Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » » » Ошланская школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Ошланская школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

29 октябрь 2009, Четверг
0
0

altМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Ошлань Богородского района Кировской области
Научный руководитель: кандидат исторических наук Чемоданов Игорь Владиславович

Работу выполнил
Чирков Николай Владимирович
учащийся 8 класса
Адрес: с. Ошлань Богородского района
Кировской области,
улица Новая, дом 10.
Консультант: учитель истории
Карловская Надежда Викторовна

Введение

Ошланская школа в 2009 году отмечает 145 лет со дня основания. Поэтому по заказу администрации школы были предприняты поиски материалов, содержащих сведения об истории данного образовательного учреждения. Почему же именно военные годы? Обратиться к этой теме заставило то, что имею опыт учебно-исследовательской работы по данному периоду. Я писал реферат на тему «Богородский район в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», и мне было интересно узнать о том, как жили и учились дети в годы войны, чем занимались в свободное от уроков время, какие предметы изучали, на что обращалось внимание в процессе обучения в военные годы, сколько учеников училось в классах и во всей школе. Поэтому предметом исследования стала деятельность Ошланской школы в годы войны. Объект исследования – Ошланская школа. Целью работы является выявление особенностей и характеристика образовательного процесса Ошланской неполной средней школы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Задачи исследования: собрать и изучить материал об урочной и внеурочной деятельности школы, о количестве учащихся и преподавателей, об учителях и отношениях в школьном коллективе; сравнить эти данные с современным состоянием школы; систематизировать, обобщить собранные сведения; опубликовать на сайте нашей школы и района.
Для написания работы я изучил статьи из «Энциклопедии земли Вятской»: «Народное образование в 1917-1999 годах» В. Б. Помелова и «В битве за Отечество: 1941-1945гг.» Г.Г. Загвоздкина. В них даётся краткая характеристика некоторых изменений в школах области в военные годы, приводятся примеры трудового подвига детей. Использовал архивные документы: журналы приказов, отчеты об итогах работы учреждения, списки педагогического персонала, ведомости на выдачу зарплаты. В отчетах об итогах приема в школу содержатся интересные и подробные сведения о количестве и наполняемости классов, возрастном составе учащихся, о количестве педагогических работников и обслуживающего персонала, о месте проживания детей. Большой интерес представляют журналы приказов по району. Из них мы можем узнать о назначении директоров школы, перемещении учителей, о введении изменений в школьный процесс, о поощрениях и наказаниях педагогов. В списках педагогического персонала указан стаж работы, возраст, национальность учителей, их отношение к коммунистической партии и комсомолу, учебное заведение, которое они закончили. Я изучил и те материалы по истории школы, которые были собраны учащимися нашей школы, членами краеведческого кружка в 1980-90-е годы. Это, в основном, отдельные воспоминания выпускников и учителей школы. Они не систематизированы и не содержат точных сведений о руководителях и учителях школы, количестве учащихся, но являются наиболее ценными. Некоторых из опрошенных уже нет в живых. В воспоминаниях отражено отношение людей к тем или иным событиям школьной жизни и жизни страны. В меморатах имеются такие сведения, которые отсутствуют в публикуемой литературе и архивных документах. Куликовы Аполлинария Николаевна, работавшая учителем начальных классов, и её дочь Маргарита Васильевна, которая в годы войны училась в школе, а потом была её директором и учителем русского языка, рассказывают об условиях обучения, отношениях в коллективе, трудностях обучения в военные годы. Интересные сведения о письменных принадлежностях мы находим в воспоминаниях Ашихминой Фаины Семёновны.
При написании работы я использовал общепринятую методику исследования: изучение исторических первоисточников, их анализ и сравнение, выявление особенностей обучения детей в нашей школе в военные годы. Изучал политику государства по отношению к образовательным учреждениям в 1941-1945 годах. Изучал и сравнивал устные источники, их содержание (воспоминания жителей села Ошлань) и делал выводы.

ТАБЛИЦА 2.1.

Класс
Учащиеся
Оставшиеся
Исключено

1 класс

70
3
3

2 класс

40
-
2

3 класс

21
2
1

4 класс

21
1
2

5 класс

33
8
-

6 класс

26
1
-
7 класс
11
2
-
Всего
222
17
8

Коллектив учителей в годы войны в нашей школе по численности был такой же, как и в 2008 году – 16 человек, хоть и учащихся было в 5 раз больше, чем сейчас - 247 человек (в 1944-45 уч.году) и 48 (2008-2009 уч.г.). Учителями школы перед войной, в июне 1941 года были:
1. Кожевникова Аполинария Алексеевна.
2. Денисова Елена Константиновна
3. Касаткина Мария Михайловна.
4. Семёнова Екатерина Захаровна
5. Лобовикова Екатерина Афанасьевна
6. Кожева А. Ст.
7. Куликова Аполинария Николаевна
8. Губина Анна Михайловна
9. Федина Елизавета Ивановна
10. Соколов Любовь Константиновна
11. Харина Прасковья Ивановна.
12. Абашеева О.Я.
13. Торхова Клавдия Кирилловна.
14. Матушкина Мария Ионовна
15. Кунилова З.Ст.
16. Шешегов Г.Г.
Но уже осенью 1941 г. коллектив учителей значительно изменился. Не стало 9 учителей, преподававших в конце 1940-41 учебного года. Приехали 5 новых преподавателей: Бастракова А.А., Стяжкина М.П., Каплан Л.Р., Беляева А.М., Стругова А.С. Учителя в годы войны в школе часто менялись в связи с уходом их из Ошланской и других школ в РККА, на военные заводы, отзывались на курсы радиоспециалистов, переводились в другие школы. Много мобилизованных на фронт было в трудные весенние месяцы 1942 года, когда наша армия с боями отступала. В начале войны учителей отзывали из отпусков и привлекали на полевые работы, а также в качестве счетоводов. Систематически уклоняющихся от сельскохозяйственных работ снимали с работы, но в Ошланской школе таких случаев не было. На учителей возлагалась большая ответственность за обучение детей. Например, факты неуспеваемости рассматривались как результат плохой работы учителя и классного руководителя.
Директорами Ошланской школы в военные годы были:
Бастракова Аполинария Алексеевна (1941г., 1942-43 уч.г.)
Проценко В.О., 5 июня 1942г. ушёл В РККА;
Малютин Иван Леонидович, с 4 августа 1942г. – 25 января 1944г. (ушёл в РККА).
Шиляева Екатерина Ивановна с февраля 1944г. – 27августа 1944г.
Халевин Сергей Александрович с 28 августа 1944г. до окончания войны и после.
Халевин С. А. родился в городе Смоленске в 1913г., крестьянского происхождения. Был членом ВЛКСМ с 1930 года. Закончил Нолинский педагогический техникум. Младшая сестра училась в пединституте г. Кирова. До 1934 г. он учился в Богородской начальной школе. Один год - в Нолинской образцовой школе, 2 года в Нолинской школе на 2 ступени, 3 года в Нолинском педтехникуме. В 1934-1935 году работал в Богородском РОНО. В 1935 году учился в Кировском ветеринарном институте, но оттуда был командирован на педагогическую работу: 1 год рядовым, 1 год завучем, 2 года директором школы. С 1939-1940 года работал в Верховойской неполной средней школе завучем и учителем химии, физики, биологии. Проводил большую общественную работу. Руководил культсекцией при сельском совете, ячейкой МОПРа. Выполнял поручения от сельского совета и школы. В 1935 году был председателем совета общества «Долой неграмотность!». В 1935-1939 году был директором Ошланской неполной средней школы, в 1939-1941 завучем Ошланской школы, в 1943-1944 председателем и снова директором нашей школы. Был женат, имел троих детей, но в семье было 10 человек, из них 5 трудоспособных. Здоровье его было слабое .
Завучами в школе были:
Лобовикова Екатерина Афанасьевна с октября 1941г.,
Бастракова Аполинария Алексеевна, с 20 августа 1942 г.,
Шиляева Екатерина Ивановна с 1 сентября 1944 г.
Военным руководителем школы 15 ноября 1942 года был назначен Буторин Иван Иванович, а с 1 января 1945 года – Сырчин Борис Фёдорович.
Образование учителей было в основном среднее специальное. В 1942-43 уч.г. в школе работало 13 учителей. Образование учителей :

ТАБДИЦА 4.1

Среднее специальное
Высшее
Незак. высшее

10 ЧЕЛ.

1 ЧЕЛ.
2 ЧЕЛ.

Образование и стаж работы учителей в 1942-43 уч.г. :

ТАБЛИЦА 4.2

№ п/п
Ф.И.О.
Образование
Стаж

1

Малютин Ив. Л
3 курса химфака, 3 курса Орловского педучилища
19 лет 2 мес.

2

Малютина Е. А.
Белградский институт народного образования
26 лет 3 мес

3

Бастракова А.А.
Учительский институт
9 лет 5 мес

4

Селецкая Л.Н.
Окончено педучилище
17 лет 5 мес.

5

Федина Е.И.
Окончено педучилище
10 лет 5 мес.

6

Куликова А.Н.
Окончено педучилище
18 лет
7
Губина А.М.
Окончено педучилище
3 года 5 мес.
8
Лобовикова Е.А.
Окончено педучилище
17 лет 2 мес.
9
Харина П.И.
Окончено педучилище
14 лет 2 мес.
10
Маишева В.С.
Окончено педучилище
6 лет 4 мес.

Оплата за классное руководство составляла 30 рублей в месяц, за проверку тетрадей от 40 до 62 рублей. У всех учителей была большая нагрузка – по 20-28 часов. Заработная плата составляла 240-600 рублей в зависимости от учебной нагрузки. Все учителя должны были платить государственный заем от 20 до 50 рублей, культсбор в размере 3-17 рублей и подоходный налог.
Анализ приведённых фактов показывает, что в школе работали в основном специалисты со стажем работы более 10 лет, со средним специальным образованием. Коллектив учителей часто менялся. В течение почти всей войны в школе работали: Куликова Аполинария Николаевна, Бастракова Аполинария Алексеевна, Федина Елизавета Ивановна, Лобовикова Екатерина Афанасьевна.

Заключение

В результате работы над темой было выявлено следующее:
1. В 1941-1945 годах школа продолжала функционировать. Требования к преподаванию и воспитанию ужесточились.
2. С началом войны количество учащихся сократилось на 105 человек, с 394 до 289, но по сравнению с современным положением детей было больше на 244 человека.
3. Количество педагогов почти не изменилось и составляет 16 человек.
4. В годы войны школа была неполная средняя, то есть семилетняя, а сейчас – средняя, но в текущем году впервые нет одного класса – десятого.
5. Школьники и учителя испытывали большие трудности в связи с нехваткой учебников и письменных принадлежностей. Но русская смекалка позволила использовать новые приёмы обучения чтению и подручные материалы для письма.
6. В свободное от занятий время дети тоже занимались в кружках, (их разнообразия, как сейчас, не было) и в секциях (была только лыжная). Но главное внимание было направлено
на физическую подготовку и труд ради победы над врагом.
7. Дети нуждались в одежде и питании, но полуголодные, больные и босые хотели получить образование.
8. Педагоги и руководители школы часто менялись. Мужчины уходили на фронт.
Данная тема требует дальнейшего изучения. Пока не удалось составить список учителей и учащихся по годам обучения, так как сведений в архиве об этом не имеется, а школьная документация сгорела во время пожара. Для составления списка выпускников школы военных лет необходимо опросить оставшихся в живых учащихся школы военных лет. К сожалению, их становится всё меньше и многие из них уже не могут вспомнить своих одноклассников. Поэтому пока не представляется возможным точно определить время, когда происходила смена директоров и завучей школы
Мне удалось не только найти сведения по истории школы в годы Великой Отечественной войны в разных исторических источниках, но систематизировать и обобщить их. Ранее эта работа никем не выполнялась, и сведения об учащихся, учителях и деятельности школы были отрывочные. Совершенно новые факты, нигде ранее не описываемые, я узнал из воспоминаний жителей села. В результате исследования мне удалось найти фотографию здания школы, которое в годы войны было приспособлено под детский дом, её передала в школьный музей Куликова Маргарита Васильевна. Мною сделаны фотоснимки внутреннего и внешнего видов здания школы, действовавшего в военные годы, а также школьной чернильницы, которая хранится в нашем музее.
Материалы работы переданы в школьный музей и используются при подготовке к юбилею школы.
Истинность результатов исследования подтверждают архивные документы, воспоминания жителей села.
Перспективность работы заключается в дальнейшем ее использовании во внеурочной работе и на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война». Интересно будет также рассмотреть материалы по истории школы в годы войны и сравнить их с современным развитием образовательного учреждения. Мы планируем опубликовать их на сайте Богородского района

Библиографический список

1. Богородский районный архив. Ф. 4. О. 2. Д. 54, 166, 168, 170, 189;
О. 4. Д. 13, 14
2. Загвоздкин Г.Г. В битве за Отечество: 1941-1945гг. // Энциклопедия
Земли Вятской в 10 т. Т. 4. История. – Киров: 1995.
3. Козлов П. Е. //Сотворение победы: Том XVI. Редкол.: В.А. Никонов
(предс.) и др. – Киров: Администрация Кировской области, 1995. – с. 477.
4. Помелов В.Б. Народное образование в 1917 -1999 годах. // Энциклопедия
Земли Вятской в 10 т. Т. 9. Культура. Искусство. – Киров: 2005.

Воспоминания взяты в с. Ошлань
Богородского района Кировской области у
Ашихминой (Шабалиной) Фаины Семёновны,
проживающей в с. Ошлань Богородского района
Кировской области, 1926 г.р., образование
высшее, учитель, пенсионер,
Воспоминания относятся к 1941-1945гг.,
записаны 17 сентября 2007 г.
учеником 7 класса Чирковым Николаем

В годы войны дети в школу ходили не все, так как нечего было носить и есть. Умирали с голоду, везде (во вех блюдах) была трава. Но жители и дети всегда были культурны и очень приветливы. В классе училось до 40 человек.
Чернила носили в пенициллиновых бутылочках. Они замерзали, и мы их отогревали. Делали даже чернила из лука, озими. У каждого были свои чернила. А настоящие чернила были в виде круглых таблеток, учителю давали на каждый класс, но их не хватало. Свету не было, уроки зимой начинали с 10 часов. Учили уроки с коптилкой, это бутылка с фитильком. Учителю на год давали 5-6 литров керосина.
Школьной формы не было, она была введена в конце 50-х - начале 60-х годов. В годы войны и послевоенные годы из мешка шили брюки, красили в синий цвет, брюки были короткие, потому что носили онучи. Зимой ходили даже в лаптях.
Помню учителей: Халевина Сергея Александровича, он был горбатый, строгий, директор школы. Завучем, а потом директором школы была Бастракова Аполинария Алексеевна, языковед, умная женщина, наизусть знала всего «Евгения Онегина», по истории партии – все даты съездов партии, умерла и похоронена здесь в Ошлани.

С моих слов записано верно. Подпись:

 

Воспоминания взяты в с. Ошлань
Богородского района Кировской области у
Куликовой Маргариты Васильевны,
проживающей в с. Ошлань Богородского района
Кировской области, 1932 г.р., образование
высшее, учитель, пенсионер,
записаны 13 августа 2008 года
учеником 8 класса Чирковым Николаем

Первый военный год мы не голодали, так как хлеб нам заработал папа. 11 мая 1941 года он пришел из тюрьмы, куда попал на 3 года за нарушение финансовой дисциплины (был бухгалтером в сапожной мастерской, купил в деревне Козлы дом и построил его себе в Ошлани, в этом и был обвинен). Вот в это время, в мае и июне мы работали вместе с отцом, пилили дрова, чтобы заработать на хлеб. Отца взяли на фронт осенью 1941 года. Нас в семье осталось 6 детей. 21 июня 1942 года отец умер от ран, полученных во время битвы на Курской дуге.
В 1941 году я закончила 1 класс. Учила меня Дубовцева, потом Торхова Клавдия Кирилловна, очень энергичная, молодая, красивая, добрая учительница. Она мне очень нравилась, но она вышла замуж, родила и уехала в Рождественское. Приехала работать вместо нее Колупаева Александра Семеновна, ее муж был председателем сельпо. Я не хотела у нее учиться. Мы уходили у нее с уроков, сидели в сиренях. Однажды меня там нашла мама и утащила в школу. Я решила бежать учиться в Рождественское к Клавдии Кирилловне, но папа меня догнал в деревне Назводово.
В первый класс в 1940 году нас поступило 83 человека, были восьмилетки и двенадцатилетки. А семилетку закончили 13 человек. Со мной учились Раиса Кудрявцева, Фаина Половникова, Виктор Александрович Жулдыбин. Учились в школе ребята из детскогодома: Домрачеев Коля, Лёня Гонин. Хорошие были дети. Куликов Павлик был очень нехороший.
Парты были четырехместные, высокие, но за партой сидели по 12 человек. Проходы в классе были узенькие, так мы иногда бегали босиком по партам, если нужно было попасть с первой на последнюю. В начале войны бумага, на которой писали, еще была, а потом писали на газетах и старых бумагах. Я брала у отца бухгалтерские. Сначала были чернильницы-проливашки, потом появились непроливашки.
Учебников на хватало, была одна книжка на весь класс. Читать учились, учась печатать текст. Писали сажей. Чернил на хватало. Они были фиолетовые, порошковые. Поллитру мама наведёт и поставит на шкаф, чтобы не достали.
В школе была самодеятельность, выступали к праздникам. Был физкультурный зал и сцена. Ходили на работы: лён теребить, картошку копать, весной и осенью колоски собирать. Если увидят, что колоски обираешь себе, то попадёт. За вилок капусты давали 5 лет. «Старая векша» (мать бывшей техслужащей школы Гырдымовой Тамары Петровны) просыпала горох – дали 3 года.
Одеть было совсем нечего. Был в классе Леня Ермолаев из деревни Слобожане, двенадцати лет, он носил штаны из мешковины, они застегивались на одну пуговицу. Был он очень умный, мать увезла его в Челябинск, он окончил военное училище, был в звании подполковника. В школу ходили до самого снега босиком, а потом в лаптях, одежда была та, что купили еще до войны, а позднее шили одежду из портянины. Сеяли лен, его мяли, прочесывали, мама носила его в Курчум, там ей пряли, ткали и шили. Ходили без нижнего белья.
По зимам была эпидемия тифа. Ставили уколы от брюшного тифа и еще от чего-то, очень тяжелые уколы были, высокая температура держалась по три дня, ребята лежали. Было много вшей, приезжала вошебойка – машина для прожаривания одежды от вшей. Иногда вещи в ней сгорали, а ведь носить и так нечего было.
Были голодные, ели клевер (головки), верхушки липы, а кисленку найдешь ли где? нигде не найдешь, всю съедали.
Весна 1945 года. Директор школы Халевин пришёл с красным флагом. Мы спрашиваем: «Что случилось?». А он: «Война кончилась». Народу собралось у магазина. Кто поёт, кто пляшет. Гармошка играла, женщины у магазина ревели, рёв такой стоял!

 

С моих слов записано верно:

Сокращения:

РОНО – районное управление народного образования
ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи
РККА – Рабоче-крестьянская Красная армия
ПВХО – противовоздушная и химическая оборона
МОПР - международное общество поддержки борцов революции
СНК – Совет народных комиссаров
СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Отчёт школы на начало 1944-45 учебного года.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Отчёт об итогах приёма в школу в 1940-41 учебном году

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Ведомость на выдачу зарплаты по Ошланской школе. 1941 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Ведомость на выдачу зарплаты по Ошланской н.с.ш. 1941 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Список педагогического персонала Ошланской неполной средней
школы на начало 1940-41 уч. г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Отчёт об успеваемости учащихся Ошланской
семилетней школы за 1 четверть 1944-45 уч.г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Воспоминания учителя Ошланской школы
Куликовой А.Н.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Воспоминания учащейся Ошланской школы
Куликовой М.В.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Воспоминания учителя Ошланской школы
Ашихминой Ф.С.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Воспоминания учащегося Ошланской школы
Жулдыбина В.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ Документ
Воспоминания учащейся Ошланской школы
Половниковой Ф.Н.

ПРИЛОЖЕНИЕ Фото
Здание земского училища

ПРИЛОЖЕНИЕ Фото
Здание старой школы

 

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: