Священнослужители Покровской церкви с. Ухтым



Приложение № 7
 
 Храм существовал уже в Ветхом Завете. Для прославления Бога создавались храмы, являющиеся местом собрания верующих на молитву, особенно на божественную Литургию.

Православный храм, такой, как в Ухтыме, называется церковью и отличается рядом характерных для него черт. Каждая часть церкви имеет свое название: притвор, средняя часть, алтарь, солея, амвон (центральная часть солеи). Алтарь от средней части отделяет иконостас. В алтарь могут входить только священнослужители и лица мужского пола, участвующие в богослужении.

В церкви был  иконостас – состоящая из икон, стена, отделяющая алтарь от средней /внутренней/ части церкви. Алтарь был обращен к востоку, так как, по преданию, с востока пришло спасение, с востока вместе с солнцем приходят свет и животворное тепло. Верующие же алтаря получают в таинствах священие и духовные силы.   

Купол церкви символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и наше устремление к богу.

В храме было множество икон, на которых есть изображение Иисуса Христа, Божией Матери, святых и библейских событий.  Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы писали краскама  на доске. Перед иконами творили поклоны, возжигали свечи и фимиам. Иконы вещают о Боге и о Его присутствии. Издавна считалось, что икона, силой своей неземной красоты, ведет к познанию Бога, является источником благодатия и устремляются к изображенным на ней лицам благочестивые, молитвенные мысли. Новописанные иконы  освящались.   

Знак креста играет существенную роль. Крестное знамение предваряет все молитвы, богослужения, таинства и священнодействия Православной церкви. Имеются различные формы креста: шестиконечные и восьмиконечные.

На ухтымской церкви шестиконечные кресты. Верхняя перекладка – это дощечка с надписью на трех языках; нижняя перекладка – это подпорка под ноги. Православно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой, войдя в храм, и во время богослужения, до и после вкушения пищи, до и после окончания работы. Крестное знамение свидетельствует о вере в Иисуса Христа и в Пресвятую Троицу, а также о подчинении Господней воле.

Преклонением во время молитвы головы и поклонами мы выражаем уважение  к Богу, свою покорность и повиновение Ему. Молящиеся складывают пальцы вместе для крестного знамения. Три пальца символизируют Пресвятую Деву, два пальца символизируют два естества в Иисусе Христе: Божество и человечество. Крестное знамение:
1.    Во имя Отца – лоб 2.И сына – живот 3.И Святого  – правое плечо
4.Духа – левое плечо
5.Аминь – что значит, - да будет так, – опускаем руку и склоняем голову.
Церковь отчасти напоминает ветхозаветный храм. В ней три части:
1. Алтарь с престолом и жертвенником;
2. Средняя /внутренняя/ часть, предназначенная для молящихся;
3. Притвор, в древности предназначенный для оглашаемых, кающихся и отлученных от причастия.
 
 
Священнослужители  Покровской церкви  с. Ухтым
 

Попы (годы служения)

Пономари

Дьяки

1. Савва Митрофанович
Вылягжанин
1703-1721

2. Георгий Вылягжанин
1721-1729

3. Яков Вылягжанин
1729-1754

4. Фаддей Тимофеевич
Филимонов
1754-1795

5.Ксенофонт Стефанович
Вылягжанин
1765-1781

6. Михаил Лобовиков
1778-1780

7. Федор Ксенофентович
Вылягжанин
1780-1792

8. Лев Шкляев
1793-1797

9. Григорий Ионникеевич
Свечников
1794-1796

10. Василий Мышкин и
Петр Онучин (временно
приезжали из Ошлани) 1796

11. Михаил Михайлович
1796-1797

12.Николай Куприянович
Левашев
1875

13. Василий Афанасьевич
Чемоданов
1875-1890

14 Михаил Сырнев
1876-

Снигирев Яков
1729-1765

Роман Фаддеевич Филимонов
1765-1778

Василий Никифорович
Вылягжанин
1778-1791

Степан Исаакович
Анисимов
1787-1791

Марко Михайлович
Лобовиков
1791-

Вылягжанин Иван
Федорович
1797-

Александр Семенович
Ивановский
1875

Петр Ардашевский

Иван Иванович

Архангельский

Платон Маракулин 


Борис Стефанович
Вылягжанин
1762-1765

Григорий Фаддеевич
Филимонов
1765-1768

Афанасий Яковлевич
Вылягжанин
1768-1778

Марко Ильич
Вылягжанин
1778-1783

Семен Федорович
Вылягжанин
1778-1783

Иван Савватеевич
Лопатин
1783-1788

Лука Григорьевич
Филимонов

Степан Долганович
Любимов
1875

Дмитрий Алексеевич
Шкляев

Василий Любимов

Николай Попов

Георгий Сырнев


 
 
 
Приложение № 4

Выписка из метрической книги о бракосочетавшихся в Покровской церкви с. Ухтым от 12 ноября 1872 года (стр.150):
 «Екатеринославской губернии Александровского уезда деревни Привом. Потомственный дворянин. Студент Технологического Санкт – Петербургского института Сергей Силыч Синегуб, православного происхождения. Первым браком.

Вятской губернии Глазовского уезда села Ухтымского Покровской церкви священника Василия Афанасьевича Чемоданова дочь девица Лариса, окончившая курсы в Вятском Епархиальном училище, православного вероисповедания.
Кто совершал таинство?

Вятской губернии Малмыжского уезда села Узинского священник Афанасий Афанасьевич Чемоданов с дьяконом села Ухтымского Глазовского уезда Дмитрием Шкляевым и причетчиками Василием Любовиковым и Иоаном Архангельским.
Кто были поручители?
Пожених: Вятской губернии Орловского уезда села Иманского Алексей Александров Фирсов. Священник Михаил Голиков Визилевский.
Поневесты: Нолинского уезда села Богородского священник Василий Николаевич Сушков и мировой судья 11-го судебного мирового Глазовского участка Василий Васильев Семаких.
Подписи:   
Малмыжского уезда села Узинского Вознесенской церкви священник Афанасий Афанасьевич Чемоданов
 Дьяконы: Дмитрий Шкляев Василий Любовиков
 Пономарь: Иван Архангельский»
 
Сочинение
«Край мой Вятский

Колабкина Анастасия Владимировна, ученица 7 класса Домашний адрес:  612472, с. Ухтым Богородского района Кировской области, Телефон: 6 91 52

Учитель Самарина Нина Алексеевна, стаж педагогической работы 40 лет, высшая квалификационная категория, Адрес школы:  612472, Кировская область, Богородский район, с. Ухтым, ул. Кирова, 5, телефон: 6 91 66
 
По воле судьбы уже третий год я живу  в старинном селе Ухтым Богородского района. Хотя Ухтым не является моей родиной, но я полюбила его и считаю своим. Меня привлекли живописные места и покорила красивейшая природа в окрестностях села. Здесь живут замечательные люди. Здесь я нашла себе новых и верных друзей. С огромным удовольствием узнаю богатую историю села, ровесника Санкт - Петербурга.

Главной достопримечательностью Ухтыма является Покровская церковь. Жизнь многих поколений моих односельчан связана с этим местом. И хотя  служба в церкви уже полтора десятка лет не идет и от былого ее величия и красоты осталось немногое, но и жизнь моего поколения также тесно связана с церковью. В селе нет ни одного  жителя, который  в юном возрасте не облазил бы церковь снизу доверху. Именно она всегда была местом сбора ухтымской ребятни. Сейчас это небезопасно, так как здание обветшало, крыша местами провалилась и высокие своды вот-вот обрушатся. Но несмотря ни на что, церковь для нас остается чем-то грандиозным, таинственным, влекущим к себе.  Мне захотелось узнать больше об истории ухтымской церкви, ее роли в жизни нескольких поколений моих односельчан.

В нашем школьном краеведческом музее собран богатый материал по истории села и, в том числе, по ухтымской церкви.
Среди множества экспонатов музея мое внимание привлек макет Покровской церкви села Ухтым, который в прошлом году выполнил выпускник нашей школы Логинов Евгений под руководством учителя технологии Ситникова Василия Юрьевича. Авторы этого замечательного проекта, по моему мнению, совершили благородное дело, увековечили памятник архитектуры и дали возможность посетителям музея представить это грандиозное сооружение в первостепенном виде.

Когда я увидела этот экспонат, то не могла поверить, что двести лет назад село Ухтым украшал такой замечательный архитектурный памятник. Стоя перед макетом церкви, точно воспроизводящем грандиозное архитектурное сооружение в его первоначальном виде, я долго не могла оторвать глаз от изумительной работы искусных мастеров. «Что имеем – не храним, потерявши, плачем».

Эта народная мудрость отражает наши сегодняшние чувства, указывает на позднее прозрение и раскаяние в том, что не смогли отстоять у властей, уберечь от разрухи, сохранить для своих потомков «храм пятиглавый с колоколами».
Из материалов, хранящихся в краеведческом музее школы, я узнала, что в 1703 и 1722 годах в Ухтыме были построены две деревянные церкви.

И только в 1766 году было дано разрешение на строительство каменной. Летом 1767 года началась кладка стен, здание было покрыто тесом и побелено. Стройкой руководили хлыновские мастера каменных дел Яков Батуринин и Исаак Масальский. Деньги на строительство собирали по подписным листам, поэтому можно сказать, что в грандиозной стройке принимали участие все жители ухтымского прихода.

Грешные люди, простые,
с натруженными руками,
свои моленья о чуде
они воплотили в камне.

 Благодаря общим усилиям и стараниям Екатериниский придел, который, к счастию, сохранился до сих пор, приступил к службе  уже в 1774 году.

Главная купольная часть – Покровский придел, строилась под руководством мастера Исаака Масальского, а внутреннюю отделку выполнял Иван Перминов. Возглавлял же стройку священник Гавриил Вылегжанин,  выходец из местных крестьян.

Постройка каменной колокольни было завершена  в 1848 году.
В результате явился редкостный для сельской местности архитектурный памятник – пятиглавая церковь и колокольня, которые видны  были из близлежащих деревень, а звон 311 – пудового колокола разносился далеко по окрестностям. 
Здесь …царствовало совершенство
и безупречность линий,
и окна были похожи
на золотые соты,
и невесомой казалась
чугунная вязь решеток.
   
В зимнее время прихожане заходили в церковь через тамбур, довольно просторный, и там ожидали начало службы. Из тамбура через двери, украшенные мозаикой, верующие попадали в зимний отапливаемый храм. Здесь в грязное время года переодевались в специальных помещениях, «палатках», и в церковь входили уже в чистой одежде.

Вдоль стен стояли тумбочки из темного отполированного дерева, на которые прихожане раскладывали свои подарки: скатерти, полотенца, ткань, продукты питания.

Стены в церкви были чисто выбелены. Свод храма поддерживали квадратные колонны. По всей высоте колонн шел лепной позолоченный орнамент. Такой же орнамент был и вокруг окон.

Под солнцем фрески светились
То золотым, то красным…

В восточной части теплого храма, слева. располагался алтарь, в эту часть храма прихожан не пускали. Здесь же у алтаря было отгорожено перилами место для певчих. 

Пол в церкви был выложен квадратной каменной плиткой. Во время праздничной службы, венчания, крестин и других торжеств посередине стелили малиновую бархатную дорожку.

Церковь освещалась свечами, их выносили на больших подсвечниках.

Из зимнего храма, Екатерининского придела, можно было попасть в Покровский придел, где располагалась колокольня. Вверх вела широкая лестница. На звоннице было пятнадцать маленьких колоколов, большой /триста одиннадцать пудов/, часовой и пожарный колокол. Внизу в колокольне сидел сторож, сверху от колоколов были спущены веревки от часового и пожарного колоколов.

Внизу, в караульном помещении, стояли большие напольные часы, и сторож отбивал в колокол днем и ночью каждый час. При церкви была гостиница, где припозднившиеся прихожане могли переночевать. В подвальном помещении церкви было много подсобных помещений: кельи, покойницкая, куда на ночь уносили гроб с телом умершего.
Наверху в церкви располагалась церковно-приходская школа.

Рядом с храмом были церковные склады. А с восточной стороны находилось кладбище, где хоронили священнослужителей.

Первым священником в селе Ухтым  был Савва Митрофанов Вылегжанин. К его деятельности смело можно приписать заботы по устроению первого храма, по организации разбросанного на десятки верст прихода и по просвещению язычников – вотяков.
Настоятелем церкви был долгие годы священник Василий Чемоданов, человек с сильным характером, красивый, высокий, худощавый. Он был большой любитель пения и музыки, прекрасно играл на гуслях и фортепиано. Известно, что Чемоданов имел большую семью и отличался суровостью в воспитании детей.

Дом священника находился в 200 метрах от церкви на возвышенном месте, на правом берег у реки Ухтымки. В 1900 году дом сгорел, и семья Чемодановых уехала из Ухтыма.    

Ухтымская церковь была местом фиктивного брака революционерки – народницы Ларисы Васильевны Чемодановой с поэтом – народником Сергеем Силычем Синегуб.  12 ноября 1872 года состоялось венчание и свадьба, а через три дня супруги Синегуб выехали в Петербург, где Лариса продолжила работу в кружке А.Д. Кувшинской. А в январе 1873 года отправлись в Губин Угол Тверской губернии, в качестве учителей. Супруги прожили счастливую жизнь. У них была большая и дружная семья, они воспитали десять детей.

В нашем селе в то далекое время жили купцы и священники, остальное население проживало в деревнях. В Ухтыме широко отмечались четыре престольных праздника: Екатерининская, Ивановская, Рождество Христово, Покровская. И в праздничные дни, и в будни звали-манили к себе золотые купола …

Каждый раз, когда я подхожу к церкви, вновь и вновь представляю ее во всей красе, действующей.                                       

Мысленно переносясь в начало прошлого века, вижу, как в воскресные и праздничные дни жители села Ухтым и близлежащих деревень, от мала до велика, по велению души торжественно шествуют в спасительный храм. Меня поражает и число прихожан: более девяти тысяч … Хочется оказаться вместе со всеми, поэтому пытаюсь восстановить в воображении все так, как было тогда.
Я вижу нарядно одетых женщин, строгих мужчин, почтенных стариков и счастливых детей. Они проходят через чугунные фигурные ворота церковной ограды, крестясь и низко кланяясь, неспешно заходят в сказочный, великолепный храм … 

Перед нами алтарь. Там стоит батюшка и совершает службу. Того, что находится внутри алтаря, мы не видим. Алтарь закрывает  иконостас. В иконостасе мы видим три двери. Средние - царские Врата. Иконы расположены в известном порядке. На царских Вратах - Благовещение и четыре Евангелиста.

Направо - Иисус Христос, налево - Божья Матерь. На других дверях изображаются архангелы Гавриил и Михаил и первые дьяконы. Справа от иконы спасителя находится храмовая икона с изображением святой Екатерины Великомученицы, которой посвящен храм. Перед иконами стоят подсвечники, куда прихожане ставят свечи. И под сводами храма «звучать начинают тихо старинные песнопенья».

Покоряют и завораживают светлые и высокие своды, богатое убранство великого храма, торжественность церковного обряда… А после службы все возвращаются домой, умиротворенные, с чистой душой, светлыми мыслями и добрыми намерениями.

Так было  бы, наверное, и сейчас, если бы  в 30-е годы прошлого века руководители села Ухтым, по требованию вышестоящих властей, в порыве борьбы с религией не допустили ошибку –  сломали церковную колокольню. Так началось разрушение ухтымской церкви.

Сначала запретили церковную службу. Игонин Клементий Прохорович, церковный староста, вынужден был жить в деревне Решетники, находившейся в семи километрах от Ухтыма,  и  ходить в церковь на службу. Вместе со священником Зиновием Поломским пешком ходили в Вятку просить разрешения оставить церковь действующей. Разрешение получили, но службу проводили только по праздникам. Вскоре запретили и это, изгнали церковнослужителей, лишив и их, и прихожан возможности посещать храм, предав его осквернению и забвению. Но жители села по-прежнему верят, что рано или поздно справедливость восторжествует.

…а мне, не знающей Бога,
хотелось встать на колени:
ни копоть, ни паутина,
ни грязь, ни мусора груды
уже не мешали чувству,
возникшему ниоткуда.

Более двух веков отделяет нас от тех великих мастеров - созидателей, которые возвели этот поистине грандиозный памятник архитектуры. Очень жаль, что слишком поздно пришло прозрение, когда этот великолепный храм почти разрушен. И сейчас мы понимаем, что «беспамятно, стыдно живем», знаем, как велико значение тысячелетней русской культуры, какое влияние она оказывает на возрождение духовности русской нации. Церковь в селе Ухтым – это боль и беда вятской глубинки, и упрек всем нам, живущим здесь. Разрушение ухтымской Покровской церкви, к сожалению, продолжается и по сегодняшний день.

Там, на высотах птичьего полета
На куполах не блещет позолота –
На колокольне выросла полынь.

В последние десятилетия, хотя и с большим опозданием, по всей России восстанавливаются большие и малые храмы. И очень хочется верить, что настанет такое время, когда появится возможность говорить и надеяться на возрождение нашей ухтымской церкви. Я думаю, что мое поколение будет  трепетно относиться к памятникам культуры и сумеет не только остановить дальнейшее разрушение храма, но и начать его восстановление.

Покровская церковь – это наша гордость, наше культурное и национальное наследие. И наш гражданский долг - сохранить и передать его новому поколению односельчан. Здесь, на Вятской земле, наши родовые корни. Здесь наша родина. Здесь наш дом.  Здесь все знакомо и дорого нам. Мы «от этой земли набираемся силы», той необходимой энергии, которая поможет обрести уверенность в себе, выстоять в трудные минуты жизни.  Поэтому у меня, как и у моих односельчан, болит душа за все, что происходит с нашей малой родиной. И я уверена в том, что  мы, живущие здесь,  должны любить, беречь и благоустраивать эту землю.

 
 
 
Похожие новости
Архиерейское богослужение в престольный праздник храма п. Богородское

Архиерейское богослужение в престольный праздник храма п. Богородское

21 сентября 2016 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, впервые в истории Богородского района, епископ Уржумский и Омутнинский Леонид совершил Божественную литургию в церкви Рождества
В п. Богородское на церкви установили новый купол

В п. Богородское на церкви установили новый купол

29 ноября в поселке Богородское на церкви Рождества Пресвятой Богородицы на средства прихожан был установлен новый купол.
Величие Николаевской церкви в серой повседневности мирского бытия

Величие Николаевской церкви в серой повседневности мирского бытия

В церковных книгах производились записи о рождении, смерти, венчании.  Население в округе было большое. Об этом говорит факт, что за 14 декабря 1871 года было подвержено обряду крещения 6 детей.
Небольшой вид с крыши Покровской церкви на окрестности Ухтыма

Небольшой вид с крыши Покровской церкви на окрестности Ухтыма

Небольшой вид с крыши Покровской церкви на окрестности Ухтыма
Церковь Рождества Христова, 1764; 1840-1850; 1913 гг.

Церковь Рождества Христова, 1764; 1840-1850; 1913 гг.

Расположена посреди села на пологом изломе главной улицы, с угла которой начинается спуск к пруду. Первый каменный храм, построенный на территории района. В его облике сохранились черты раннего
Комментарии
  1. Добрый день. Хотелось бы узнать побольше о церковном старосте Игонине Клементие Прохоровиче. Игонин Павел Клементьевич 1902г.р. его сын? Если да, то тогда Игонин Виталий Павлович 1942 г.р. его внук. Подтвердите мою догадку. Спасибо.
    С уважением, Муртазина (Игонина) Елена Витальевна.

  2. Идеолог нацизма Розенберг говорил:"Народ,потерявший свои памятники
    Культурного наследия,через два поколения перестаёт существовать как
    нация". И ещё вот одно высказывание:" Им нужны великие потрясения,нам нужна
    ВЕЛИКАЯ РОССИЯ!"
    20 - го Июля с.г. ушла из жизни последняя дочь ,одного из заведующего школой
    с, Ухтым,Аменицкого Михаила Павловича ,учителя русского языка и литературы,
    одного из основателей Богородского райпо. В с.Ухтым ,в Покровской церкви были
    крещены его дети:Юрий,Борис(военные инженеры,участники ВОВ)Елена (работала
    врачом в Ижевске)Сергей (мой отец -1911 г.р.)-также военный инженер-участник
    ВоВ, Августа Михайловна Аменицкая (1918-2011г)- после окончания Академии ,до войны работала В Петрозаводске конструктором,уч-ца ВОВ,после войны работала
    на одном из "секретных предприятий"г.Красноярска,затем долгое время
    учителем Воронежской обл.г.Борисоглебска.Внук, Аменицкого Михаила Павловича,
    Рафаил,морской лётчик,сгинул в водах Балтики,при отражении атак фашистской
    авиации на блокадный Ленинград. Дочь,Августы Мих.Аменицкой,Наталья
    после окончания МГУи аспирантуры,была направлена в Берлин,затем в Бонн,
    преподаёт до сих пор в одном из университетов Германии русский язык и литературу.Одна из снох моего деда,Аменицкая Мария Васильевна,в войну,после
    эвакуации работала учительницей в соседнем с вами районе,с.Юкаменское,
    награждена орденом Ленина.Её дочь возглавляла крупнейший цех по выпуску
    танков Т-34,Т-40(и дальнейших модификаций) В Н.Тагиле. А посмотрите сколько
    учитилей из рода Аменицких награждены орденами Ленина...
    А вот в с.Ухтым даже нет упоминаний об учителе Аменицком Михаиле Павловиче...
    Вот Вам и ответ:Кто-то усиленно стремился и сейчас стремится вытравить из
    памяти народа всё русское,чтобы доказать никчёмность нашей нации. Идеолог
    "призрака коммунизма" К.Маркс писал:" русские- неполноценная нация,их надо
    задвинуть далёко за Урал,а их земли передать более цивилизованным нациям..."
    НАе верите? Читайте труды классиков ... А мой сот.тел. 8 910 140 9667
    Кстати,первый переводчик "Капитала" Маркса - нижегородец Герман Лопатин.
    ...Всё смешалось в нашем королевстве... А Россия была ,есть и будет...


    конструктором на одном из предприятий "оборонки"

    Самариной Нине Алексеевне ,её учинице,выражаем глубокую признательность
    за их огромный труд по восстановлению памяти родного края.Вы буквально
    вытащили из небытия шедевр русского зодчества - Покровскую церковь с.Ухтым.
    Огромная благодарность учителю технологиии Ситникову Василию Юрьевичу и его
    ученику,так трагически погибшему Логинову Евгению.
    Уверены,что Покровская Церковь встанет из руин и там внутри будет этот
    замечательный макет.

  3. Александр Шустов Ответить
    Благостно

  4. С большим волнением и интересом я прочитала историю своего родного села Ухтым И хоть я после рождения прожила в нем всего 8 лет , меня всю жизнь тянуло в родные края. Несколько раз мне удалось побывать в Ухтыме в советское время. В 1972 году я даже написала письмо в редакцию газеты "Известия" о плачевном состоянии Ухтымской церкви, но мне пришел ответ :"Церковь в селе Ухтым не является памятником архитектуры, поэтому охране не подлежит". Я живу сейчас в Казахстане, очень далеко от Ухтыма, но когда началось новое время , я всегда думала о церкви - может быть люди начнут больше о ней писать, говорить и будут услышаны? Я благодарна директору школы Самариной Н.за то, что она подняла этот вопрос. Я желаю, чтоб и другие жители России ее поддержали. С уважением Т.М.Акчабаева - Братухина.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: