«Покровская церковь села Ухтым – памятник архитектуры восемнадцатого века»

alt
 Колабкина Анастасия Владимировна, ученица 7 класса Домашний адрес:  612472, с. Ухтым Богородского района Кировской области, Телефон: 6 91 52
 
 
 
 
 


 
Учитель Самарина Нина Алексеевна, стаж педагогической работы 40 лет, высшая квалификационная категория, Адрес школы:  612472, Кировская область, Богородский район, с. Ухтым, ул. Кирова, 5, телефон: 6 91 66


Введение


Тема: « Покровская церковь села Ухтым – памятник архитектуры 18 века»
Обоснование выбора темы

     По воле судьбы уже третий год я живу  в старинном селе Ухтым Богородского района. Хотя Ухтым не является моей родиной, но я полюбила его и считаю своим. Меня привлекли живописные места и покорила красивейшая природа в окрестностях села. Здесь живут замечательные люди. Здесь я нашла себе новых и верных друзей. С огромным удовольствием узнаю богатую историю села, ровесника Санкт - Петербурга. Главной достопримечательностью Ухтыма является Покровская церковь. Жизнь многих поколений моих односельчан связана с этим местом. И хотя  служба в церкви уже полтора десятка лет не идет и от былого ее величия и красоты осталось немногое, но и жизнь моего поколения также тесно связана с церковью. В селе нет ни одного  жителя, который  в юном возрасте не облазил бы церковь снизу доверху. Именно она всегда была местом сбора ухтымской ребятни. Сейчас это небезопасно, так как здание обветшало, крыша местами провалилась и высокие своды вот-вот обрушатся (Приложение № 8). Но несмотря ни на что, церковь для нас остается чем-то грандиозным, таинственным, влекущим к себе.  Мне захотелось узнать больше об истории ухтымской церкви, ее роли в жизни нескольких поколений моих односельчан. Поэтому выбор темы моего проекта не случаен.  Я осознанно захотела узнать больше об истории Покровской церкви, ее роли в жизни моих предков.        
Свои поиски я начала с нашего школьного музея. В нем собран богатый материал по истории села и, в том числе, по ухтымской церкви.
altСреди множества экспонатов музея мое внимание привлек макет Покровской церкви села Ухтым (Приложение № 9), который в прошлом году выполнил выпускник нашей школы  Логинов Евгений под руководством учителя технологии Ситникова Василия Юрьевича.
 
Авторы этого замечательного проекта, по моему мнению, совершили благородное дело, увековечили памятник архитектуры и дали возможность посетителям музея представить это грандиозное сооружение в первостепенном виде. Когда я увидела этот экспонат, то не могла поверить, что двести лет назад село Ухтым украшал такой замечательный архитектурный памятник. Стоя перед макетом церкви, точно воспроизводящем грандиозное архитектурное сооружение в его первоначальном виде, я долго не могла оторвать глаз от изумительной работы искусных мастеров.
 
«Что имеем – не храним, потерявши, плачем». Эта народная мудрость отражает наши сегодняшние чувства, указывает на позднее прозрение и раскаяние в том, что не смогли отстоять у властей, уберечь от разрухи, сохранить для своих потомков «храм пятиглавый с колоколами».                      
 
Из материалов, хранящихся в музее, я узнала, что существуют очень подробные описания истории строительства церкви, записанные в Вятских Губернских ведомостях (1903, № 107). (Приложение № 1) О жизни церкви в XIX  и начале XX веков я узнала из архивных материалов, хранящихся в областном и районном архивах.  О церковных служителях и членах их семей почерпнула сведения из статей краеведа Н.П. Шулепова и из бесед со старожилами села, которые рассказали мне и о разрушении церкви.
 
Актуальность этой темы состоит в том, что мы должны знать богатую историю родного края, ценить памятники культуры и архитектуры, гордиться мастерами-созидателями и сделать все возможное, чтобы сберечь  это грандиозное сооружение для следующих поколений односельчан.
 
Новизна темы в том, что своими исследованиями я обобщила материал по истории Покровской церкви села Ухтым и выявила людей, которые еще помнят церковь действующей.
Проблема исследования:
Почему Покровская церковь села Ухтым является историческим и архитектурным памятником восемнадцатого века?
Объект исследования:
 Покровская церковь села Ухтым
Предмет исследования:
1. Архивные материалы по истории постройки, функционирования  и разрушения Покровской церкви
2. Работы краеведов Н.А. Дьячкова, Н.П. Шулепова
3. Анкеты для жителей села Ухтым
Цель исследования:
Доказать, что Покровская церковь села Ухтым является памятником культуры и архитектуры 18 века и нуждается в охране.
Задачи:
1.    Изучить архивные материалы, связанные с историей Покровской церкви села Ухтым.
2.    Познакомиться с литературными источниками (публикации краеведов Н.А.Дьячкова, Н.П. Шулепова).
3.    Опросить старожилов села Ухтым об истории разрушения церкви.
4.    Определить роль церкви в формировании духовности народа.
5.    Сделать выводы.                                              
Гипотеза:
Поскольку Покровская церковь села Ухтым – это уникальное  грандиозное сооружение, результат созидательной работы талантливых мастеров и тысяч простых людей, имеющая связь с именами известных деятелей того времени, то она является архитектурным и историческим памятником, требующим охраны.

I.    Село Ухтым – ровесник Санкт-Петербурга

        Время заселения местности относится к 17 столетию До этого весь край был покрыт диким лесом. По всему вятскому и Слободскому уездам изредка кое-где встречался чум удмурта или лачуга русского крестьянина. Известно, что чепецкие удмурты и каринские татары самоуправно владели слободой Филипповкой, состоящей из Северо-западного края Глазовского уезда, Восточного и Южного  Слободского уездов.
        В 1637 году предприимчивый поселянин слободы Филипповки пахом Кощеев решился эти места заоброчить. Он подыскал себе сотоварищей и подал челобитную царю Михаилу Федоровичу. Указом царя было  предписано: «…Семену Хлыбову. Вятскому воеводе Михаилу Ерошкину, Пахому Кощееву отдать просимые ими места во владение…»
        Предположительно в 1700 году в починке Отяцком (позднее урочище Вочкари) была построена часовня с иконою святых Зосимы и Савватия -Соловецких чудотворцев.
        Село Ухтым образовалось в 1703 году, первоначально называлось Ухтымское. Почему село получило название «Ухтым»?  Село Ухтым было расположено вблизи границы Казанского уезда, жило около него с одной стороны несколько татарских починков: Вострежанье, Дворищи, Чурмыг, Уром, а с другой стороны несколько удмуртских починков. Слово « уром», перешедшее в название одной из татарских деревень, означает «друг», «приятель».  Ухтым происходит от татарского слова «утым» и означает «любима» (дорогое, близкое, родное).   Русским легче было произносить «Ухтым», да  они и не хотели, чтобы село носило чисто татарское название. Слово «Ухтым» также близко по созвучанию с удмуртским «утын», означающее «граница». Река Ухтымка действительно в XVII веке была границей между удмуртами и русскими.
Покровская церковь села Ухтым - памятник архитектуры 18 века
Существует легенда, связанная со строительством церкви в с.Ухтым (Приложение № 2 ).

Первая и вторая деревянные церкви в селе Ухтым

    Основываясь на летописном источнике Н.А.Дьячкова, можно сказать, что в конце 17 и начале 18 века в Ухтымском приходе  была часовня в деревне Отяцкая, которая находилась в 4-х верстах от села на северо-востоке. В 1703 и 1722 годах в Ухтыме были построены две деревянные церкви. Постройку первой деревянной церкви в селе Ухтымском относят к самым первым годам 18 века. В 1703 году дан был ухтымским прихожанам приговор, утвержденный указом Вятской Духовной Консистории, во владение Священноцерковнослужителям ухтымским дать семьдесят десятин земли. Первая церковь была посвящена имени и памяти Великомученицы  Екатерины. В ней служил поп Савва Митрофанов Вылягжанин, он был строителем церкви и первым ее священником. Н.А.Дьячков в своей рукописи пишет: «В начале 18 столетия (1822 год) в Указах Епархиального Начальства на имя ухтымской Екатерининской церкви писали так: «Хлыновского уезда, Чепецких тяглового и оброчного Станов и Филипповы слободки, Архангельской (Каринской волости) Ухтымского погоста Екатерининской церкви».
     Первая церковь была очень маловместительная, с небольшими окнами. Существовала она около 20 лет, а потом сгорела. Но еще до пожара священник Георгий Вылягжанин ходатайствовал о постройке уже новой деревянной церкви.
    4 февраля 1772 года было получено благословение Пресвященного Алексея, архиепископа Вятского и Великопермского, построить в селе Ухтымском новую деревянную церковь во имя Великомученицы Екатерины. Существовала она около 50 лет, до тех пор, пока не выстроена была третья каменная церковь.   

Строительство Покровской церкви

alt     В 1766 году было дано разрешение на строительство каменной церкви. Постройка  церкви велась восемь десятков лет. Не одно поколение  жителей ухтымского прихода приняло самое непосредсвенное участие в строительстве этого грандиозного храма. В течение четырех лет ухтымские умельцы сделали пятьсот двадцать тысяч штук кирпича. Деньги на строительство собирались по подписным листам за 1767-70 годы было собрано 503 рубля 2 копейки. Сбор средств на строительство был продолжен до 1773 года за пределами прихода и уезда и составил 604 рубля 9 копеек.
    Летом 1767 года началась кладка стен. К 1772 году кладка стен церкви, как повествует автор летописи, подходила к концу. По тем временам здание было построено очень быстро. В этом же году было покрыто тесом и побелено. Стройкой руководили хлыновские мастера каменных дел Яков Батуринин и Исаак Масальский. Екатериниский придел приступил к службе в 1774 году.
    Главная купольная часть – покровский придел строился под руководством мастера Исаака Масальского. Внутреннюю отделку выполнял Иван Перминов. Из-за недостатка средств в 1781 году колокольню временно сделали деревянную. Главным мастером подрядчиком был Мартын Погудин. Постройка ограды шла и закончилась одновременно с устройством колокольни.  Возглавили стройку священник Гавриил Вылегжанин, - выходец из местных крестьян, церковный староста Егор Шиляев, стоник Дмитрий Якимов, пятидесятники Григорий Беляев и Лука Тарасов, и мирские выборные люди: Трофим Анисимов, Федор и Михаил Чурины, Назар, Никита и Кузьма Черемискины.
    Постройка же каменной колокольни было завершена только в 1849 году. Результатом этой стройки свился редкостный для сельской местности архитектурный памятник – пятиглавая церковь и колокольня, которые были видны из близлежащих деревень. В полной архитектурной красе Ухтымская церковь стала только со средины XIX века, с ее пятью главами и колокольней. Звон 311 – пудового колокола далеко разносился по окрестности. Новшеством для сельской местности было отбивание колоколом времени через каждый час.
    28 мая 1849 года был освящен южный Покровский придел, а 2 ноября  1850 года освящен северный Екатерининский придел (Приложение №7).
 Село Ухтым входило в 3-й благочинный округ Глазовского уезда. «Третий благочинний округ с.Ухтым – Покровская церковь, каменная построена в 1849 г.; расстояние от Вятки 120 верст, от уездного города 116 верст; причта по штату положено: 3 священника.1 дьяк, 3 псаломщика. Священники: А.Свечниковъ,Федоровъ, дьяконъ Ардашев имеют свои дома.
Дяконы Добрынинъ и Поповъ живут в казенных квартирах, псаломщик Свечниковъ проживает на частной квартире… Прихожан православных русских 3024 муж. пола, 3395 ж. пола. Приход состоит из 39 селений. Расстояние ½ - 10 верст» (Вятская епархия. Историко-географическое и   статистическое описание. Вятка, 1912).   
   
 О родословной священников, Н.А. Дьячков пишет, что священничество в Ухтыме захватили два дома: Вылягжаниных и Филимоновых. Весь XVII век священники, дьяконы и даже пономари были Вылягжанины. Автор тетради об ухтымских священниках был очень нелестного мнения. Он пишет: «Большинство членов причта/священников/ были люди малограмотные, все учение которых состояло в усвоении причастнического искусства да в умении кое-как подписать имя и фамилию».
    Н.А. Дьячков показывает церковному служителю, как людей, далеких от проводников христианского учения.  Вот дословный рассказ Дьячкова, позднее также ставшим священником: «В марте 1789 года дьякон Афанасий Вылягжанин был посажен в монастырскую тюрьму. Причиной этому служило учиненное им кровопролитие в церкви…»
    В 1797 году священник Лев Шкляев за невоздержанную жизнь был сослан в монастырские пруды на три года. Так неприглядно выглядели «божьи слуги» ухтымской церкви.
    Первоначально в селе жили только купцы и священники. Но в 1782 году крестьянин Абрам Калинин женился на дочери 1-го дьякона Бориса Степанова Вылягжанина - Марфе. Когда проходила перепись населения, у Абрама уже было два сына, и он в поземельной книге получил три надела. Семья его скоро разрослась. В это время духовенство утеряло свою грамоту на владение землей. Воспользовавшись этим, Абрам Калинин отнял у них 70 десятин земли. С той поры в Ухтыме стали жить крестьяне.   
    Церковь окружала каменная ограда с ажурной чугунной решеткой. Ограда доходила до нынешней улицы Советской, где сейчас расположен магазина «Колос». В ограде было несколько дверей, с каменными белыми столбами и чугунными фигурными калитками.
С восточной стороны церкви находилось кладбище, где хоронили священнослужителей и членов их семей. На могилах лежали большие каменные плиты с надписями и красивыми крестами. В церковной ограде похоронен Матвей Андреевич Васнецов, родственник знаменитых художников Васнецовых.
При церкви был дом, служащий гостиницей, где припозднившиеся прихожане могли  переночевать.
Рядом с церковью располагались каменные церковные склады.
В Ухтыме отмечалось четыре основных престольных праздника: Екатерининская, Ивановская, Рождество Христово, Покровская.

Внутреннее убранство церкви

     В зимнее время прихожане заходили в церковь через тамбур, довольно просторный, и там ожидали начало службы. В тамбур вели 3-4 деревянные ступеньки. Из тамбура через двери, украшенные  узорами из цветного стекла,  люди попадали в зимний отапливаемый храм. Здесь в грязное время года переодевались в специальных помещениях , которые назывались «палатки», и в церковь входили уже в чистом. Здесь же, при входе, была «палатка», где ставили гроб с телом умершего до начала службы. По стенам везде были развешены иконы.
     Вдоль стен стояли тумбочки из темного отполированного дерева, на которые раскладывали подарки прихожан: скатерти, полотенца, ткань и другие приношения вплоть до продуктов..
    Стены в церкви были чисто выбелены /этим занимались женщины из деревень и монашки/. Свод храма поддерживали квадратные колонны. По всей высоте колонн шел лепной позолоченный орнамент. Такой же орнамент был вокруг окон и колонн.
    В восточной части теплого храма, слева, располагался алтарь, в эту часть рама прихожан не пускали. В алтарь входили лишь священнослужители и лица мужского пола, участвующие в богослуженях. Там стоял батюшка и совершал службу. Здесь же, у алтаря, было отгорожено перилами место для певчих. За перилами стояли тумбочки, на которые певчие клали необходимые им для пения молитв бумаги. Алтарь от средней части церкви отделяет иконостас. В иконостасе находились трои двери. Средние назывались царские Врата. Иконы располагались в известном порядке. На царских Вратах - Благовещение и 4 Евангелиста. Направо - икона Иисуса Христа, налево - Божьей Матери. На других дверях изображены  архангелы Гавриил и Михаил и первые дьяконы.
Справа от иконы спасителя  находилась храмовая икона, т.е. икона с изображением  Покрова Пресвятой Богородицы, которой посвящен храм. Над царскими Вратами помещалась икона Евангелистиц или Тайной Вечери. Стены Храма покрыты иконами, на особых высоких столиках-аналдях, тоже лежали иконы. На иконах изображены святые. Перед иконами стояли подсвечники, куда можно  было прихожанам ставить свечи.
     Пол в церкви был выложен квадратной каменной плиткой. Во время праздничной службы или венчания, крестин и других торжеств посередине стелили малиновую ковровую дорожку.
    Церковь освещалась свечами, их выносили на больших подсвечниках. Предположительно, что была люстра, которая держалась на стальном тросе.
    Из зимнего храма можно было попасть на колокольню, которая достигала 75-метровой высоты, куда  вела лестница. Наверху, на звоннице было пятнадцать маленьких колоколов, один большой колокол /триста одиннадцать пудов/, один часовой и один пожарный колокол. Внизу в колокольне сидел сторож, сверху от колоколов, часового и пожарного, были спущены веревки. Внизу, в караульном помещении, стояли большие напольные часы, и сторож отбивал в колокол каждый час /даже ночью/. Пожарный колокол извещал о случившемся пожаре.
В подвале, под церковью,  было много подсобных помещений: кельи служителей, покойницкая, куда на ночь уносили гроб с телом.
    Наверху  церкви, над Екатерининским приделом, располагалась церковно-приходская школа, куда вела неширокая лестница.   

Священнослужители

Первым священнослужителем Ухтыма, как сказано выше, был поп Савва Митрофанов Вылягжанин, происходивший из простого крестьянского и вполне может быть местного же рода Вылягжаниных. К его деятельности смело можно приписать заботы по устроению первого храма, по организации разбросанного на десятки верст прихода и по преосвещению святым Крещением язычников – вотяков. Скончался он  не в Ухтыме, а где-то в монастыре, принявши пострижение с именем Савватия. Заместителем был – поп Георгий, тоже Вылягжанин, имя его на Ухтыме первый раз упоминается под 1721 годом; родственник он был своему предшественнику, или нет – неизвестно. На долю этого служителя выпало построить второй Ухтымский храм и продолжить дело своего предшественника по просвещению вотяков. Скончался он в 1729 году в Ухтыме, а на его месте поступил поп Гаков (опять из фамилии Вылягжаниных ). В дни его служения в 1746 г. – от Ухтыма отделился новый самостоятельный приход – Верокосинский - /Караул /, забравший в свои пределы главным образом удмуртов Ухтымского прихода. В 1756 году  пономарскую должность исправлял тогда  Яков Снигирев; служение же попа Гакова  продолжалось до 1754 года, в котором он и скончался. На его место 8-го сентября был назначен Фаддей Тимофеевич Филимонов, а в 1762 году ему был дан уже помощник – в лице поп Гавриил Яковлев Вылегжанина ( сын умершего 1764 г. попа Гакова).  20 декабря того же года появился в Ухтыме  первый дьякон – Борис Стефанов Вылегжанин. Через три года – в 1765 – в составе священников ухтымской церкви было уже три священника (прибыл еще Ксенофент Стефанов Вылегжанин, а из младшего причта делаются известными дьячок Григорий и пономарь Роман Филимоновы – сыновья попа Фаддея). Причту этого времени пришлось трудиться в устроении 3-го каменного храма.
13 мая 1768 года в Ухтым на службу направляют второго дьякона - Афанасия Яковлева Вылегжанина, вероятно,  сына умершего  попа Якова, брат попа Гавриила/. И таким образом с 1762 года, т.е.  в шестилетний период, Ухтымский храм из однопричтного стал трехъпричтным, каковым оставался  до закрытия.
До 1778 года изменений в составе причта не происходило, хотя  утверждать этого нельзя, потому что клировых Ведомостей этого периода в архиве не сохранилось, а с 1778 года состав причта по ним виден вполне. Там под этим годом, кроме уже названных священнослужителей, делаются известны вновь прибывшие: дьячки Марко Ильин Вылегжанин, Стефан Савин Кайсин и Семен Федоров Вылягжанин;  пономари: Василий Никифоров Вылягжанин и Марко Михайлов Любовиков.
В 1780 году произошла перемена среди священнослужителей. На место попа умершего попа Ксенофанта поступил на службу его сын  Федор, 29 лет, а не место умершего дьякона Бориса поступил сын попа Фаддея – Георгий.
В 1781 году на место Василия – в число дьячков был послан и другой сын попа Фаддея Григорий,  40 лет, служивший до того где-то священником, но лишенный священства за неправильное венчание брака.
alt    1782 год прошел без перемен. В 1783 году  скончался дьячок 64-летнийСемен Федоров Вылягжанин. Его место занял переведенный откуда-то дьячок Ива Саватьев Лопатин. В 1784 году  скончался дьячок 60-летний Марко Ильин Вылягжанин. Заместителем его явился сын попа Гавриила – Афонасий, обучавшийся причетническому искусству некоторое время в паломнической архиерейском доме – школе, в должность свою он вступил 20  марта  1785 года.  12 марта 1785 г. скончался пономарь 28-летний Вукол Кочемкин. На его место  в 1787 г. из села Верхнекосинского был назначен дьяческий сын Стефан Исааков Анисимов. В 1788 году он выбыл, получив назначение во священники /в с. Чепцу/. На его место в 1789 г. определили дьячка Ивана Лопатина.  1790 год ничем особенным в жизни причта, а в 1791 году /2 октября/ скончался священник Федор Ксенофонтов Вылегжанин  на 41 году. Жена покойного,  вдова Фессаленикия Семенова,  по смерти его подавала прошение, чтобы объявили в Семинарии, не найдется ли охотника взять в замужество ее дочь и быть заместителем ее мужа, но охотников тогда на нашлось, а 10-го ноября надумался принять этот вызов ученик «школы философии»  Лев Шкляев, и Преосвященный на это согласился. Таким образом,  посвящение было совершенно уже 2 мая 1792 г. Кроме того в этом же  году выбыл из состава причта, получив определние во Священника селе Верхокосинского пономарь Марко Миайлов Любовиков, и на его место поступил сын верхокосинского дьякона  Федот Романов Филимонов.
 1793 год ознаменовался формулярными пятнами: Священник Гавриил, Вылягжанин «за ссоры в церкви – ссылкою в Семинарские труды на 1 месяц, да за питие – вина в притворе церковном и ссоры пятью рублями на богодельню штрафован», дьякон Георгий – «за неведение тщатных трудов Консистории 100 поклонами штрафован», пономарь Семен Вылягжанин – «за питие вина в притворе церковном двумя рублями штрафован».
В этом же 1793 году, в сентябре, согласно своей просьбе и желанию по слабости сия сложил с себя бремя служения старец /72лет/ - поп Фаддей, работавший в ухтымском храме и пастве с 1754 года. Заместителем его явился Григорий  Свечников, сын Вятского Спасского Собора. Служение свое  новый иерей начал с 1794-го года, ознаменовавшегося еще одной смертью /17 января/ Священника Гавриила Яковлева Вылягжанина, умершего на 66 году.
До 1797г. службу правил входящий села Верхоковайского – Ильинеского – священник Василий Мышкин и села Ошлани Троицкой церкви иерей Петр Онурин (свояк священника Григория). На следующий же 95-й год скончался и заштатный иерей Фаддей на 74 году.
    В 1796 году оставил Ухтым дьякон Григорий Филимонов. Переселившиеся в числе братии Спасского Орловского монастыря на его месте в следующем 1797 году-июня 30-го был произведен в священнослужители ухтымский же  Афанасий Вылегжанин, а место  последнего занял сын дьячка Григория – 17-летний Лука Филимонов. На 56 году жизни скончался еще пономарь Семен Вылягжанин, служивший при ухтымском храме с 1762 года.  Заместителем его был, сын умершего в 1791 году священника Федора Вылягжанина  Савва.
В этом же 1797 году в Ухтыме при 3-х причтном составе – приключилась  беспоповщина. Дело было так.  Священник Лев Шкляев за «невоздержанную жизнь был в монастырских трудах» - в Ворк-Чепецком престовоздвиженском монастыре второй – священник Григорий Свечников был болен и находился на излечении в Вятке, а 3-е священническое место числилось за «богословия слушателем» Михаилом Княгининым, который  будучи уже 4 года зачислен на этой должности и, пользуясь доходами, спокойно учился целых два года уже по окончании курса, проживал в отцовском доме, не обращал внимании на неоднократные побуждения консистории вступить в должность. «И только уже строжайшим предписанием Нолинского Духовного Правления от 10июля, с угрозой найти другого кандидата для сей должности, он кое- как подвинулся и в декабре – 20-го числа вступил в должность».
Священник Лев Шкляев, как сказано, за проступки с осени 1797 года по 1800 год находился в монастыре, потому его ухтымское место было зачислено за студентом богословия Квашниным и числилось за ним до 1801 года. «В 1798 году в ноябре  малый пономарь Иван оставил науку и вступил в отправление своей должности, каковую и не оставлял до 1855 года.
1799 год изменений в причте никаких не произвел.
altНастоятелем церкви  долгие годы был священник Василий Афанасьевич Чемоданов. Это был человек с сильным характером, красивый, высокий, худощавый. Он был большой любитель пения и музыки, прекрасно играл на гуслях и фортепиано. Известно, что Чемоданов имел большую семью и отличался суровостью в воспитании детей.
 
Василий Чемоданов был действительным членом Статистического Комитета священников. Он вел дневниковые записи, печатал свои заметки в в «Календаре Вятских губернских Ведомостей». Особого внимания заслуживает его монография «Особенности русского наречия в Ухтымском приходе и смежных местностях», 1879 г.
 
Дом священника находился в 200 метрах от церкви, на возвышенном месте, на правом берег у реки Ухтымки. В 1900 году дом сгорел, и семья Чемодановых переехала в другую область (Приложения № 3, 10,11,12).
                     
События, связанные с жизнью ухтымской церкви Венчание Ларисы Чемодановой

alt   В 1872 году Покровская церковь села Ухтым стала местом фиктивного брака  революционерки – народницы Ларисы Васильевны Чемодановой с поэтом – народником Сергеем Силычем Синегуб. Лариса родилась в 1856 году. В 1873 году вступила в кружок «Чайковцев». Отец воспротивился решению дочери и запер девушку в доме. Петербургский кружок «народников» решил вызволить Ларису из домашней неволи. Сделать это было решено с помощью фиктивного брака. В Ухтым отправился в качестве жениха Сергей Синегуб – вятский народник. Священнослужителем Ухтымской церкви был в то время Василий Афонасьевич Чемоданов /отец Ларисы/. 12 ноября 1872 года состоялось венчание и свадьба.
    (Приложение № 4: «Выписка из метрической книги о бракосочетавшихся в Покровской церкви с. Ухтым от 12 ноября 1872 года, стр.150»)
15 ноября супруги Синегуб выехали в Петербург. Лариса продолжила работу в кружке. А.Д. Кувшинской. В январе 1873 года супруги в качестве учителей отправляются в Губин Угол Тверской Губернииг, где  прожили долгую и счастливую жизнь. У них было 10 детей (Приложение № 12).
   
23 февраля 1922 года на 67 году жизни в Сибири от воспаления легких скончалась Лариса Чемоданова. Ее четверо детей: сын Евгений и дочери – Лидия, Лариса и Мария переехали в Московскую область.
    Жизни Ларисы и Сергея Синегуб посвящен художественный фильм «Нас венчали не в церкви».
20 сентября 1903 года состоялось празднование 200-летия села Ухтым (Приложение № 5 ).

ИСТОРИЯ РАЗРУШЕНИЯ ЦЕРКВИ

    В 30-е годы нашего XX века по всей стране начались гонения на священников. В 1935 -36 годах  руководители села Ухтым Микрюков Никита Николаевич, Агафонов Галактион Михайлович, по требованию вышестоящих властей, в порыве борьбы с религией допустили ошибку –  сломали церковную колокольню. Так началось разрушение ухтымской церкви.     Сначала запретили церковную службу.
 
altПоследним церковнослужителем хтымской церкви был Федоров Николай Владимирович, его семья жила в доме, находившемся недалеко от церкви (Приложение №13). Игонин Клементий Прохорович,  церковный староста, вынужден был жить в деревне Решетники, находившейся в семи километрах от Ухтыма,  и  ходить в церковь на службу.       Он же продавал свечи и пел в церковном хоре. Священник Зиновий Поломский и Климентий Игонин пешком ходили в г. Киров просить разрешения оставить церковь в с. Ухтым действующей. Разрешили, но службы проводили только по праздникам. Отец Николай и Клементий Прохорович ездили в Ухтым на службу.
    В 1939  году ухтымскую церковь закрыли. Часть имущества увезли в Богородское, часть растащили жители села Ухтым    В 40-е годы часть помещений церкви приспособили под маслобойню, где  делали льняное масло. В 1958 году все  42 колхоза, расположенные на территории ухтымского поселения, объединились в колхоз им. Котовского, который  организовал в церкви зернохранилище. Овес сушили на церковных хорах, потолке. Внизу, в служебных подвальных помещениях,  хранили колхозную картошку. После войны в церкви был цех по производству комбикорма, а в помещении церковно-приходской школы в 60-е годы держали кур. В 70-е годы на месте иконостаса установили зернодробилку и и мололи посыпку для колхоза. Зерно хранили  в церкви до 1985 года.
Это все нанесло большой урон зданию церкви. Крыша в нескольких местах провалилась, купола раскрыло бурей, окон нет, двери и полы выломаны. Хотя до сих пор еще видны  лики святых на стенах и потолке полуразрушенного храма.         
alt         В 1935 - 36 годах  руководители села Ухтым Микрюков Никита Николаевич, Агафонов Галактион Михайлович, по требованию вышестоящих властей, в порыве борьбы с религией не допустили ошибку –  сломали церковную колокольню. Так началось разрушение ухтымской церкви.     Сначала запретили церковную службу. Игонин Клементий Прохорович,  церковный староста, вынужден был жить в деревне Решетники, находившейся в семи километрах от Ухтыма,  и  ходить в церковь на службу. 
Вместе со священником Зиновием Поломским пешком ходили в Вятку просить разрешения оставить церковь действующей. Разрешение получили, но службу проводили только по праздникам. Вскоре запретили и это, изгнали
церковнослужителей, лишив и их, и прихожан возможности посещать храм, предав его осквернению и забвению.   

Заключение

Я провела анкетирование жителей с. Ухтым. Выяснила, что Галкина А.Ф., Игонина В.Г., Беляев В.П. еще помнят церковь действующей и сами посещали ее. (Приложение № 6).
Сделала запрос в областной архив и изучила дела архива 1722 – 1766 г.,
«Вятские Епархиальные ведомости» 1868-1879 г., «Губернские ведомости» 1846-1879 г., Вятская Епархия. Историко-географическое и статистическое         описание. Вятка, 1912 г.
Познакомилась с материалами публикации священника Свечников А.Н. «Приложение к Вятским Губернским ведомостям» № 107 11.09.1903 г.
Изучила статью Чемоданова В.Н. «Исторические сведения о селе и приходе Ухтымском» и познакомилась с монографией Чемоданова В.Н. «Особенности русского наречия в Ухтымском приходе и смежных местностях».
Записала воспоминания жителей села о периоде разрушения церкви.
Более двух веков отделяет нас от тех великих мастеров - созидателей, которые возвели этот поистине грандиозный памятник архитектуры. Очень жаль, что слишком поздно пришло прозрение, когда этот великолепный храм почти разрушен.  И сейчас мы понимаем, что «беспамятно, стыдно живем», знаем, как велико значение тысячелетней русской культуры, какое влияние она оказывает на возрождение духовности русской нации. Церковь в селе Ухтым – это боль и беда вятской глубинки, и упрек всем нам, живущим здесь. Разрушение ухтымской Покровской церкви, к сожалению, продолжается и по сегодняшний день. Но жители села по-прежнему верят, что рано или поздно справедливость восторжествует.    
Доказала, что Пятиглавая Покровская церковь – памятник зодчества и архитектуры является и сегодня олицетворением родины и духовности. Это наша гордость, наше культурное и национальное наследие. И наш гражданский долг - сохранить и передать его новому поколению односельчан. Здесь, на Вятской земле, наши родовые корни. Здесь наша родина. Здесь наш дом.  Здесь все знакомо и дорого нам. Мы «от этой земли набираемся силы», той необходимой энергии, которая поможет обрести уверенность в себе, выстоять в трудные минуты жизни.  Церковь  - хранительница национальной культуры, лучших традиций и христианских праздников, носитель высоких нравственных идеалов. Поэтому у меня, как и у моих односельчан, болит душа за все, что происходит с нашей малой родиной. Каждый раз, когда я подхожу к церкви,  вновь и вновь представляю ее во всей красе, действующей.  
В последние десятилетия, хотя и с большим опозданием, по всей России восстанавливаются большие и малые храмы. И очень хочется верить, что настанет такое время, когда появится возможность говорить и надеяться                                              
на возрождение нашей ухтымской церкви. Я думаю, что мое поколение будет трепетно относиться к памятникам культуры и сумеет не только остановить дальнейшее разрушение храма, но и начать его восстановление.
И я уверена в том, что  мы, живущие здесь,  должны любить, беречь и благоустраивать эту землю.

Список источников
1. Дела архива 1722 – 1766
1. «Вятские Епархиальные ведомости», 1868-1879
2. «Губернские ведомости», 1846-1879
3.  Свечников А.Н. «Приложение к Вятским Губернским ведомостям» № 107 11.09.1903, стр. 3-4
4. Вятская Епархия. Историко-географическое и статистическое         описание. Вятка, 1912, стр.189
5. Чемоданов В.Н. «Исторические сведения о селе и приходе Ухтымском»
6. Чемоданов В.Н. «Особенности русского наречия в Ухтымском приходе и смежных местностях»
4. Запись воспоминаний Галкиной А.Ф., сделанная в 2009 г.
5. Запись воспоминаний Игониной А.Г., сделанная в 2009 г.
5. Запись воспоминаний Беляева В.П., сделанная в 2009 г.
6. Запись воспоминаний Калабиной Т.И.., сделанная в 2009 г.
Приложение № 2

Легенда, связанная со строительством церкви

Много столетий назад / 400 лет после РХ/  в городе Александрии жила девушка по имени Екатерина. Она была единственной дочерью знатных родителей царского рода. Родители ее очень любили и баловали. Научили ее всем наукам, доступным в то время. Выросла Екатерина необыкновенно красивой, умной и образованной. Слава о ней разнеслась далеко за пределы г. Александрии. Со всех концов земли приезжали самые богатые, умные и красивые юноши и хотели жениться на ней. Но Екатерина была очень горда и говорила: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, найдите мне человека, который был бы мне равен в благородстве, богатстве, красоте и уме». Но такого человека не находилось. Недалеко от Александрии жил пустынник. Далеко от городского шума он проводил время в тишине пустыни, в молитве и мысли о Боге. Это был человек светлого ума и праведной жизни. Много людей шло к нему искать поддержки, совета и помощи в жизни. Мать Екатерины была тайной христианкой (в то время еще большая часть людей в Александрии были язычниками). Этот пустынник был ее духовным наставником. Вот мать и решила повести к нему Екатерину, потому что                                
очень огорчилась поведением дочери и не знача, что с ней делать. Пустынник поговорил с Екатериной и увидел ее ум и мудрость. Он решил обратить ее к Богу.
– Я знаю, - сказал он Екатерине, - одного чудного человека, который превосходит тебя во всем: красота Его  светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем миром; он так богат, что раздает свое богатство все время, и от этого не становится беднее; благородство Его  неизреченно и нет ему подобного. Кроме того у него есть еще и такие «совершенства, которые даже выразить невозможно!
    Побледнела Екатерина и с волнением спросила:
- Кто Он и могу ли я его увидеть?
    Старец дал ей икону Божьей Матери с Младенцем и сказал, что она увидит этого человека, если исполнит Его повеление:
- Тут изображена Мать Его: возьми эту икону к себе в комнату и молись перед ней всю ночь. Тогда, может быть, исполнится твое желание.
    Екатерина сделал так, как сказал ей старец. Во время молитвы она утомленная, заснула. И вот видит она во сне Божью Матерь с Младенцем. От Младенца исходят как бы солнечные лучи. Но Он отворачивается, не хочет на нее смотреть. Божья Матерь уговаривает Сына посмотреть на нее, а Он отвечает, что она безобразна и убога, и Он не хочет на нее смотреть. В слезах проснулась Екатерина и пошла к старцу. Она пала в ноги к нему и просила о помощи. Старец объяснил ей, что Христос не хочет знать гордых и самолюбивых /язычников/, тех, кто Его не знает. И открыл ей всю красоту, всю радость и богатство Христова учения. Екатерина горячо поверила в Бога. Просветленная, она пошла домой и стала крепко молиться. Устала молиться – и заснула. И вот она опять видит во сне Божью Матерь с Младенцем. Христос, сияющий и радостный обернулся к ней и сказал:
- Теперь она так же богата и премудра, как была бедна и неразумна раньше; она невеста Моя вечная и нетленная, - и дал ей прекрасное кольцо. Екатерина проснулась с необычайной радостью на душе; она уже не думала о земных делах и полна была любви к Христу. В то время приехал в Александрию царь – гонитель христиан. Он велел всему народу придти в языческий храм, поклоняться идолами и приносить им жертвы. Екатерина жалела, что царь язычник. Она пошла к дверям храма и обратилась к царю:
- Не стыдно ли тебе поклоняться мерзким идолам, когда есть один истинный Бог?
Царь был поражен ее красотой и смелостью. Он позвал ее к себе и спросил,  кто она и откуда родом?
- Зовут меня Екатерина,- ответила девушка,- я дочь князя, который царствовал до тебя. Я изучила всю премудрость человеческую, поняла всю суетность земных учений и стала невестой Христовой. Сама я – земля и ничто. Бог одарил меня красотой и мудростью, чтобы люди увидели Его силу
и величие. А твои идолы – ничтожны и ложны. Удивился царь ее речам и ответил:
- Не подобает царю вступать в спор, но я позову мудрейших и ученейших людей, и они тебе докажет, что ты не права.
Так он и сделал. Приехали в Александрию 50 самых ученых мудрецов, и много народу пришло послушать этот спор. С удивлением слушали они мудрые и прекрасные возражения Екатерины и были совсем побеждены ее словами, признали ее правоту и поверили во  Христа. Страшно разгневался злой царь и велел заключить Екатерину в тюрьму, а всех мудрецов – казнить.
    В тюрьму он послал сказать, что помилует Екатерину и даст ей несметные богатства, если она отречется от Христа и выйдет за него замуж.     Но Екатерина была непреклонна и все время молилась. Долго была в заключении Екатерина, и судные видения укрепляли ее. Она увидела Христа, окруженного Ангелами, и он сказал ей:
- Не бойся. Я всегда с тобой. Терпением твоим ты многих обратила ко мне.
    И, правда, все воины, которые ее сторожили, обратились к Христу. Она говорила им, что никакие слова не могут выразить той радости, которую даст Христос любящим Его. Вот, наконец, вывели ее на страшные мучения, но орудия пыток вдруг распались – и Екатерина осталась жива и прекрасна, и невредима.
    Гневу царя не было предела. Наконец, и жена царя, слушая Екатерину, обратилась к Христу. Тогда царь решил казнить Екатерину. Когда ее вели на казнь, все, кто  ее любил, провожали ее и плакали. А она утешала их и говорила, что радуется, потому что скоро будет навсегда с Христом. Перед смертью она молилась: «Господь, благодарю Тебя, что Ты укрепил меня в терпении и указал путь истинный, радостный».
    Так всю свою мудрость, красоту и образование отдала Св. Екатерина на служение Христу. Много людей, видя ее пример, тоже умерли мученической смертью.
    Кровь Св. Екатерины и всех мучеников – это сила и радость церкви. Радость, что есть люди, для которых любовь к Христу дороже жизни.
(«Картинки Листки» для детей, «Закон Божий» п. Богородское, б-ка №26867)

Приложение № 5
Празднование 200 - летия села Ухтым

    Программа празднования 200-летия существования села Ухтым, Глазовского уезда, Вятской епархии.
    Накануне праздника 19 сентября /пятница/ 1903 года
1. В пять часов утра в южном приделе теплого храма в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого заупокойное богослужение о почивших русских Государях Императора и Государынях, управлявших Вятскою епархией, начиная с епископа Дионисия, служившим причт, боготворителях храма, отцах и братьях наших.
2. В 7-30 часов утра ранняя заупокойная литургия.
3. В 9-00 часов утра поздняя литургия в северном приделе теплого храма и честь святой Великомученицы Екатерины; после литургии великая панихида.
4. В 3 часа по полудни в среднем приделе холодного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы малая вечерня; после нее – молебен Спасителю и божьей Матери.
5. В 6-7 часов вечера всенощное бдение архиерейским служением; с метиею и хождением вокруг  храма. При выходе на метию пред папертью храма в преднесении запрестольного креста с Богоматерью храмовой иконы, хоругвей и двух выносных подсвечников, поется литейник храму, а после пропения одного говорится «актения первая» Спаси, Боже, люди твоя…» и во время пения» Господи, помилуй» 40 раз, Священнослужители идут далее и останавливаются перед южною стороною храма. Здесь говорится актения «вторая» «Еще молимся с Благочестивойшим» и за пением «Господи, помилуй» 30 раз священнослужители, передвигаясь, останавливаются перед восточною стороною храма; здесь продолжается актения «Еще молимся о Святейшем правительствующем Синоде…» и за пением «Господи, помилуй 50 раз, священнослужители идут далее и останавливаются перед северной стороной храма, где говорится прощение «Еще молимся о еже сохранится…» и при пении «Господи, помилуй» 3 раза священнослужители приходят обратно в храм, где в свое время бывает осенение  молящихся святым крестом.
            В день самого праздника 20 сентября /суббота/
    1. В 5 часов утра крестный ход вокруг села
    2. В 7-30 часов в храме молебное пение с водоосвящением и освящение стенописи теплого храма.
    3. В 9 часов утра литургия архиерейским служением благодарственное молебствие с провозглашением обычных многолетий.
     4. Выход с иконами на кладбище к месту закладки часовни в ознаменование 200-летия села Ухтым и молитвенную память о почивших предках.
    5. По окончании церковного праздника на церковной площади братская трапеза для народа.
    6. В 6 часов вечера всенощное бдение
                21 сентября /воскресенье/
    1. В 8-30 часов утра звон к литургии
    2. В 9 часов утра встреча архиерея. Освящение левого придела холодного храма в честь Рождества святого, Славного пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна и литургия.
                        Священник Александр Свечников
                Приложение к «Вятским губернским Ведомостям»
                1903, №107, стр. 3-4, II/IX
 


Похожие новости
Около ухтымской церкви прибрались

Около ухтымской церкви прибрались

Пятиглавая  ухтымская  церковь уникальна. По некоторым источникам на ее строительство ушло около ста лет (год постройки 1849). Но действовала она не долго, еще быстрее ее разрушили. Очень
Разрушенные святыни. Покровская церковь с. Ухтым

Разрушенные святыни. Покровская церковь с. Ухтым

Самым грандиозным сооружением в нашем районе бесспорно является Покровская церковь в селе Ухтым. О ней много написано и сказано. Убранство храма практически полностью исчезает. Случившийся пожар в
Ухтымская новинка

Ухтымская новинка

Ухтымской сельской библиотекой ко дню села выпущен сборник об истории и современном состоянии села Ухтым, под названием «Родной Ухтым мы малой Родиной зовем!». Брошюра состоит из 35 страниц и
Покровская церковь не является объектом культурного наследия

Покровская церковь не является объектом культурного наследия

Уважаемые посетители сайта! Многие из Вас читали материал, размещенный на сайте под названием: "О духовных переживаниях и о несбыточной мечте человека". В нем говорится о Покровской церкви села Ухтым
Священнослужители  Покровской церкви  с. Ухтым

Священнослужители Покровской церкви с. Ухтым

В последние десятилетия, хотя и с большим опозданием, по всей России восстанавливаются большие и малые храмы. И очень хочется верить, что настанет такое время, когда появится возможность говорить и
Комментарии
  1. Здравствуйте! Мой прадед Н.А. Дъячков служил псаломщиком до 1896 года, в храме  в селе Ухтым,,  если остался кто-то, кто готовил этот материал. Напишите мне, пожалуйста, подробнее о фото с Чемодановым В.А. и кто рядом с ним на этом фото
    С благодарностью, И.С.Дъячков  

  2. Материал очень интересный. Василий Чемоданов - мой пра-пра-пра дед.
    Фото не ожидал увидеть.

  3. C замиранием сердца читал матариал,моя мама,Прокошева Августа Фёдоровна,родилась в д.Кабаны,потом жила в Ухтыме.В статье упоминается её родная сестра Галкина А.Ф..Сам я последний раз побывал в Ухтыме в 1988 году,всегда восхищался грандиозным каменным строением,развалинами церкви.Помню рассказы бабушки,Марии Кондратьевны,как разрушали колокольню.Какое счастье,что саму церковь не разрушили.Даст Бог и возродится Храм!!!

  4. Среди множества экспонатов музея мое внимание привлек макет Покровской церкви села Ухтым (Приложение № 9), который в прошлом году выполнил выпускник нашей школы Логинов Евгений под руководством учителя технологии Ситникова Василия Юрьевича.,
    Женя Логинов трагически погиб в конце июня. Молодой, открытый, честный...Помним, скорбим.

    27 июня . Утонул

  5. Я ЖИЛ В УХТЫМЕ С 1951 ПО 1955 год в Андреевском доме с мамой и бабушкой АННОЙ АНДРЕЕВНОЙ ЗВЕРЕВОЙ учительницей Ухтымской школы, так же мой дед Иван Фомич Скурихин преподовал в школе. Последний раз я был в селе в 1973 году, Мою маму Тамару Медведицину(Ковалеву) в селе и школе многие старожилы,темболее бабушку и деда помнят наверняка многие. Очень плохо что нет возможности общения с жителями села,
    Город: Хабаровск
    Регион: Хабаровский край
    Округ: Дальневосточный

  6. Огромное спасибо, за такой интересный материал.Сейчас живу в Санкт-Петербурге,но все свое детство провел в Ухтыме.У меня мама родилась в Ухтыме в 1955 году,закончила там школу,которую потом переделали в пекарню.Приезжал туда в детстве каждое лето.Всю церковь с ребятами облазили.Очень жалко,что пропадает такая красота.
    Город: Санкт-Петербург
    Регион: Санкт-Петербург
    Округ: Северо-Западный

  7. Большое спасибо за такой интересный материал. Прочитала с большим удовольствием для моей мамы, она родом из д.Черезы Ухтымского сельсовета. Побольше бы такого материала, чтобы наши дети знали свою историю!
    Город: Пермь
    Регион: Пермский край
    Округ: Приволжский

  8. Людмила Ответить
    Собран очень интересный материал...но увы пока дела духовные остаются на уровне "хлеба и зрелищ". Многих детей сейчас причащают, возможно прозреет это новое семя и возродятся не только храмы,но и наши души. Надежда на вас семиклассники!!!
    Город: Санкт-Петербург
    Регион: Санкт-Петербург
    Округ: Северо-Западный

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: