Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37

Церковь Троицы, 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.

01 ноябрь 2009, Воскресенье
0
0
alt    Заложена в июне 1772 года с благословения епископа Варфоломея на средства прихожан. Освящение придела в теплом храме во имя Алексия Человека Божия произошло в ноябре 1778 года. Главный престол в холодной церкви в честь Троицы освятили 4 октября 1788 года. В 1852 году трапезная была перестроена с добавлением нового придела, посвященного Гурию и Варсанофию Казанским Чудотворцам, который освятили в феврале 1864 года. Отдельно стоящая колокольня построена в 1815 году. Последняя, капитальная перестройка и расширение теплой церкви произошли в начале ХХ века.
    В композиции церкви выделяется четверик холодного храма под четырехскатной кровлей, усложненной овальными, идущими от полуглавий к основанию завершения поднятиями. Увенчан четверик двумя ярусами световых восьмериков под выпуклыми барочными кровлями с луковичной главкой и кованым крестом. Складывается впечатление, что кровля четверика могла быть поднята во время одного из ремонтов и цокольная часть нижнего светового восьмерика оказалась скрытой под ней. Это, естественно, отразилось на пропорциональном соотношении четверика и восьмериков, при котором последние явно проигрывают в объемных и линейных сочетаниях. Плоский пространственный объем трапезной, перекрытый большой по площади двускатной кровлей, связывает храм с доминирующей вертикалью колокольни. Однообразие ее прямоугольных в плане, ступенчатых ярусов компенсируется выразительным сложным завершением, состоящим из аттика над фронтонами, люкарн, пьедестала и короткого конусовидного шпиля с основанием в форме гофрированного цилиндра. Шпиль так же увенчан сохранившимся четырехконечным крестом с яблоком под ним. Портики, которые придавали объем нижнему ярусу колокольни, утрачены.

alt           Наиболее старая часть памятника – четверик холодного храма – один из вариантов прочтения композиции ярусного типа периода «вятского барокко». В классицистической архитектуре высокой четырехъярусной колокольни запечатлены художественные традиции, сложившиеся к первой четверти XIX века при строительстве подобных сооружений. Трапезная, как самая поздняя часть памятника, отличается прагматизмом формы и декора. Внутреннее пространство памятника представляет собой сложную развитую планировочную структуру, окончательное формирование которой приходится на последний период реконструкции храма. От старой части церкви сохранились только пятигранный алтарь и четверик. Нижний ярус четверика был обстроен с трех сторон новыми притворами, имевшими с северной и южной стороны порталы с двухколонными портиками. Оконные проемы растесали и превратили в проходы, слившие площадь четверика в единую пространственную общность реконструированной церкви. Исключительной особенностью этой реконструкции является то, что перестроена была не только теплая церковь; значительному расширению подвергся и холодный храм. При этом между собственно теплым храмом, отделенным глухой стеной с затворяющимся проемом и западным фасадом четверика оставлено пространство в ширину трапезной наподобие нартекса.
alt    Обширное четырехстолпное пространство двухпрестольной трапезной имеет симметричную трехчастную структуру, состоящую из девяти ячеек, перекрытых лотковыми сводами на подпружных арках. Западная часть теплой церкви дополнена группой из четырех помещений, самое крупное из которых является притвором. Оригинально решен переход от храма к прежде отдельно стоявшей колокольне. Обычного в подобных случаях коридора фактически нет; небольшой планировочный интервал между нижним ярусом колокольни и разросшейся трапезной связан поверху арками боковых проходов и крестовым сводом между ними. Сама колокольня в плане имеет обычную массивную структуру в четыре пилона с высоким осевым проходом под цилиндрическим сводом и двумя палатками по сторонам. Отсутствие четырехколонных портиков, которые украшали когда-то со всех сторон стены нижнего яруса колокольни, значительно обеднило ее композицию. Внушительные габаритные размеры здания в плане составляют: длина – 64,0 м ., ширина по трапезной – 24,0 м .
    Декор стен холодной церкви и алтаря выдержан в стилевом контексте барочных традиций местной школы каменного зодчества, но, в отличие от лучших образцов этого направления, несколько схематичен и упрощен. Трехчастная разбивка стен пилястрами, на углах – спаренными, дополнена полуглавиями, профиль обвода которых повторяет сложный рисунок карнизного выноса. В основание карниза врезан поребрик, опирающийся на капители пилястр. Оконные наличники в виде рамок из тонких полуколонок выделены заоваленными в центре сандриками, которые, в свою очередь, украшены розетками. Полуколонки на уровне пьедесталов пилястр перебиты полочками, под которыми профиль рамки меняется на прямоугольный и оканчивается подоконной профильной частью наличника.
alt    Такими же пилястрами и наличниками, но без скруглений в сандриках, оформлены грани алтаря. В тимпанах полуглавий помещены неглубокие киоты, окантованные профильной рамкой со срезанными на овал углами. Восьмерики имеют вытянутые проемы с рамочными наличниками, пилястры на постаментах и карнизы с поребриком. Однообразные фасады трапезной несут суховатый декор, состоящий из простых рамочных наличников, сдвоенных пилястр и карнизов, составленных напуском кирпича.
    Нижний ярус колокольни декорирован рустом на углах и спаренными пилястрами, которые фланкируют арочный проход в храм и глухие арки на боковых фасадах. Второй, промежуточный ярус, оформлен полукруглыми трехчастными окнами, боковые сегменты которых - ложные. Под окнами проходит утрированный рельефный балясник, имитирующий ограждение. Углы этого яруса так же оформлены рустом, но более крупным, чем на первом. Два верхних яруса, предназначенные для звона – кубических пропорций, прорезаны арочными проемами.

    ВЕВ.- Вятка,1873.-1 мая (№9).- С.304-305; Вятская епархия. … - СС.371-372; ГАКО. Ф.1404. Оп.1. Д.5. Шабалин В. И. Указ. соч. Л.358; ИИАК. Вып.46. – Спб., 1912. – СС.115-116;

    Источник. «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. – Киров, 2007. Автор Скопин Е.Л

    Электронный вариант статьи из книги Е. Л. Скопина подготовлен Балабановым Иваном. E-mail: Chumovka@yandex.ru ICQ 422-646-549
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: