Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » ВОЕННОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА БЕЗДОРОЖЬЕ (из архива сайта)

ВОЕННОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА БЕЗДОРОЖЬЕ (из архива сайта)

24 январь 2022, Понедельник
8 442
8
Исторические хроники

Военное наступление на бездорожье

В 2013 году отмечается 25-летие с начала реализации государственной программы строительства и реконструкции автомобильных дорог нечерноземной зоны РСФСР в Кировской области. В далеком сейчас 1988-ом году был образован военный дорожно-строительный корпус, состоящий из четырех бригад, которые дислоцировались в Котельниче, Яранске, Зуевке и Кильмези. Объемы выполненных работ впечатляют: всего за пять лет было построено 2000 километров дорог с твердым покрытием. Сегодня о подобном область может только мечтать.

Дороги дороги, а бездорожье еще дороже

Проблема бездорожья в этот период, как говорится, назрела. Вот выдержка из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 февраля 1988 г. N 272: «…в нечерноземной зоне РСФСР потребность в дорогах общего пользования с усовершенствованными типами покрытий обеспечена только на 50%, а во внутрихозяйственных дорогах - на 6%. Не обеспечивается своевременный вывоз с полей сельскохозяйственной продукции, доля транспортных издержек в ее себестоимости достигает 40%, а прямые потери - 15 процентов…».

Суть народной пословицы «дороги дороги, а бездорожье еще дороже» богородчане постигли на собственном горьком опыте. Грунтовая дорога, разбитая автомобильным транспортом, весной и осенью отрезала наш район от окружающего мира. Основным сезонным транспортным средством являлся «господин трактор». Даже если он не вез людей и грузы, то «дежурил» в гиблых местах, вытаскивая увязшие по капот автомобили, автобусы.

Потери от бездорожья были немалые. К примеру, на доставке молока в колхозе имени Кирова в те годы было задействовано 3 трактора, в том числе один из них Т-150. Замена автомашины трактором МТЗ-50 в течение одного часа приносила добавочно затрат на 2 рубля 50 копеек (в ценах того времени). А несвоевременность доставки продукции, ее порча вели к прямым убыткам.

В районе бывали годы, когда, в основном из-за бездорожья, фонды минеральных удобрений выбирались только на 40-50%, а это - тысячи тонн недополученного зерна. Десятки тысяч рублей штрафов заплачено за простои вагонов и несвоевременный вывоз стройматериалов, топлива. Часть их вообще не дошла до района и была либо перераспределена, либо разворована.

 

Дорожные строители в военной форме

Воспоминаниями о том, как в наш район вводилось подразделение бригады, поделился Андрей Борисович Мокшин, бывший тогда молодым офицером (ныне - заведующий богородской хоккейной коробкой). В тот период Андрею Борисовичу было 27 лет, за плечами - 9 лет службы в различных воинских частях.

- Дорожно-строительная бригада была сформирована на базе Львовского учебного центра и состояла из четырех батальонов. В июне 1988 года военизированным эшелоном личный состав бригады и часть техники прибыли в г. Зуевку, где разместился главный штаб. Два батальона дислоцировались в Зуевском районе, по одному - в Богородском и Фаленском районах.

Какое первое впечатление от района? Сплошное бездорожье. Вместе с общим обмундированием всем военнослужащим сразу были выданы высокие резиновые сапоги.

- Грязь стояла непролазная, - вспоминает он. - Для примера, к столовой (времянке) пищу доставляли из варочного цеха на тракторе Т-150. Ни на чем другом было просто не проехать!

В первый год пребывания в Богородском районе военные строители осуществляли обустройство воинской части. В летний период жили в палаточном городке, который разместился рядом с территорией ветстанции. Работали, как говорится денно и нощно, уже к зиме были построены казармы, проведен водопровод, канализация, подключены котельные. Мыться солдаты ходили в общественную баню, стирать белье возили в Нолинский район.

В дальнейшем на территории воинской части были построены еще пять строений (для размещения командного пункта, штаба, взвода охраны, взвода материального обеспечения), а также столовая, медпункт, начато строительство клуба. Кстати, в части был создан вокально-инструментальный ансамбль, который радовал богородчан своими выступлениями.

В общей сложности территория части занимала около 5 гектаров. Рядом с ней всего за год выросла улица Советской Армии, где поселились семьи офицеров. Строительство жилых домов осуществляла Богородская межрайонная строительная организация (МСО).

Дорога стала прямее и короче

К строительству дорог военные приступили весной 1989 года. К этому времени было получено около 60 единиц техники, в их числе: 35 КАМАЗов, бензовозы, ЗИЛы, дизельные тракторы, тракторы Т-150 и «Кировец», краны КрАЗ, грейдеры, скреперы, асфальтоукладчик, дорожный каток.

Автомобильная рота осуществляла доставку щебня из г. Зуевки. Асфальт производили сами - силами воинской части был построен асфальтобетонный завод.

Первый асфальт был уложен на участке от здания Богородского райпо до автостанции. В общей сложности, за время пребывания на территории района, военными было построено 14 километров дороги с асфальтовым покрытием (в сторону города Зуевки до деревни Чирки). Это небольшое расстояние сейчас машины преодолевают за полчаса, а тогда ездили по 1,5 часа.

Следует отметить, что дорогу предстояло выпрямить – проложить абсолютно новый дорожный участок. Для этого, военнослужащими был спущен пруд, зеркало которого составляло 1-2 гектара, вырублена лесная просека, протяженностью около полукилометра. Объем работ был выполнен немалый, если учесть, что деревья солдаты пилили вручную, обыкновенной двуручной пилой. Срубленные деревья доставлялись в воинскую часть на пилораму.

Дорога стала короче, прямее, такой, какая она есть сейчас. В настоящее время она не в лучшем состоянии, но это уже свое дело сделало время и многолетнее недофинансирование на содержание дорог.

В 1992 году воинская часть была переведена в п. Магдачи (Амурская область). В течение полугода охрану военного городка осуществляли военнослужащие из зуевского батальона. Затем было принято решение о его передаче местным властям.

Стройбат - элитные войска

В общей сложности в части служили около 400 солдат, 40 офицеров и прапорщиков. Первым командиром батальона был майор Харкевич. Личный состав части был многонациональным. Служили узбеки, азербайджанцы, грузины, армяне, молдаване, белорусы, украинцы. Русских было не более 50 человек.

Андрей Борисович с улыбкой вспоминает, как во второй призыв в часть прибыли москвичи:

- Перед отправкой их напутствовали, что им «повезло - довелось служить в элитных войсках. Им доверена почетная миссия, осуществлять строительство дорог в Нечерноземье».
 
Вот намучились потом с ними… Они же требовали соответствующих - элитных условий службы.

Переплелись дороги, судьбы…

Много человеческих судеб переплелось во время дислоцирования в нашем районе воинской части. Немало военнослужащих, проходивших службу в этой части, нашли свою любовь, создали семьи. Кто-то остался в Богородском районе навсегда, просто потому, что «понравилось здесь».
 
Многие девчонки использовали предоставленный судьбой шанс уехать из глубинки в город - на родину избранника. Жизнь у всех сложилась по-разному, но это уже, как говорится, совсем другая история.

газета ЗАРЯ от 5 декабря 2013 года. Светлана МЕТЕЛЕВА.
 
 

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (8)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  1. Гость
    Гость Гости 28 февраля 2020 10:35
    ребенок неизвестного солдата  - да, отожгли наши мамы!
    -----------------------------
    Как это неизвестного солдата ?  Мама что не помнит кого любила ?
    В жди меня обратиться  срочно !
    ДНК -сдать и папика найти !
    Сказать ему ну - здрасте папачка ! 
    Спасибочки что я такая умная и красивая !
    А то что бросил ты подлец и отдавай пол царства !
    Он может Москвач  какой  папочка ?
    Я тут прочёл что после нас  Москвичи  прибыли !
    Ну они наверно службу завалили.
    Богородский гемафонт умножили !







  2. Гость
    Гость Гости 28 февраля 2020 10:17
    Сейчас 2020 г  
    Ребята местные расскажите  что сейчас ?
    Часть есть ещё или уже нету ?
    А что местные  жители ? Чем недовольны ?
    Мы приехали и работали и уехали по своим домам.
    Ребята остались и женились.
    Первый год нареканий небыло - все были довольны.
    А дальше незнаю - что с годами происходило - но догадываюсь.
    Очень много вопросов - прошло столько лет.

    Даа мы  в палатках жили и казармы строили из фанеры.
    Как вспомню  зиму там первую и единственную ! 
    - 45 утром бррррррр
    Главное не помёрзли ! Все живы были 1 зиму.
    Дороги строили - это да. 
    Помню приехали то летом пыль 20 см лежала 
    а в дожди весной такая каша машины встревали.
    А сейчас что тоже самое ?

    Расскажите что сейчас у вас  Богородчане ???

  3. ребенок неизвестного солдата
    ребенок неизвестного солдата Гости 7 декабря 2013 21:42
    да, отожгли наши мамы!
  4. Александр
    Александр Гости 7 декабря 2013 15:33
    Цитата: SerVal
      Не ужели асфальтом? Чудеса!

    Точно- АСФАЛЬТОМ-сам видел....
  5. SerVal
    SerVal Гости 6 декабря 2013 17:54
      Не ужели асфальтом? Чудеса!
  6. Александр
    Александр Гости 6 декабря 2013 15:17
    Да, тогда дорога в асфальтовом исполнении от Богородска до Верховойска была построена... Но если бы после этого хотя бы один килограмм асфальта был в эту дорогу положен.... recourse Ремонт этой асфальтовой дороги проводили так - засыпали ямы гравием или глиной, хотя асфальтовый завод в районе был... Хорошо хоть сейчас от Чирков в Верховойск начали ремонт дороги АСФАЛЬТОМ!!! fellow
  7. Водитель.
    Водитель. Гости 5 декабря 2013 15:14
    И сейчас ездим по полтора часа  до Чирков. Только зимой дорога более-менее. 
  8. Гражданин
    Гражданин Гости 5 декабря 2013 11:20
    "В 2013 году отмечается 25-летие с начала реализации государственной программы строительства и реконструкции автомобильных дорог нечерноземной зоны РСФСР в Кировской области." Как жаль, что это была очередная непродуманная разбазаривающая программа! И что от неё остались только дети! А дорог как не было, так и не построили.
Мы в соцсетях
Войти через: