Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » » » «Священнослужители на богородской земле, история зарождения»

«Священнослужители на богородской земле, история зарождения»

29 октябрь 2009, Четверг
8 795
2

Работу выполнила Балабанова Мария Сергеевна. Научный руководитель Калинина Н Г

Введение

В наше непростое время – эпоху территориальных конфликтов, природных катаклизмов и экологических катастроф человек все чаще обращается к Богу, осознавая необходимость духовного очищения и возрождения. Религия христианства в нашей стране прошла тернистый путь становления и развития: крещение Руси, времена борьбы с язычеством, раскол, годы Советской власти с повальным атеизмом и разрушением религиозного наследия поколения.

На территории, занятой Богородским районом, начиная со второй половины XVII века, было основано 10 сел, годом основания каждого из которых считается освящение первой церкви. В основном первые церкви были деревянными, со временем на их месте были возведены кирпичные храмы, семь из которых дошли в полуразрушенном состоянии до наших дней. Церковь в селе строилась на высоком «лобном» месте, кресты на куполах были видны за много верст, а звон колоколов был слышан всей округе. Церковь являлась долгое время центром просвещения, культуры, духовности народа.


Священнослужители были одними из самых образованных людей в дореволюционной России: древние летописи-источники исторических сведений о событиях глубокой старины писали и переписывали монахи в монастырях, иконопись дала начало развитию живописи, церковное песнопение до сих пор поражает слух и проникает в самые глубины сердца. Священники, будучи сами образованными людьми, считали важным дать образование и своим детям. Из среды духовенства вышли многие выдающиеся ученые, художники, врачи, учителя. За три с половиной века существования церквей на Богородской земле в них сменилось несколько поколений священнослужителей, каждый из которых оставил свой определенный след в истории района. Цель работы: Обобщить материалы о священнослужителях Богородского района и членах их семей, выяснить, какую роль они сыграли в истории района.

Задачи:

1. Познакомиться со статьями местных краеведов по данной теме.
2. Пользуясь разными источниками, выяснить имена наиболее выдающихся священнослужителей, оставивших заметный след в памяти богородчан, по возможности собрать материалы о жизни и деятельности каждого из них.
3. По метрическим книгам церквей района, воспоминаниям старожилов узнать имена последних священников, попытаться проследить их судьбу после закрытия церквей.
Обзор литературы

Для написания работы в основном использованы статьи Кировского краеведа Олега Николаевича Виноградова и местных краеведов Николая Петровича Шулепова, Михаила Ивановича Чиркова, опубликованные в разные годы в районной газете «Заря». При написании раздела о семье священника Василия Чемоданова использованы материалы из «Памятной книжки-календаря Вятской губернии на 1880 г», «Журналы Глазовского уездного земства собрания» (1898г.) книга серии «Революционеры Вятки», «Лариса Чемоданова» (Киров, 1989). Сведения о составе семейств священнослужителей, даты их жизни, имен последних священников церквей найдены в метрических книгах церквей сел Богородского района, хранящихся в районном государственном архиве и Отделе ЗАГС Администрации района, а также в Клировых ведомостях Вознесенской церкви с.Талоключинского (Богородского), находящихся в фондах Государственного архива Кировской области (ГАКО). В работе использованы, кроме печатных, материалы, собранные в альбомы и хранящиеся в Ухтымской сельской библиотеке, Лобанской основной общеобразовательной школе и районном краеведческом музее. Имена священнослужителей и богородчан, пострадавших за веру во времена Сталинских репрессий, выяснены по «Книге памяти жертв политических репрессий Кировской области» (Киров, 2000).

Опубликованые материалы существенно пополнили воспоминания Дарьи Ивановны Останиной, Елены Михайловны Четвериковой, Бориса Петровича Либер. Воспоминания представляют большой интерес в том плане, что данные люди были лично знакомы с детьми священнослужителей, а Елена Михайловна – сама дочь дьякона. След в истории Среди священников Богородской земли было немало незаурядных, талантливых людей, которые кроме своих непосредственных обязанностей занимались еще и преподавательской, общественной, писательской деятельностью. История свидетельствует, что первые школы на территории, занятой современным Богородским районом, были открыты при церквях, преподавали в них священнослужители, обучая детей не только Слову Божьему, но и письму, грамоте, счету. По словам краеведа Олега Николаевича Виноградова, Козьма Васнецов – прадед знаменитых художников – приехав в 1800 г. в наше село, стал учителем в церковно-приходской школе. С введением в 1867 г. земского самоуправления, в волостях стали открываться начальные земские училища, законоучителями которых были сельские священники. В разные годы Закон Божий преподавали: в училище с.Верхокосинское – о. Николай Костров, с.Ухтым - Василий Чемоданов, Михаил Сырнев; в с. Спасское – дьякон Павел Кулеев, о. Николай Рубинский; в Лобанском народном училище – о. Михаил Утробин; в Ошланском – о. Иоанн Локтин, Иоанн Мухачев, вРождественском – о. Михаил Осокин, Николай Верещагин, Алесей Десницкий; в Хорошевском – о. Михаил Шабалин, о. Дмитрий Жестков; вБогородском – Всеволод Костров.

Священник Вознесенской церкви с. Талоключинского (Богородского) Стефан Лаврентьевич Сергиев с 1878 по 1908 годы на собственные средства содержал в селе школу для девочек, одновременно являясь законоучителем в земском училище, за что не раз получал благодарности и поощрения как со стороны Нолинского земства, так и со стороны Епархии. В память об отце-учителе его сын – врач-окулист Василий Степанович Сергиеев подарил селу специально выстроенное здание женского училища с ботаническим садом и флигелем для учителя.Дети многих священнослужителей также пошли по стезе народного просвещения, став учителями в церковно-приходских школах и земских училищах. Так, например, сын Николай и дочь Александра Стефана Лаврентьевича Сергиева стали учителями Богородского земского училища;жена, сын и двое дочерей дьякона Никольской церкви с. Лобань Михаила Михайловича Ашихмина до и после Октябрьской революции работали в Лобанской школе. Уже в советское время учителями в школах района трудились: Елизавета Ивановна Свечникова – дочь священника Покровской церкви с.Ухтым Иоанна Свечникова, Серафима Всеволодовна Утробина (Кострова) – дочь священника Возенесенской церкви с.Талоключинского (Богородского) Всеволода Кострова; дочери священника Спасской церкви с.Спасского Петра Синайских Анфия и Лидия преподавали в школе г.Нолинска.

Грамотность крестьян было одним из основных условий их просвещения. Получив навыки чтения в школе и не имея возможности читать книги, крестьяне могли забыть все, чему обучались. Учитывая это, Земства открывали в селах бесплатные библиотеки, вход куда был открыт людям любого сословия. Книги хранились также и в церковных библиотеках. Первой известной библиотекой на богородской земле была собранная Козмой Ивановичем Васнецовым при Вознесенской церкви с.Талоключинского. В Библиотеке было более 2000 томов духовного и светского содержания. В октябре 1904 г. в с. Рождественском была открыта библиотека-читальня на средства известного русского ученого-географа, академика Дмитрия Николаевича Анучина – внука священника Христорождественской церкви с.Лапугино (Рождественское). Им были пожертвованы 1000 рублей на приобретение книг и, позднее, 1600 рублей на строительство здания библиотеки. При открытии библиотека была названа именем академика Д.Н.Анучина. В начале февраля 1897 г. была открыта земская библиотека в с.Ухтым. Попечителем библиотеки был выбран священник Покровской церкви села Ф.А.Тукмачев, труд библиотекаря безвозмездно приняла на себя дочь священника той же церкви Серафима Васильевна Чемоданова. Широкая образованность священников позволяла некоторым и них заняться исследовательской и писательской деятельностью. Известны два дошедших до наших дней подробное описание истории Ухтымского и Спасского приходов, сделанные в 1894-95 и 1902 годах псаломщиком Ухтымской церкви Н.А. Дьячковым и священником Спасской церкви Петром Кулевым. Описание сделаны в виде краеведческого исследования, содержат бесценные сведения по истории сел Ухтыма и Спасского, истории школ, строительстве церквей.

Василий Николаевич Чемоданов – священник Ухтымской церкви составил словарь местного говора крестьян ухтымского прихода, напечатанный в Памятной книжке – календаре Вятской губернии на 1880 год. Священник с.Рождественское Михаил Ионович Осокин был известен не только как служитель Церкви, но и как писатель. В 1856 году им был написан очерк «Народный быт в северо-восточной России», который опубликовал журнал «Современник», с очерком были знакомы Чернышевский и Добролюбов. Чернышевский писал Некрасову: «Очерк очень хороший и даже прекрасный». Осокин был лично знаком с Салтыковым-Щедреным. В 1859 году Михаилом Ионовичем был написан рассказ «Ключница», опубликованный в журнале «Сын Отечества», а в 1864 г. закончил роман «Ливанов», напечатанный в журнале «Русское слово». Роман во многом автобиографичен, его герои – бедные крестьянские дети, дети священников, настойчиво пробивающие себе дорогу в жизнь. Писательской деятельностью занималась дочь священника Василия Чемоданова – Лариса. Художественный талант и хорошее образование помогли Козме Ивановичу Васнецову – священнику церкви с.Богородское подготовить художественные чертежи, по которым были построены каменная церковная ограда, каменные лавки для торговли на ярмарках, а также собственный большой дом в селе. В пользу того, что до революции 1917 года богородские священники имели большой вес в обществе, говорит тот факт, что многие из них избирались представителями народа в различных земских учреждениях, занимались, кроме непосредственных священнических обязанностей широкой общественной деятельностью. Так, например священник Василий Чемоданов был членом Вятского Статистического комитета, Михаил Ионович Осокин являлся выборным представителем от Нолинского уезда в Вятском Губерском земском собрании.

Обладая широким кругом знаний, священники старались довести их до крестьян. Козма Иванович Васнецов, знакомый из семинарского курса с основами земледелия, активно агитировал крестьян за введение правильных севооборотов, по его настоянию богородские крестьяне начали возить на свои поля торф, известь, приобретали общественных быков – производителей для улучшения породности скота. Были среди священнослужителей и мастера с «золотыми руками». На состоявшейся в августе 1888 года в г.Глазове сельскохозяйственной выставке среди предметов, «…обративших на себя особое внимание» была «…фисгармоника, представленная мастером - самоучкою псаломщиком села Ухтымского Архангельским». Выросшие на «народных кусках», вдохновленные примером своих отцов, многие дети священнослужителей также старались свою жизнь посвятить служению народу. Одним из таких людей был сын богродского священника Стефана Лаврентьевича Сергиева –Василий. После окончания медицинского факультета Казанского Императорского университета Василий Степанович стал земским врачом, специализируясь на глазных болезнях, борьбе с которыми он посвятил 60 лет своей жизни. По другому представляли себе служение народу сестры Чемодановы Лариса и Любовь. Они стали революционерками-народницами, членами петербургского кружка «чайковцев». Лариса, вступив в брак с революционером – народником Сергеем Силычем Синегуб, разделила с ним все тяготы революционной борьбы, была лично знакома с Софьей Перовской. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что священнослужители Богородской земли в большинстве своем были всесторонне образованными, талантливыми людьми, несущими свои знания народу.

Священники Богородской земли.

Васнецовы.

Васнецовы – род древний, талантливый. Каждый из них это целый мир, в который интересно заглянуть. Все они служили правде, добру и красоте. Некоторые представители этого рода проживали у нас в п.Богороское. Среди них Козьма Иванович Васнецов. Родился в селе Ошеть 25 октября 1776 г. Первоначальное образование получил в доме отца, научившись к 8 годам читать, петь, писать. В 9 лет помогал отцу в церкви, приобретал «практические навыки», читал и пел на службах. 5 сентября 1786 г. поступил в Вятскую семинарию, успешно закончил ее 5 января 1800 г.

В перечне предметов, изучаемых в семинарии, у него в аттестате записано: «…латинский язык с успехом хорошим, арифметику, географию, историю российскую, поэзию, риторику, еврейский язык, греческий с успехом довольным, алгебру, геометрию, механику, философию и богословие с успехом весьма хорошим. Вел себя честно.»Кроме основных предметов преподавалось в семинарии земледелие и рисовальное искусство, где Козьма учился несколько лет с «успехом весьма хорошим» у учителя – художника Федора Черепанова. В семинарии писал портреты, этюды, натюрморты, резко выделяясь своими художественными способностями среди прочих студентов рисовального класса. Этот талантливый от природы одаренный ее прекрасно образованный человек 16 февраля 1800 г. назначен на третье священническое место в село Талоключинское –современный районный центр Богородское.

В конце февраля 1800 г. Козьма Иванович приехал в Богородское – ему было 24г., его жене Татьяне Андреевне 17 л. Все было впереди!В селе жила двоюродная сестра Параскева Андреевна из Курчума, дочь священника Андрея Васнецова, выданная за местного пономаря Дмитрия Трофимовича Лобовикова, где и устроилась жить на первое время молодые. Служба не обременяла его, и Козьма Иванович сразу включается в обучение служительских и крестьянских детей, становится учителем организованной школы. Позднее для школы было выстроено особое здание, и он до конца жизни был в ней учителем. С присущей ему тщательностью Козма Иванович привел в порядок служебный архив. Художественный талант и хорошее образование помогли Козме Ивановичу подготовить «художественные чертежи», по которым построена каменная церковная ограда и каменные лавки для торговли на ярмарках, а также собственный большой дом.

Энергичная деятельность молодого иерея, его хозяйственная хватка были замечены руководством Вятской епархии и 5 января 1809 г. Козьму Ивановича назначили благочинным, т.е. старшим настоятелем над 11 окружающими приходами. Новая должность обязывала ко многому. Имея собственных лошадей, Козма Иванович много ездит по приходам своей округи. Он объехал все крупные деревни и починки, был почти в каждом крестьянском дворе, хорошо знал труд и нужды вятских крестьян. Знакомый из семинарного курса с основами земледелия, он активно агитировал крестьян за введения «правильных севооборотов». По его усиленному настоянию богородские крестьяне стали возить зимой на свои поля торф, навоз, известь. По его рекомендации крестьяне приобретали общественных быков производителей для улучшения производительности скота, которые содержались на средства «деревенского общества».Будучи сам абсолютно трезвым человеком, он самыми крутыми методами старался обеспечить трезвость среди служителей и крестьянства. Известны случаи, что за нетрезвость он посылал служителей в Успенский монастырь на два, а то и на три месяца «в черные монастырские труды» - чистить от навоза скотные дворы и конюшни, пахать землю, таскать скотникам воду, заготовлять дрова и т.д. За свою работу штрафники ничего не получали и содержались «на самой скудной пище» т.е. на воде и хлебе. Особенно нетрезвых крестьян по его указу помещали на несколько дней в церковную палатку, а потом приводили в церковь, ставили в позорный угол на колени и заставляли в течение всей службы отвешивать поклоны на виду у всего прихода. Недаром уездный урядник в своем отчете в те годы писал, что «самая тишина отмечена мною в Богородском благочинии». В своих частых проповедях на деревенских сходах он призывал крестьян к трезвости, к разумному ведению жизни и хозяйства. Справедливо считал, что чем богаче живет крестьянин, тем богаче приход.

Также Козьма Иванович был горячим патриотом своего Отечества. В дни, когда Россия подверглась наполеоновскому нашествию в 1812 г., он в трех благочиниях Нолинского уезда возглавлял сбор средств на снаряжение народного ополчения, за что получил награду – Наперсный Крест. Увлеченные его патриотизмом, ушли добровольцами в Вятское ополчение кстининские причетники Алексей Васнецов 20 лет и Аким Васнецов 19 лет, его двоюродные родственники. Лично им собрана при церкви огромная по тем временам библиотека - более 2000 книг. 15 сентября 1818 г. в возрасте 32 лет неожиданно скончалась Татьяна Андреевна, оставив 8 детей:

    Василий –17 л.
    Олимпиада – 13 л.
    Николай – 16 л.
    Анна – 10 л.
    Иоанн – 14 л.
    Наталья – 9 л.
    Михаил – 2 г.
    Афанасия – умерла в 9 месяцев.

По тем временам овдовевшие священники не имели право жениться вторично или должны были принимать монашество, поэтому и жил он «вдовым».В связи с большими заботами по обучению детей и их воспитанию, заботами по приходским и служебным делам, 25 апреля 1812 г. Козьма Иванович подал прошение об освобождении его от должности благочинного, прослужив в этой должности более 12 лет. Все сыновья Козьмы Ивановича получили полное семинарское образование, а дочери - домашнее. Большая служебная и общественная работа, семейные заботы не дали возможности проявиться художественному таланту Козмы Ивановича И о дальнейшем проявлении его юношеской наклонности история не оставила никаких сведений. 17 февраля 1827 г. семью постигло еще одно несчастье – умер старший сын Василий в возрасте 27 лет.Козма Иванович умер 15 декабря 1827 г. и похоронен в церковной ограде с.Богородское. Козма Иванович был прадедом художников Васнецовых, которыми гордиться вся Россия.

Василий Козмич Васнецов.

Он родился в с.Талоключинском 1января 1801 г. Достигнув определенного возраста решил идти по стопам отца и 22 ноября 1809 г. начал учебу в Вятской семинарии. С ранних лет у Василия Козмича было очень слабое здоровье. По окончании семинарии 5 июня 1822 г. был произведен в иерея в с. Богородское. В сентябре этого же года Василий женился на дочери курчумского священника Вечтомова Александра Григорьевича. Жену его звали Ольга. К тому времени Василию исполнился 21 год, а Ольге Александровне – 16 лет. Василий Козмич был очень старателен и трудолюбив, даже в его служебной характеристике записано: «Качеств и поведения хороших, к должности рачителен, живет в своем доме». Он имел троих детей: Михаила, Марию и Екатерину. В последствии Мария вышла замуж за Андрея Львовича Двинянинова, а Екатерина умерла в детском возрасте. Василий Козмич служил очень исправно и хорошо, он еще много бы принес пользы людям и поселку, но из-за слабого здоровья умер 17 февраля 1827 г. от чахотки, прослужив всего 5 лет. После смерти мужа Ольга Александровна вместе с детьми уезжает в с. Курчум и живет в доме отца. Она была одаренной женщиной, т.е. являлась самостоятельной художницей и до старости лет не расставалась с красками. В доме все стены были завешаны ее картинами, которые в детстве видели оба брата – художника. Позднее Виктор Михайлович - внук Ольги Александровны – вспоминал: «… первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил нас «на поклон» каждый раз, чуть только приедем из семинарии и немного отдохнем с дороги. Вот у этой бабушки мы увидели впервые развешанные в комнате по стенам не какие-нибудь лубочные картинки, а самые, как нам казалось настоящие картины. Были это акварели, работы самой бабушки. Все одинакового размера, все под стеклом, в золотых рамках валиком и все висели чинно, в несколько рядов, заполняя стены квадратной гостиной. Какие это были картины, я теперь не помню, но из того, что их берегли и показывали гостям, мы заключили, что картины эти настоящие, гордились талантом бабушки и втайне немного завидовали. Отец их тоже хвалил». Последние годы Ольга Алксандровна провела в селе Васильевском в доме внука Ивана Матвеевича Кострова.

Составлено по книге Виноградова О.Н. Вятский род Васнецовых. – Киров, 1998. – С. 17-18.

Сергиевы

Достоверно не известен год рождения еще одного священнослужителя с. Талоключинского – Стефана Лаврентьевича Сергиева. Но известно точно, что он был сыном дьячка. В 1847 г. Стефан Лаврентьевич начал службу в Вознесенской церкви, одновременно заняв должность наставника и законоучителя в Богородском сельском училище. И вся дальнейшая жизнь Сергиева была связана со школой. В 1870 г. сельское училище было преобразовано в земское и разделено на женское и мужское. Стефан Лаврентьевич продолжил преподавание Закона Божия в обоих училищах. А когда земство решило закрыть женское училище, слив его с мужским, Стефан Лаврентьевич на собственные средства открывает и содержит церковно-приходскую одно-классную школу для девочек, обучая их кроме закона божиего и другим предметам. Школа просуществовала до 1908 г. Во всех отчетах тех лет по народному образованию школа так и числится, как Сергиевская церковно-приходская. В 1908 году на ее основе было учреждено земское смешанное училище.

Кроме учительских обязанностей Стефан Лаврентьевич выполнял и непосредственно священнические обязанности: с 1856 по 1877 гг. проходил должность катихизатора, с 1863 по 1877 г. – еще и должность духовника по благочинию, долгие годы служил настоятелем Вознесенской церкви, в 1876 г. был утвержден в должности Благочинного, т.е. старшего над всеми церквями округа. За свою отличную ревностную службу Стефан Лаврентьевич не раз был отмечен благодарностями как со стороны Нолинского Земства, так и со стороны Епархии. В частности, в 1856 г. за выполнение своих обязанностей священника был награжден набедренником. В 1859 г. Всемилостивейшим помилован бронзовым наперстным крестом в память войны 1853-1856 гг., в 1860 г. ему были объявлены благословение и благодарность за катахизические поучения, в 1861 г. за отлично-ревностное прохождение возложенных на него должностей Всемилостивейший помилован бархатною фиолетовою скуфьею, в 1870 г. удостоен наперстным крестом. В 1879 г. по наставлению Вятского местного управления Российского Красного Креста удостоен знака Красного Креста за содействие обществу сбором пожертвований во время русско-турецкой войны в 1877-1978 гг. В 1880 г. за свою службу был представлен к Ордену Святой Анны 3 степени. В 1881 г. Указом Духовной Консистории Стефану Лаврентьевичу была объявлена благодарность Епархиального начальства за усердную деятельность по преподаванию Закона Божия в начальных училищах.

И это перечень только тех наград и благодарностей, которые Стефан Лаврентьевич получил до 1882 г., более позднее его поощрение пока не выяснены. О семье Стефана Лаврентьевича известно то, что он рано овдовел, один воспитывал пятерых детей, каждому из которых дал должное образование. Дети, имея перед глазами пример беззаветного служения Отечеству, выросли достойными своего отца. Старшая дочь Александра и младший из сыновей Николай посвятили свою недолгую жизнь делу народного образования. Александра, закончив курс в Казанском училище девиц Духовного звания, с сентября 1870 г. по август 1877 г проходила должность наставницы в Богородском женском земском училище, а с 1878 г. занималась обучением приходских детей в открытой отцом начальной приходской школе. В 1880 г. указом Вятской Духовной Консистории ей было преподано Архипастырское благословение за безвозмездные труды по народному образованию. Николай после окончания Вятской Духовной Семинарии (учился на содержание отца) становится в 1881 г. учителем Богородского земского начального училища. К сожалению, оба продолжателя дела отца не долго трудились на ниве народного просвещения. Оба умерли от чахотки: Александра 12.06.1882 г. в возрасте 33 лет, Николай в возрасте 28 лет 13.04.1883 г. Похоронены на приходском кладбище. О двух оставшихся дочерях Стефана Лаврентьевича известно не многое. Обе они вышли замуж за священнослужителей: Ольга – за священника Нолинского уезда с. Ильинского Владимира Момена, а Ираида – за священника с. Низевского Слободского уезда Дмитрия Кострова. Но наиболее полно изучена биография сына Василия, судьба которого сложилась наиболее удачно.

Имя нашего земляка профессора медицинских наук Василия Степановича Сергеева по праву стоит в ряду славных деятелей медицинской науки. Обладая незаурядным талантом, он отдал всю свою долгую жизнь делу народного здравоохранения. Родился Василий Степанович в селе Богородское в семье первого богородского учителя, впоследствии ставшего священником. Отец пытался направить жизнь сына по своему пути. И после окончания Богородской земской школы Василий Степанович поступил учиться в Вятское духовное училище, а затем в семинарию. Путь отца, однако, талантливому юноше был не по душе. После окончания семинарии Василий поступил на медицинский факультет Казанского университета. Здесь студент Сергиев входит в круг прогрессивно настроенной казанской молодежи, охваченной народническими стремлениями. Когда в 1877 г. Василий Степанович окончил университет, он стал работать в земской больнице захолустного села Юм Котельничского уезда. В те далекие годы страшным народным бичом были болезни глаз - трахома и др. Василий Степанович решил посвятить свою жизнь борьбе с этим недугом. Он ездил специализироваться в Петербург. Ученая деятельность Василия Степановича Сергиева началась в родных местах, в Нолинском уезде. Здесь молодой окулист изучает причины глазных болезней и пути их лечения. На материалах собранных в Нолинском уезде, он написал диссертацию «Слепота и ее причины» и получил научную степень кандидата медицинских наук. В дальнейшем на протяжении 60 лет он работал по этой вновь избранной специальности. Наряду с повседневной практикой – приемами больных, он занимался преподавательской и научной деятельностью. Врач – окулист, слава которого быстро росла, написал десятки научных работ. За свои труды он получил звание доктора медицинских наук. Как блестящий специалист в своей области Василий Степанович руководил при военно-медицинской академии. Генерал медицинской службы не забывал о своем долге перед народом и, как раньше, оставался близким к нему.

Василий Степанович любил повторять: « Я на народные куски и гроши выучился и буду служить народу». На свои средства Василий Степанович Сергеев построил в родном селе здание двухклассной школы с ботаническим садом и подарил оборудование для глазного кабинета районной больницы. Но начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в завещание Василия Степановича. Оборудование не успели отправить в наше село, и все оно погибло во время бомбежки Ленинграда. А школа - память о беспримерном, беззаветном служении народу и Отечеству семьи Сергиевых стоит до сих пор, наполняясь ежедневными звуками музыки и звонкими детскими голосами. Василий Степанович радостно приветствовал установление Советской власти. Продолжая свою научную работу, он ездил в заграничные научные поездки и был участником международных научных медицинских совещаний. В 1931 г. медицинская общественность г. Ленинграда отметила его 55 – летний юбилей медицинской деятельности. Василий Степанович любил навещать свое родное село и каждый раз люди встречали его с радостью, обращаясь за советом, или шли просто поговорить с ученым человеком.

Умер Василий Степанович в 1940 г. на 86 году жизни. За свою многолетнюю научную и практическую работу он многим тысячам людям вернул зрение. При проводах его в последний путь, было сказано много хороших и душевных слов. Вот слова одного рабочего: « Дайте же нам такого же Василия Степановича, ведь он был наш целитель».

Ашихмины

Ашихмин Михаил Михайлович родился в с.Филейка в 7 км от г.Вятки, теперь это северный район г.Кирова. Родился в семье священника Ашихмина Михаила. В семье было пятеро детей 2 сына и 3 дочери. Михаил Михайлович поступил учиться в Вятскую духовную семинарию. Здесь он с товарищем вступил в подпольный кружок, где читали и изучали революционную литературу, собирались на квартирах членов кружка. Вот тут-то они были обнаружены и по решению Совета семинарии сразу были исключены 8 человек с последнего курса учебы, в том числе и Ашихмин М.М. Данный факт его родителей был страшным ударом. Отец отрекается от сына. Умирает мать. Сын уходит из дома. Сам отец Михаил Ашихмин вел в школе уроки по Закону Божию. Один из учеников Лобанской земской школы Никандр Андриянович Рагозин вспоминает об этих уроках так: « На уроках Закона Божия была большая строгость. Все преподавание велось в форме притч и историй из Ветхого и Нового завета, а также разучивались псалмы и молитвы. Каждое утро перед началом занятий все ученики и учительницы собрались в один класс на десятиминутную молитву, которую громко читал один из учеников старшего класса. После нее во всех классах начинались занятия».

Его старший брат Ашихмин Василий Михайлович сестра Серафима Михайловна уже работали учителями в с.Ильинское Слободского района. Они помогли ему устроиться на работу сельским учителем в 2-х классной приходской школе недалеко отсела Бобино. Проработав 7 лет в этой школе, Михаил Михайлович встретился с Марией Петровной и они решили пожениться. Свадьба была в Зуевке у родственников. После свадьбы сразу поехали в Лобань. По просьбе и настоянию своего отца, Ашихмин Михаил Михайлович начинает работать служителем в церкви (дьяконом). Данное место работы отхлопотал ему отец, который был священником. Из-за происходящих событий в стране, Михаил Михайлович в 1923 г. выходит из духовного звания официально. Он перешел работать бухгалтером в Потреб-Общество – единственное учреждение в селе, кроме с/с и библиотеки. У Михаила Михайловича отбирают дом и земельный участок, так как он навсегда покинул службу в церкви. Семья из 7 человек осталась на улице. Ашихмин Михаил Михайлович выхлопотал дом на частной квартире, а затем и купил небольшой домик. Но Михаил Михайлович внезапно заболел двусторонним крупозным воспалением легких и умер в 49 лет.

Ашихмина Мария Петровна жена о. Михаила родилась в 1888 г. в г. Юкаменском в семье священника Шкляева Петра, ее мать – Шкляева Клавдия Никандровна - учительница начальных классов. Отец рано умер, оставив двоих детей сирот. После смерти отца, семья переехала в с. Биссерово Глазовского уезда, где Клавдия Николаевна работала по специальности. Когда Мария Петровна закончила земскую школу, она поступила учиться в закрытое учебное заведение – Вятское епархиальное женское училище. Здесь дети учились и жили. В каждой группе была своя воспитательница – классная дама. Особое внимание обращалось на эстетическое воспитание. Прививались манеры тактического, культурного поведения. Умение держать себя дома, в школе, на улице, в общественных местах. Одновременно с обучением прививались навыки кройки и шитья, вязания и вышивания. Училище Мария Петровна окончила с отличием, а так как была сиротой, то училась на полном государственном обеспечении. После училища она с 1-го сентября 1905 г. начала работать заведующей в Вольменской женской школе. Проработав здесь год, перешла в Верхне-Кырмыжскую школу, где числилась также заведующей. Но уже с 1909 по 1911 г. являлась заведующей Бобинской школы. Здесь она встретилась и познакомилась с Ашихминым Михаилом Михайловичем, который работал учителем начальных классов в соседней школе. В 1911 г. они поженились и переехали работать в с.Лобань Тумановской волости Нолинского уезда. Мария Петровна в 1916 г. приступила к работе и стала вести 1-й класс. Но, проработав год, по состоянию здоровья вынуждена была временно оставить работу.

В 1917-1921 гг. в стране было тревожное время – февральская, а затем и октябрьская революции, Гражданская война, стихийные бедствия, испанка, страшный голод, унесшие миллионы человеческих жизней. В это время Ашихмины переезжают на новое место жительства во Власовскую школу Тумановской волости Налинского уезда. Возвратились в Лобань лишь в 1931 г. В 1935 г в характеристике на работника Лобанской начальной школы Ашихмину Марию Петровну отмечается: «Работает 12-15 лет. Вполне отвечает требованиям классного руководителя начальной школы. Значится старшим учителем. В работе сказывается долголетняя практика». Заведующая Лобанской начальной школы в характеристике 17 июня 1936 г. отмечает также недостатки: «Безупречная ответственность за свою работу. Недостаточна только своя инициатива в работе, да иногда упускается своевременность в учебной работе». В 1924 г. вышла на пенсию по инвалидности из-за порока сердца. А в 1978 г. Ашихмина Мария Петровна умерла и похоронена в с. Лобань.

Ашихмин Николай Михайлович

Родился в 1914 г. Окончил Лобанскую начальную школу. Затем Нолинскую школу II –й ступени с педагогическим уклоном. Окончив ее, получил звание – учитель начальных классов. Приступил к работе в качестве учителя в 1931 г в Лобанской начальной школе. После 3 лет работы был переведен директором Колобовской средней школы Немского района, где работал до призыва в армию в ноябре 1939 г. До призыва в армию заочно окончил Кировский Педагогический институт, факультет русского языка и литературы. В 1941 г из армии вместе со своей воинской частью был направлен прямо на фронт и 3 августа 1941 года погиб под Смоленском в возрасте 27 лет. Стаж учительской работы 8 лет.

Ашихмина Тамара Михайловна

Ашихмина Тамара Михайловна родилась в 1912 г. Закончила Лобанскую 3-х классную начальную школу. Начиная с 4 класса по7-й училась в Ильинской семилетней школе Немского района. Затем продолжила учебу в Нолинской школе II-й степени кооперативного уклона с 1928-1930 гг. Закончив Нолинскую школу получила звание учителя начальных классов. В личном деле Тамара Михайловны указывается, что к подготовке к урокам аккуратна, письменные работы проверяются аккуратно. Начала свое трудовое поприще в д.Туманы учителем начальных классов. Поступая на работу и указывая в анкете свое социальное происхождение, Тамара Михайловна отметила, что она дочь служащего, а не священнослужителя. Проработав в Туманах с января 1931 г. по июнь 1932г, она переезжает в д.Наумово. В Наумово Тамара Михайловна работала с июля 1932 г . по август 1935 г., а затем переезжает в д. Рябины и становится заведующей школой. Проработав один год, она подает заявление об уходе: «Прошу Районный Отдел Народного образования снять меня с должности заведующей, т.к. с данной работой не справляюсь. И перевести меня в рядовые работники в Ходыревскую школу. Прошу не отказывать в моей просьбе, чтобы снять меня с должности заведующей. На мое место уже заведующая находится – это Зязева МК., которая была до нынешнего года в данной школе заведующей. Надеюсь, что просьба моя будет удовлетворена». С должности заведующей ее снимают, но желание ее работать в Ходыревской школе не исполняется. Вместо Ходыревской она попадает работать в Тумановскую неполную среднюю школу учительницей. С апреля 1936 г. продолжает свою работу в Лобанской школе.

В 1940г.Тамара Михайловна вышла замуж и уехала с мужем в г.Минск. Муж был военный. В 1941 г. в первый же день войны Минск бомбили. Мужа дома не было. Все военнослужащие были на военных учениях. На другой же день семьи военнослужащих, в первую очередь жены с детьми, были эвакуированы из Минска. Увозили на открытых грузовых машинах под вражеским обстрелом. Ехали в обход Москвы. До дому добирались целый месяц. Когда вернулась домой, в родной школе все места были заняты. Тогда она поступила работать в Ильинскую школу, где работала 4 года. Затем ее перевели в Поломскую среднюю школу Кирово-Чепецкого района учителем начальных классов. Проработав здесь необходимый 25 летний стаж для выхода на пенсию по выслуге лет, она возвратилась в Лобань, где проработала учительницей 15 лет. Последние годы работала воспитателем в Лобанском интернате. Общий стаж учительской работы 36 лет. Умерла Ашихмина Тамара Михайловна в 1995 г. и была похоронена в с. Лобань.

Четверикова (Ашихмина) Елена Михайловна

Четверикова Елена Михайловна родилась в 1915 году в с. Лобань в учительской семье. Закончила 4 класса в Лобанской школе, с 5 по 7 класс в г.Нолинске в школе II ступени. После окончания 7 классов поступила учиться в Нолинский Педагогический техникум на дошкольное отделение. В 1934 г. закончила техникум и была направлена на работу в образцовое дошкольное учреждение в Богородское, но ей предложили работать учителем начальных классов и сразу направили в Мухачевскую начальную школу. Проработав год, Елену Михайловну перевели работать заведующей в Ходыревскую школу. В 1936 г. вышла замуж за Четверикова Александра Ивановича, который работал агрономом в Богородской МТС. В 1937 г. они вместе с мужем уехали в с.Уни. На новом месте ее муж проработал всего 3 месяца. Началась война с Финляндией. Вышел закон о всеобщей мобилизации всех, кто не прошел воинскую службу и пользовался ранее льготами на это.

В 1939 г. Александр Иванович ушел в армию. Елена Михайловна вместе с двухлетней дочкой уехала к матери в Лобань.С 15 августа 1940 г. приступила к работе в Лобанской школе, проработав 32 года с 1940 по 1972 г включительно. За добросовестную работу получила 12похвальных грамот, в том числе и грамоту от Министерства просвещения РСФСР и три медали: «За доблестный труд», «Ветеран труда», «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне». В 1984 г. Елена Михайловна Четверикова покинула Лобань и переехала в Киров к дочери, где живет и по сей день. Муж Елены Михайловны и старший брат Николай, которые служили в МНР, должны были вернуться из армии домой осенью 41 года. Но… Они в первую очередь встали на защиту Москвы. Александр Иванович вступил в бой 27 сентября. Защищая столицу, 3-го ноября был тяжело ранен, лежал В Московской больнице, умер от ран. Тело предано кремации.

Четверикова Изабелла Александровна

В 1951 г. успешно окончила Лобанскую семилетнюю школу. В 1960 г. окончила Пермский медицинский институт. По направлению отработала 3года в Пижанской районной больнице заведующей терапевтическим делением. Затем работала в Москве. После окончания Московской Медицинской Ординатуры получает звание врача 1 категории и работает в 4-ом управлении в правительственной больнице терапевтом – кардиологом. Теперь продолжает работать в Кирове.

М. И. Осокин

Михаил Ионович Осокин родился в 1828 г. Окончив Вятскую духовную семинарию, Осокин служил в Нолинске, в с. Вятские поляны Малмыжского уезда, а последнее десятилетие в с. Рождественском Нолинского уезда. В некрологе помещенном в «Вятских Епархиальных ведомостях» за 1876 г., отмечаются блестящие дарования Осокина, его трудолюбие и любознательность. Это был тип священника, видевшего в распространении грамотности и книг самый надежный путь к спасению душ своих прихожан, он зорко следил за текущими событиями литературы. Из поездок он всегда возвращался в свое село не простой, а с книгами, преимущественно научного содержания. А также было отмечено следующее: «Непрестанно деятельный ум его, после общественных дел, любил отдохнуть в науке и литературе». Осокин был известен не только как служитель церкви, но и как писатель. В 1856 г. им был написан очерк «народный быт в северо-восточной России», который опубликовал журнал «Современник», с очерком были знакомы Чернышевский и Добролюбов. Чернышевский писал Некрасову: «Очерк очень хороший и даже прекрасный». Осокин был лично знаком с Салтыковым-Щедриным. В 1859 г. Михаилом Ионовичем был написан рассказ «Ключница», опубликованный в еженедельнике «Сын отечества» № 35, а в 1864 г. закончен роман «Ливанов», напечатанный в апреле – мае в журнале «Русское слово». Роман во многом автобиаграфичен, его герои – бедные крестьянские дети, дети священников, настойчиво пробивающие себе дорогу в жизни.

В Вятке статьи Осокина были встречены с одобрением и помещены в выдержках в «Губернских ведомостях» № 8, 9, 11, 12 и 13 за 1857 г. Краевед Шулепов указывает, что у Осокина могли быть письма Чернышевского, Писарева и Щелгунова. Своих детей у него не было, но в семье выросло 7 девочек – сирот. С открытием Вятского земства в 1867 г. Осокин принимал самое активное участие в его деятельности. Был гласным губернского и уездного земств, сотрудничал в статистическом комитете. Много лет он болел чахоткой, несмотря на крайнюю слабость, он был избран председателем ревизионной комиссии, но на всех заседаниях присутствовать не мог. В последний день 16 октября 1876г. окончив дела собрания, он умер, не успев возвратиться домой.

Дочь попа – революционерка

    Я вырвалась в жизнь. Я свободна, мой милый
    Сильна и бороться судьбою хочу –
    Наружу дать выход живому ключу
    Моей молодой и нетронутой силы.
    Всю жизнь за народное счастье и волю
    С врагами народа, с невежеством, тьмой
    Я буду бороться!…

Очень яркая биография у старшей дочери священника Василия Чемоданова – Ларисы Чемодановой. Как только девочке исполнилось 10 лет, она поступила в Вятское Епархиальное училище. Учеба там была строгая, но сквозь толщу стен пробивались ростки вольнолюбивых идей. Большую роль в формировании взглядов юной ученицы сыграла Анна Дмитриевна Кувшинская. Лариса очень сблизилась с ней. Они решают после окончания Ларисой училища вместе ехать продолжать учебу в Петербурге. Но у отца Ларисы были другие планы, и все их надежды разом рухнули. Девушку посадили под домашний арест, а Кувшинская уехала а Санкт-Петербург. Но теплая дружба продолжалась через письма, в которых Лариса высказывала всю горечь своего положения. Кувшинская в Петербурге вступила в организацию «Народная воля», и члены этой организации решают вызволить Ларису из-под родительского плена с помощью фиктивного брака. Для этого задания выбрали человека красивого, умного – Сергея Силыча Синегуба. Весь замысел был так хорошо разыгран, что родители Ларисы не заподозрили никакого подвоха. 12 ноября 1872 г. состоялась свадьба в с. Ухтым. В конце ноября Лариса Васильевна была уже в Петербурге.

С декабря 1872 по январь Лариса занялась самообразованием. Читала с упоением и в короткий срок прочитала все книги, какие были в библиотеке «чайковцев». Она начала помогать деятельности народников, хотя формально девушка еще не была принята в члены кружка. Лариса часто вспоминала очень чуткого умного и интересного юношу, ее спасителя. Аналогичные мысли посещали и Сергея. Поэтому в 1873 г. Сергей Силыч Синегуб отправляется в Тверскую губернию. При содействии земских чиновников, Сергей Силыч определился на работу учителем в открывшуюся школу в селе Губин Угол Корчевского уезда. В школу записалось 80 детей, и молодому учителю пришлось просить о помощнике. В Петербурге решили, что лучшей помощницей может стать Лариса Васильевна. И в начале февраля 1873 г. Лариса Васильевна Синегуб приехала в село Губин Угол. Молодые учителя со страстью взялись за работу. Успехи были поразительные, через месяц читали почти все ученики. Молодые учителя, понимая свою основную цель, начинали проводить громкие читки книг по воскресеньям после церковной службы. Постепенно легальные читки заменились нелегальными, рассказывающими о тяжелой доле крестьян. Слушатели, очень скоро почувствовав доверие к учителям, начали рассказывать о «черных» делах купца Мартынова. С губинцами у молодых учителей установились хорошие отношения. Но были у них и недоброжелатели. Одним из таких был попечитель школы Горшков. Он то и рассказал Мартынову, что не тому учители учат ребятишек. Купец тут же разыграл безобразную сцену. Явившись в школу в пьяном виде, он учинил скандал. Синегубам пришлось отпустить детей по домам. Вечером учителей вызвал в дом к купцу Мартынову. Там их поджидал пристав. Сергея Силыча Синегуба обвиняли в том, что он самовольно прекратил заниматься в школе. Ему предложили подписать протокол. Он подписал, но на другом листе бумаги изложил причину, по которой он закрыл школу. Взбесившись, Мартынов изорвал все бумаги и предложил мировую. Нехотя учителя согласились, ведь надо было заканчивать начатую работу. Доработав до окончания учебного года, Лариса Васильевна и Сергей Силыч уехали из Губина Угла. В июне 1873 г. после возвращения из Губина Угла Сергей Силыч и Лариса Васильевна снова приступили к «рабочему делу» - к пропагандистской работе среди рабочих. На этот раз они свою работу развернули за Невской заставой – в районе наибольшего сосредоточения рабочих. Для большей близости они переселились из Клочков на Шлиссельбургское шоссе в Смоленский поселок, дом № 33. Местом занятий они сделали свою квартиру. Желающих учиться было так много, что ежедневное посещение квартиры, составляло от 20 до 40 рабочих. Справиться двоим, особенно Ларисе Васильевне, которая учила русскому языку, математике, географии рабочих разных по уровню грамотности было невозможно. На помощь Синегубам пришли Тихомиров и Стахановский. Здесь также, как раньше на Выборгской стороне, общеобразовательные занятия переплелись с революционной пропагандой. За свою нелегальную деятельность многие революционеры были осуждены, среди них оказался С.С.Синегуб. Лариса Васильевна вытребовала у власти разрешения ехать вместе с ним на каторгу. Приехав на Нижнекарийскую каторгу, мужчины были заперты в тюрьмы. Лариса Чемоданова получила для жилья отремонтированную баню ссыльного Воскресенского. Устроившись работать воспитательницей в Карийский детский приют, она получала 10 руб. жалования. В 1979 г. С.С.Синегуб получил вольную команду и поселился в домике Ларисы. Оба они стали работать воспитателями в детском приюте учителями. Затем из Карийска они переехали в Читу, где занимались писательской деятельностью, работали с некоторым газетами, встречались с людьми их круга. В то время у Ларисы Васильевны и Сергея Силыча было 10 детей. После Читы они переезжают нелегально в г. Томск. Но в 1906 г. за революционные статьи, напечатанные в «Сибирской газете», Синегуба арестовали. В 1907 г. он вернулся в Томск, но вскоре умер от разрыва сердца. В феврале 1908 г. за участие в заговоре на убийство царя и министра юстиции, четвертый сын Ларисы Васильевны, студент Лев Сергеевич Синегуб был арестован и повешен. Один за другим при окончании гимназии застрелились первый сын Сергей, а за ним и дочь Наталья. В войну 1904-1905 гг России с Японией погиб второй сын Анатолий, скончалась дочь Александра. Стойко Лариса Васильевна перенесла все удары судьбы. Будучи 60-летней в январе-феврале 1917 г. вновь взялась за перо. Она сотрудничала с газетой «Искра», журналами «Будильник», «Современный мир» и многими другими изданиями. Лариса Васильевна Чемоданова – Синегуб скончалась 23 февраля 1922 г на 67 году жизни от воспаления легких. Сестры Ларисы Васильевны Чемоданова – Синегуб и Любовь Васильевна Чемоданова, говоря словами В.И. Ленина «принадлежали к блестящей плеяде революционеров 70-х гг. XIX в.»

Внук священника

Одним из выдающихся людей, связанных с нашим районом, был академик Дмитрий Николаевич Анучин, известный русский, советский антрополог, этнограф, археолог и географ. Рождественская библиотека Богородского района носит его имя. Именно здесь в с. Лапугино в 1787 г в семье сельского священника родился Николай Васильевич Анучин – отец будущего ученого. Сам же Дмитрий Николаевич родился в Петербурге 7 сентября 1843 г. Он был шестым и последним ребенком в семье. Отец его был на военной службе, отличился во время Отечественной войны 1812 г. За отвагу, проявленную в боях, Н.В. Анучин был произведен в офицеры. Мать Дмитрия Николаевича Татьяна Фирсовна была дочерью крепостного крестьянина Фирса Захарова из Галичинского уезда Костромской губернии. Дмитрий рано овладел грамотой. На его воспитание и умственное развитие большое влияние оказали книги. У отца была довольна большая библиотека. Окончив гимназию, Дмитрий поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Но учеба в университете была непродолжительной, по состоянию здоровья он покинул его, уехав лечиться за границу. Возвратившись в Россию, Анучин поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. После его окончания Анучин решил посвятить себя научной работе. Его имя очень скоро становится известным.

Главной целью всех мероприятий, всей деятельности ученого было служение делу народного просвещения. Д.Н.Анучин нес знания в народ не только с кафедры университета, с трибуны научных обществ , через печать, но и непосредственно путем создания в провинции новых культурных учреждений, призванных содействовать распространению знаний в русском народе. Д.Н. Анучин всегда помнил о своем истинном происхождении и ценил родину своего отца. Поэтому в начале 90-х г. у него возникла мысль организовать на родине библиотеку-читальню. В 1904 г. в Нолинскую земскую управу пришло письмо от Д.Н.Анучина. Ученый географ предлагал землякам свою помощь в деле просвещения. В октябре 1904 г. Нолинское уездное собрание на средства, предоставленные Д.Н. Анучиным, решило открыть в с. Рождественское библиотеку и присвоить ей имя выдающегося ученого, своего земляка. Дмитрий радостно воспринял известие об открытии библиотеки в родном селе, выслав на приобретение книг 1000 рублей и позднее на строительство здания – 1600 рублей. Выдающийся ученый поддерживал переписку со своими земляками, интересовался делами библиотеки, читателями, их духовными запросами. «Ваше имя пользуется среди крестьян большим уважением, я сказала бы даже поклонением. Они гордятся Вашим покровительством и относятся к Вам с какой-то родственной теплотой» - писала Анучину библиотекарь Серафима Михайловна Симонова, которая работала в библиотеке до 1917 г. В летописи библиотеки записано, что в годы гражданской войны, когда Колчаковские войска подходили к с. Уни, кто-то дал указание вывезти книги и мебель в Богородскую волость. Здесь все книги были сожжены, а мебель растащена.

Судьба последних священников церквей района

Благодаря Метрическим книгам церквей нашего района, хранящихся в отделе ЗАГС районной администрации, удалось выяснить имена последних священнослужителей церквей. Регистрация рождения, бракосочетания смертей велась священниками в среднем до 1920-21 годов, далее все записи велись в специальных книгах волисполкомов. кончательно церкви были закрыты, по воспоминаниям старожилов, в начале 30-х годов ХХ столетия. Удалось проследить судьбы некоторых священников, служивших в церквях района перед их закрытием.

КОСТРОВ ВСЕВОЛОД МАТВЕЕВИЧ

Род Костровых – известный в Вятке род священников. Матвей Костров и его жена Мария Андреевна жили селе Кырчаны, в семье у их было пятеро детей. Глава семейства служил дьяконом в местной церкви.Трое сыновей, по примеру отца, стали священнослужителями, в том числе и Всеволод Матфеевич. Родился Всеволод в 1852 году, 24 февраля. В 1874 году закончил курс Вятской духовной семинарии и в том же году поступил на службу учителем в Васильевскую земскую школу Нолинского уезда, учительствовал он и в Нолинской земской ремесленной школе. В 1878 году по собственному желанию он был переведен в учителя Кырчанской мужской школы. В том же 1878 году произошло еще одно существенное событие в его жизни: в возрасте 26 лет он женился на 18-летней Александре Васильевне Трониной – дочери дьякона Вознесенской церкви с. Талоключинского (Богородского) Василия Александровича Тронина. Свадьба состоялась 15октября, а в декабре Всеволод получает священническое место в с.Козлово Сарапульского уезда. В1880 году, согласно прошению, перемещен в село Юледурь Уржумского уезда. И, наконец, в 1886 году семья переезжает в с.Богородское. Всеволод получает священническое место в Вознесенской церкви. Одновременно со своими непосредственными обязанностями священника он является законоучителем в школах: с октября 1886 по май 1908 г. – заведующим и законоучителем одноклассной Богородской церковно-приходской и 2-х классной Вогульской школы грамоты, с 1913 года работал законоучителем в Большетрубицинской школе.

Всеволод Матфеевич состоял членом – сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества с 1899 года, был удостоен высочайше утвержденного обществом знака в 1902 году. За благочестное служение своей должности был неоднократно награжден со стороны Святейшего Синода.Всеволод Костров был отцом многочисленного семейства. У них с женой было 18 детей, в живых осталось только шестеро. Всем им Костровы дали образование, помогли получить профессию. Алесей, 1883 года рождения, стал священнослужителем, Александр – 1888 года рождения – ветеринарным врачом, Николай 1894 г. рождения, обучался в Киевском комерческом институте, Мария – 1896 г.р. состояла учительницей Богородской земской школы, Серафима – 1899 г.р. после окончания Вятского Епархиального училища стала учителем в змской школе нашего села, Георгий – 1902 г.р. закончил Нолинское духовное училище.

Семья Костровых жила на современной улице Советской, напртив церкви, в большом 2-х этажном доме, который сгорел и до наших дней не дошел. Всеволод Матфеевич с женой уехал из Богородского в 1925 году в г.Халтурин к старшему сыну Александру, где в 1927 г. о.Всеволод умер. Похоронен священник на кладбище г.Халтурина. Александра Васильевна после смерти ужа переехала в Нововятский район к старшей дочери Марии, где и умерла в 1934 году. В нашем селе сталось жить лишь одна дочь Всеволода Кострова – Серафима Всеволодовна. В юности она мечтала стать народным учителем, и в 1917гоу ей было присвоено звание педагога. Уроженку села Богородское направили в родные края. По началу она вела начальные классы, а когда заочно кончила пединститут, стала преподавать русский язык и литературу. Учительствовала Серафима Всеволодовна 38 лет. Вышла замуж за местного паренька- незаконнорожденного сына крестьянки, воспитанного дедом и бабушкой – Утробина Михаила Викентьевича, который вошел в историю нашего района как художник-самучка, краевед, оставивший после себя картины по истории нашего поселка. Супруги Утробины вырастили двух дочерей. Старшая дочь Ариадна – выпускница Молотовского мединститута, врач – бактериолог, проработала в ситеме здравоохранения 35 лет. Младшая дочь Муза Михайловна закончила Ленинградскую лесотехническую академию, работала преподавателем лесотехнического техникума г. Петрозаводска, где и проживает в настоящее время. Старшая дочь живет в г. Малмыже Кировской области.Серафима Всоволодовна умерла в 1974 г. от кровоизлияния в мозг, похоронена в г. Малмыже.

СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ ФЕДОРОВ

Отец Николай был последним священником Покровской церкви с.Ухтым. Это был добрый, высокий человек с аккуратно подстриженной бородой. Старожилы села вспоминают, что когда закрыли церковь, его вместе с семьей сначала выселили из дома, а затем вынудили уехать из села. Церковный староста Игонин К.П. предложил ему поселиться на квартире у вдовы Прасковьи Игнатьевны Копытовой в д. Решетники. Она жила вдвоем с дочерью Диной. К тому времени у отца Николая была большая семья: жена (имени ее не запомнили, т.к. все называли ее «матушкой», хорошо и очень быстро вязала, была невысокая, полная ) и пять дочерей: Александра, Любовь, Соня, Нина. Имя пятой дочери жители не помнят. Некоторые из них к моменту выселения уже самостоятельно жили в других местах.

В Решетниках о. Николай тайно проводил службы (часто в доме Игониной К.П.), крестил детей, отпевал покойников. Как и полагалось, на время службы он надевал парадную рясу. С собой из Ухтыма он привез много церковных книг. Великую Отечественную войну о.Николай прожил в Решетниках, а после войны дочери увезли его в Нолинск. Об этом вспоминает Филимонова Т.П. и ее сестра Вепрева Н.П. – жительницы с. Ухтым. В детстве они жили по соседству с о. Николаем, а церковный староста Игонин К.П. был их дедом.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ И ВЕРУЮЩИЕ БОГОРОДСКОГО РАЙОНА, ПОДВЕРГШИЕСЯ СТАЛИНСКИМ РЕПРЕССИЯМ

Тяжелую часть тысяч советских людей, объявленных»Врагами народа» во времена сталинских репрессий, замученных в лагерях и расстрелянных разделили некоторые священники и верующие нашего Богородского района. Реабилитированы эти люди были только в конце 80-х - начале 90-хгодов ХХ века. Вот имена тех, которые вошли в «Книгу памяти жертв политических репрессий Кировской области», вышедшей из печати в 2000 году:

Альбом по истории с. Ухтым. - Ухтымская библиотека Богородского района

ВЕРЕЩАГИН АЗАРИЙ НИКОЛАЕВИЧ, 1871 г.р., уроженец с.Васильевского Нилинского района, русский, священник церкви с. Караул. 5 октября 1933 г. особой тройкой при ППОГПУ Нижкгородского края по ст. 58 п.10 УКРСФСР осужден на 3 года ИТЛ условно. Реабилитирован 29.09.1989 г.

ГАРКУНОВ ЗОСИМ ГАВРИЛОВИЧ, 1872 г.р., уроженец д. Краснопольская Лузянского с/с Даровского района, проживал в д. Опары Верховойского с/с Богородского района, русский, священник церкви в с. Верховойское. 23 августа 1937 г. особой тройкой при УНКВД Кировской области по ст. 58 п.10 УК РСФСР подвергнут высшей мере наказания. Расстрелян 27.08.1937 г. в г.Кирове. Реабилитирован 20.03.1989 г.

ГАРКУНОВ БАНИФАТИЙ ЗОСИМОВИЧ, 1907 г.р., уроженец д. Большой Китяк Большекитякского с/с Малмыжского района, проживал в д. Опары Верховойского с/с Богородского района, русский, псаломщик церкви в с. Верховойское. 23 августа 1937 г. особой тройкой при УН КВД Кировской области по ст. 58 п. 10 УК РСФСР подвергнут высшей мере наказания. Расстрелян 27.08.1937 г. Реабилитирован 20.03.1989 г.

ДОМРАЧЕВ НИКОЛАЙ КИНСТАНТИНОВИЧ, 1874 г.р., уроженец и житель с. Ошлань Ошланского с/с Богородского района, русский, священник церкви с. Ошлань. 26 мая 1930 г. особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58 п.10 УК РСФСР подвергнут на 8 лет лишения свободы. Реабилитирован 19.05.1989 г

ЗОЛОТАРЕВ СТЕПАН АБРАМОВИЧ, 1899 г.р., уроженец д. Малые Ключи Афанасьевского района, проживал в с. Караул Караульского с/с Богородского района, русский, пономарь церкви в с. Караул. 5 октября 1933 г. особой тройкой при ППОГПУ Нижегородского края по ст. 58 п.10, 11 УК РСФСР подвергнут заключению в концлагерь на 3 года условно. Реабилитирован 29.09.1939 г. Он же, 16 декабря 1935 г. Кировским крайсудом по ст. 58 п.10 УК РСФСР осужден на 5 лет лишения свободы. Реабилитирован 12.02.1993 г.

ЗУБАРЕВВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ, 1890 г.р., уроженец д. Б.Люм лазовского уезда, сейчас Пудемского района Удмуртской республики проживал в с. Караул Караульского с/с Богородского района, псаломщик церкви в с. Караул. 5 октября 1933 г. особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края по ст.58 п. 10 УК РСФСР подвергнут заключению в концлагерь на 3 г. условно. Реабилитирован 29.09.1989 г. Он же, священник церкви в с. Караул. 9 октября 1937 г. особой тройкой при УНКВД Кировской области по ст. 58 п.10 УК РФСР подвергнут высшей мере наказания. Расстрелян 11.12.1937 г. Реабилитирован 29.09.1989 г.

ИВАНОВ ИВАНМИХАЙЛОВИЧ, 1891 г.р., уроженец и житель с.Ошлань Ошланвского с/с Богородского района, русский, священник церкви в с. Ошлань. 26 мая 1930 г. особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58 п.10 подвергнуты заключению в концлагерь на 3 года.Реабилитирован 19.05.1989 г.

КАЛАБИН ИВАН УСТИНОВИЧ, 1874 г.р., уроженец и житель д. Бородинцы Спасского с/с Богородского района, русский, староста Спасской церкви. 9 декабря 1937 г. особой тройкой при УНКВД Кировской области п ст. 58 п.10 УК РСФСР подвергнут на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 20.08.1993 г.

КОТЕГОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ, 1880 г.р., уроженец и житель д. Бородицы Спасского с/с Богородского района, русский, староста Спасской церкви, затем в с. Суровей Унинского района. 9 декабря 1937 г. особой тройкой при УНКВД Кировской области по ст. 58 п.10 УК РСФСР подвергнут на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 20.08.1993г.

САБУНЕЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ, 1868 г.р., уроженец г.Вятки, проживал в с. Богородское Богородского района, русский, священник церкви с. Богородское 29.04.1933 г.особой тройкой при ППОГПУ Нижегородского края по ст.58 п.10 УК РСФСР подвергнут на 3 года ссылки в г. Йошкар-Ола Горьковского края. Реабилитирован 29.09.1989 г.

ТОРХОВА МАТРЕНА АЛЕКАНДРОВНА,1880 г.р., уроженка и житель д.Малый Березник Бутырского с/с Богородского района, русская, монахиня. 15 февраля 1938 г. особым совещанием при НКВД СССР по ст.58 п.10 УК РСФСР подвергнута на 10 лет ИТЛ. Реабилитирована 21.08.1989 г.

ЧУРИНА МАТРЕНА ЕВДОКИМОВНА,1878 г.р. уроженка и житель д.Заболотное Караульского с/с Богородского района, русская, монахиня. 9 октября 1937 г.особой тройкой при УНКВД Кировской области по ст.58 п.19 УК РСФСР подвергнута высшей мере наказания. Расстреляна 20.10.1937 г. Реабилитирована 22.03.1989 г.

ШУЛЕПОВА МАРИЯ НИКИТИЧНА, 1900 г.р., уроженка и житель д.Новоселы Лемского с/с Богородского района, русская, бывшая монахиня. 5 октября 1933 г. особой тройкой при ПП ОГПУ Горьковского края за антисоветскую агитацию подвергнута заключению в концлагерь на 3 года условно. Реабилитирована 29.09.1989 г.

ЯКИМОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ, 1873 г.р., уроженец с. Кулит Воткинского района Удмурской республики, проживал в с. Ухтым Богородского района, священник Ухтымской церкви до 1931 г. 5 октября 1933 г. особой тройкой при ППЛГПУ Горьковского края по ст. 58 п.10 УК РСФСР подвергнут заключению в концлагерь условно на 3 года. Реабилитирован 29.09.1989 г.

В чем же обвинялись эти люди? Большинство из них были осуждены по статье 58, пункту 10 УК РСФСР. Содержание пункта сводится к следующему: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой различные наказания вплоть до расстрела». Недаром про статью 58 в народе говорят, что она покрыта кровью и омыта слезами: по ней были осуждены тысячи ни в чем не повинных людей. Попали под страшный «каток» репрессий и священнослужители. И хотя в Конституции 1936 г. была провозглашена свобода совести, но от лозунга до реальной действительности – дистанция огромного размера. «Воинствующие атеисты» ломали церковные храмы, а священнослужителей отправляли в не столь отдаленные места как «врагов народа», организаторов антисоветских групп, «противников советского колхозного строя», хотя абсолютное большинство священников никогда не помышляли ничего плохого против Советской власти.

Списки жителей нашего района, пострадавших за веру во времена сталинских репрессий, опубликованные в областной «Книге памяти», далеко неполные в силу многих причин. Я считаю, что в назидание нашему и будущим поколениям россиян не должно остаться ни одного не восстановленного и не реабилитированного имени жертв той страшной трагедии, одной из самых трагических и позорных страниц нашей истории, когда государство уничтожило тысячи своих граждан.

ВЫВОДЫ:

1. На территории, занятой современным Богородским районом, начиная со второй половины XVII века, было основано 10 сел, годом основания каждого из которых считается освящение первой церкви.
2. За три с половиной века существования церквей на богородской земле, в них сменилось несколько поколений священнослужителей, каждый из которых оставил свой след в истории района.
3. Среди богородских священников было немало незаурядных, талантливых людей, которые кроме своих непосредственных обязанностей, занимались еще и преподавательской, общественной, писательской деятельностью
4. Священники, будучи сами образованными людьми, считали важным дать образование своим детям. Из среды духовенства нашего района вышли выдающиеся ученые, художники, врачи, учителя, революционеры –народники.
5. В20-е – 30-е годы ХХ столетия в результате антирелигиозной политики Сов

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (2)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  1. Дмитрий Львов
    Дмитрий Львов Посетители 7 марта 2011 09:40
    Интересно было прочитать. Проделана большая работа по собиранию исторического материала. Думаю, этим и нужно было ограничиться. Дети - ренегаты в среде священнослужителей - факт,требующий совершенно иной оценки, нежели в выводах автора работы и ее научного руководителя. К сожалению, эта авторская позиция прослеживается и в самой статье.
  2. АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ
    АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ Гости 5 марта 2011 10:37
    Лаврентий Исидорович служил также в селе Закарье сначала причетником, а после священником.
    Он имел трех сыновей: Иоанна, Стефана и Федора и дочь.
    1. Иоанн Лаврентьевич служил диаконом в селе Поджорнове, а после в с.Пыже Вятской губ. Умер в семидесятых годах .
    Женат был на Очуговой и имел сыновей:Виктора,Василий,Федора и Александра, и дочерей Ольгу, Надежду и Феоктисту.
    1. Сын его Василий Иванович был псаломщиком в селе Николаеве Слободского уезда Вятской губ.
    Сведений о нем далее 1882 года не было. В 1957 году стало известно, что он имел сына Вениамина, который учися в Вятской гимназии, ее не кончил. Работал в городе Вятке, где и умер в 1940 году.
    2. Виктор Васильевич служил священником в с.Леме Глазовского уезда Вятской губ. Был женат на Фигуевой …Сведений о потомстве нет.
    3. Федор Иванович служил сначала учителем, потом урядниом в 1882 году в полиции г.Слободского. Был женат на Иесмеловой, сведений о потомстве нет.
    4. Александр Иванович служил в почтовом ведомстве. Сведений о женитьбе и потомстве не имелось в 1882 г.

    2. Стефан Лаврентьевич служил священником и благочинным в с. Богородском Нолинского уезда Вятской губ.
    Женат был на Вознесенской Екатерине Ивановне, они имели сыновей: Василий и Николай и дочерей: Александру, Ираиду и Ольгу.

    Федор Лаврентьевич, третий сын Лаврентия Исидоровича, сначала служил учителем приготовительного класса Вятской мужской гимназии, а после ликвидации этого класса стал работать Инспектором Народных училищ Вятской губ. Ни года его рождения, ни года смерти – не известны.
    Он был женат на Поповой Антинине Викторовне и имел дочерей: Антонину, Лидию, Зинаиду, Елену, Апполинарию и Зою, а также сына Валериана, и после 1882 г. сына Николая.
Мы в соцсетях
Войти через: