"БОРОДИНЦЫ" ВСТРЕТИЛИСЬ НА СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ (из архива сайта)
2013-07-01. В последний день июня 2013 года состоялась встреча жителей, наверное, одной из самых больших исчезнувших деревень Богородского района – Бородинцы, когда-то в ней насчитывалось 105 домов. Сбор жителей был назначен в селе Спасское, там же прошла официальная часть в местном Доме культуры. Для всех, кто приехал и пришёл в родные места выступили сельские артисты.
После торжественной части собравшиеся переехали на свою родину - в деревню Бородинцы. На словах трудно передать радость от встречи односельчан, какое душевное радостное настроение царило на этих просторах. Перед застольем, те жители, у кого были силы прошлись по своей деревне, с трудом находя то родное место, где когда - то им подарили жизнь! Посмотрите наш небольшой фоторепортаж.
Деревня Бородинцы (воспоминание)
Я родилась в этой деревне и почти всю свою жизнь прожила в ней, сейчас ее называют Бородинцы, а раньше она носила название Ходыревский починок, потому что там жили все Ходыревы, а потом фамилии стали меняться, поехали к нам зятевья, т.е. женихи невест. Как пришла революция, тогда переименовали. Верхний конец назвали Леденцы, а нижний – Бородинцы. Эти деревни делились огородами.
Были сделаны большие ворота, чтобы переходить из деревни в деревню. После войны всю деревню стали называть Бородинцами. Деревня была большая, более 105 дворов, была одна улица – по обе стороны дома. Направо была заложица, там было несколько домов. До 1936 года жили единолично, а после 1936 года образовался колхоз.
Каждой семье была отведена полоса в поле для обработки земли и получения Урожая. Эти полосы носили название «Поломские полосы», «Лклина». Пахали лошадьми, в день пахали по 100 га «Бакалдой» называли место из – за того, что посреди поля все время стояла лужа, никогда не высыхала.
Говорят, что в этой луже утонул купец. Леса также были разделены на участки, каждый следил за своим участком, каждый участок носил тоже свое название «Бородинская поскотина», «Березник», Починок.
Церкви в деревне не было. Была часовня, она была давно, была колокольня, там дежурили по летам целыми сутками, на случай возникновения пожара. В определенные дни люди собирались у часовни и молились богу. Туда привозили попа. Но больше ходили в церковь в Спасское.
15 мая по старому стилю был «Бородинский праздник», также «Веденьневская», она праздновалась после Пасхи на 40 день. Раньше в этот день работали, но потом был всеобщий выходной, Рассказывали, что все взрослые мужики и бабы уехали торговать в Богородское, а приехали оттуда, от деревни остались одни угли, старики и старухи.
Бородинцы справляли Заговенье, все собирались к нам, гуляли посреди деревни.
25 сентября по старому стилю праздновали Сергеевскую. К нам собирались на Заговенье, а мы в Ильин день ходили в Ложкино. Помню, когда деревня была разделена на две части, в праздник гуляют, гуляют, собираются у огорода и начинают драку. Дрались всем, что было в руках. Лога у нас тоже носили названия: Анкин лог, Остенихин лог, Первый лог, Второй лог. Дальний лог, Кабановский лог.
Поля тоже носили названия: Маленькое поле, Лобанское поле. Поле от Селиг, Кабановское поле, Паламовское поле. Дороги тоже носили названия: Прямая дорога, Кабановская дорога, из бородинец в Спасское дыла проложена дорожка Макаром. Ее называли Макаровой дорожкой.
У Николы Устинкова была маслобойка. За концом деревни была мельница - ветрянка. Реки у нас не было, был пруд. Ключик был в центре деревни. Угор звали Каменщик. В деревне были колодцы, у кого в ограде, у кого на улице. Были и с бадьей. Отдельные люди носили прозвища, например: Ефим – путик.
Деревня славилась молодежью. Всегда почти вся молодежь собиралась у нас в деревне. В прежние времена все делами руками: шили, пряли. У нас в деревне сеяли лен, убирали, обрабатывали. В деревне ремеслом никаким не занимались. У меня был дед, он торговал. Пек хлеб и продавал. Дед Марии Макаровны торговал дома семечками, сушками, конфетами.
У нас очень много держали овец, а котовалов своих не было, и к нам приезжали котовалы, выбирали, кому отдать катать валенки. Школа у нас в деревне была начальная, а позднее построили новую школу, а дальше ребятня училась в Спасской школе.
Она была расположена в 3 км от Бородинец. Ребят было много, потому что семьи были большие. У меня сестра замуж вышла в Галки, пришла в семью двенадцатой. Когда была революция в 1918 году, у нас в деревне стояли латыши, а в Порезе был штаб белых.
И как – то ходил один мужик, думали, что он белый, поймали его и убили, Похоронили прямо за деревней, так похоронили, что ноги голые были. В Бородинцах жили эвакуированные из Ленинграда.
В деревне жили русские. Раньше, помню, своих родителей звали так: отца – тятя, потом – папаша, потом – папой, маму – мамой, деда – дедко. Жизнь была тяжелая, радовались считанным копейкам. Помню отец у меня 12 рублей получил, сколько радости было, сколько можно купить, а сейчас утонули в деньгах.
Рассказ записан со слов Ходыревой Ефросиньи Ивановны, 1910 года рождения.
ссылка: Хроника исчезнувших деревень. История Спасских деревень