, передайте Маргарите Геннадьевне наше искреннее восхищение её творчеством. Конечно особенно дорого нам, городчанам, это стихотворение о прялке.
Поздравляем Маргариту Геннадьевну с красивым юбилеем и желаем продолжать писать! Творчество ее такое искреннее и глубокое.
С уважением сотрудники МБУК "ГИХМК"
Маргарита Котомцева 2-го марта на юбилее Ошланской школы.
«Купи мне прялку городецкую, я буду нить живую прясть».
Яви же щедрость молодецкую –
Как в первый и последний раз,
Купи мне прялку городецкую –
Я буду нить живую прясть.
Не говори, что все распроданы,
Не говори, что нам не впрок
И кони черные, и розаны,
И нежный аленький цветок.
Не привози орехи грецкие,
И к серьгам, кольцам что за страсть?
Купи мне прялку городецкую,
Я судьбы наши буду прясть.
М. Котомцева
Выставка с таким названием открылась 7 марта в музее «Дом графини Паниной». Прялка была неотъемлемым атрибутом крестьянского быта. Производились прялки повсеместно и в большом количестве.
Яви же щедрость молодецкую –
Как в первый и последний раз,
Купи мне прялку городецкую –
Я буду нить живую прясть.
Не говори, что все распроданы,
Не говори, что нам не впрок
И кони черные, и розаны,
И нежный аленький цветок.
Не привози орехи грецкие,
И к серьгам, кольцам что за страсть?
Купи мне прялку городецкую,
Я судьбы наши буду прясть.
М. Котомцева
Выставка с таким названием открылась 7 марта в музее «Дом графини Паниной». Прялка была неотъемлемым атрибутом крестьянского быта. Производились прялки повсеместно и в большом количестве.
В Нижегородском Заволжье прялка имела особое устройство: она была разборной и состояла из двух частей – донца и гребня. Донце – не что иное, как нижняя часть прялки, на которую женщина садилась во время работы. Именно донца в большом количестве представлены на новой выставке.
Обычай украшения прялок был распространен повсеместно, но, как правило, украшали верхнюю часть прялки – «лопатку» («лопастку»), которая была хорошо видна во время работы, и лишь в Нижегородском Заволжье с большим старанием и любовью декорировали донца.
Городецкое донце было предметом особой гордости владелицы. После работы его часто вешали на стену для украшения дома.
Донечный промысел в Городецкой округе получил широкое распространение в деревнях, расположенных на берегах речки Узолы. Донца («дёнца») прялок узольские мастера обычно украшали простой геометрической резьбой и растительными элементами (цветы, листья).
Обычай украшения прялок был распространен повсеместно, но, как правило, украшали верхнюю часть прялки – «лопатку» («лопастку»), которая была хорошо видна во время работы, и лишь в Нижегородском Заволжье с большим старанием и любовью декорировали донца.
Городецкое донце было предметом особой гордости владелицы. После работы его часто вешали на стену для украшения дома.
Донечный промысел в Городецкой округе получил широкое распространение в деревнях, расположенных на берегах речки Узолы. Донца («дёнца») прялок узольские мастера обычно украшали простой геометрической резьбой и растительными элементами (цветы, листья).
Новым этапом промысла становится инкрустация донец морёным дубом. Фигурки из тёмного дуба эффектно выделялись на светлом фоне донца. На таких донцах впервые появился сюжет: изображение всадника, гуляние барышень и кавалеров, катание в карете… Со
временем инкрустированные донца начинают подкрашивать одним или двумя цветами. Более дорогая и сложная инкрустация постепенно вытесняется резьбой с подкраской. Сохранилось предание, что иконописец Огуречников, работая в церкви села Курцево, познакомил местных мастеров с живописными приемами. Так мастера переходят на изготовление расписных донец.
В конце XIX века наблюдался расцвет донечного промысла. Одна семья изготовляла до четырёх тысяч донец в год! На богатом городецком базаре выделен был особый «дёнечный» ряд. Отсюда они расходились далеко по Волге, а роспись на донцах стали называть «городецкой».
Продавались городецкие донца и на Нижегородской ярмарке, потому сегодня работы мастеров узольской долины можно встретить в самых разных уголках России.
В начале нового столетия промысел донечный начал угасать: спрос на прялки упал, крестьяне все чаще ткань покупают. В 30-40 гг. роспись продолжала существовать на предметах мебели, солонках, но перестает быть массовой.
Новое дыхание угасавший промысел получил в 50-е гг. во многом благодаря стараниям Аристарха Евстафьевича Коновалова, учившегося у старых мастеров.
временем инкрустированные донца начинают подкрашивать одним или двумя цветами. Более дорогая и сложная инкрустация постепенно вытесняется резьбой с подкраской. Сохранилось предание, что иконописец Огуречников, работая в церкви села Курцево, познакомил местных мастеров с живописными приемами. Так мастера переходят на изготовление расписных донец.
В конце XIX века наблюдался расцвет донечного промысла. Одна семья изготовляла до четырёх тысяч донец в год! На богатом городецком базаре выделен был особый «дёнечный» ряд. Отсюда они расходились далеко по Волге, а роспись на донцах стали называть «городецкой».
Продавались городецкие донца и на Нижегородской ярмарке, потому сегодня работы мастеров узольской долины можно встретить в самых разных уголках России.
В начале нового столетия промысел донечный начал угасать: спрос на прялки упал, крестьяне все чаще ткань покупают. В 30-40 гг. роспись продолжала существовать на предметах мебели, солонках, но перестает быть массовой.
Новое дыхание угасавший промысел получил в 50-е гг. во многом благодаря стараниям Аристарха Евстафьевича Коновалова, учившегося у старых мастеров.
Небольшая артель по производству детской расписной мебели была объединена с мебельной фабрикой в г. Городце. В 80-е годы городецкая роспись становится известна даже за пределами СССР и становится одним из узнаваемых брендов России.
Мастера нового поколения возродили и развили лучшие традиции сюжетной росписи первых мастеров из узольских деревень. Вернулся интерес и к резьбе по дереву.
На выставке «Купи мне прялку городецкую, я буду нить живую прясть» представлено 70 работ из Семеновского, Чкаловского, Балахнинского и все донца Городецкого музейного комплекса.
Впервые в Городце можно познакомиться с богатым наследием городецких мастеров. Именно на донце начала жить городецкая роспись и быстро расцвела до одного из самых ярких нижегородских промыслов. Искусству и фантазии мужиков остается только восхищаться. Не пропустите и Вы возможности познакомиться с их работами!
Выставка будет работать до мая 2019г.
Мастера нового поколения возродили и развили лучшие традиции сюжетной росписи первых мастеров из узольских деревень. Вернулся интерес и к резьбе по дереву.
На выставке «Купи мне прялку городецкую, я буду нить живую прясть» представлено 70 работ из Семеновского, Чкаловского, Балахнинского и все донца Городецкого музейного комплекса.
Впервые в Городце можно познакомиться с богатым наследием городецких мастеров. Именно на донце начала жить городецкая роспись и быстро расцвела до одного из самых ярких нижегородских промыслов. Искусству и фантазии мужиков остается только восхищаться. Не пропустите и Вы возможности познакомиться с их работами!
Выставка будет работать до мая 2019г.
Обсудить
Читайте также:
02 апрель 2023, Воскресенье
ВЫСТАВКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА БОГОРОДСКИХ ИНВАЛИДОВ (из архива сайта)
Комментарии (0)