Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37

ДУШИ ЗАВЕТНЫЙ УГОЛОК

30 май 2019, Четверг
2 559
3
У каждого человека есть самое дорогое место на Земле - где он родился.  Моя родина - деревня Чемерево Ухтымского сельского округа. «Здесь мое сердце и здесь мои корни». Здесь жило несколько поколений нашего рода, поэтому я с большим интересом пытаюсь воспроизвести свою родословную и историю родной деревни, где «мне посчастливилось родиться».

Известно, что заселение Ухтымской земли началось в 17 веке. Заимка Чемеревская, находившаяся в девяти километрах от села Ухтым, в начале 18 века насчитывала «5 душ мужского пола», трансформировалась затем в починок Чемеревской и деревню Чемерево.  В 1744 году население деревни составляло 13 человек мужского пола, в 1762 году – 28 человек обоего пола.

Подробнее о деревне читайте на портале РОДНАЯ ВЯТКА.

«Материалы по статистике Вятской губернии» за 1892 год свидетельствуют, что починок Чемеревский относился к Вятской губернии Глазовского уезда Тишинской волости Аленевского общества. В деревне было 23 двора, проживало 66 мужчин  и 53  женщины.  Жители деревни – русские. Первые поселенцы починка Чемеревский – Бортниковы и Зашихины.

До периода коллективизации крестьяне жили единоличным хозяйством. На одно хозяйство в среднем приходилось 17 десятин земли, 4 головы крупнорогатого скота, лошадь. По большим церковным праздникам крестьяне ходили в Ухтым, так как относились к Ухтымскому приходу, сначала - в деревянную церковь, а потом в каменную  Покровскую церковь, где и венчались, и детей крестили.

Деревня Чемерево стояла на пригорке. Дома располагались в один ряд, окнами на юг. За домами находились поля и огороды. Внизу протекала небольшая речушка Плоская, впадающая в Ухтымку. Между домами и рекой был выгон для лошадей, обнесенный изгородью вдоль всей деревни. Напротив каждого дома, ближе к реке, стояли бани.

Мельницы не было, молоть зерно ездили в соседнюю деревню Мусихи.

Дети из ближних деревень  (Чемерево, Зашихи, Черезы, Оленевка, Мусихи) учились в Зашихинской начальной школе, построенной  Нолинским земством в 1926 году. В сороковые годы в школе обучалось более ста  учеников.

Период коллективизации был одним из самых тяжелых в жизни деревни. Несмотря на недовольство людей, в апреле 1933 года в деревне Чемерево образовали  сельхозартель «Хлебороб», первым председателем которой стал Бортников Степан Кузьмич. В скором времени пять домов в середине деревни ликвидировались, потому что не все семьи хотели расставаться с единоличным хозяйством и вступать в колхоз,  поэтому покинули деревню. На месте пустующих домов  построили колхозную теплушку для проведения  собраний, склад и сушилку для зерна, овин для снопов, конюшню, дворы для общественного скота.

В 1935 году в деревне Чемерево появилась школа ликвидации неграмотности, где по вечерам мужчины и женщины при свете керосиновой лампы учились читать и писать. Так к 1939 году большинство жителей деревни читали и писали, а вся молодежь имела начальное образование.

В 1939 году в деревне Чемерево проживало 104 человека (45 мужчин и 59 женщин). Предвоенные годы были самыми плодотворными и урожайными в жизни деревни. Для ее жителей были организованы кинопередвижки, приезжали самодеятельные концертные бригады. Кино чаще всего показывали в деревне Мусихи, да и традиционно вечерки проводились там же, так как деревня была большая, сюда же приходила молодежь из соседних деревень.

В 50-е годы в деревне была организована колхозная пасека. Пчеловодом работал Бортников Владимир Прокопьевич. К октябрьским праздникам колхозникам давали мед на заработанные трудодни.

Казалось, после тяжелых военных лет счастливая жизнь только налаживалась, рождались и подрастали дети. Но в 60-е годы началось повсеместное сселение деревень, эта участь постигла и нашу деревню.  Ликвидацию деревни я называю «принудительным переселением народов», так как все, что делается из-под палки, не пойдет на пользу. Это проверено временем.  Построить бы дороги, новые фермы да пустить современную технику на поля. Но этого ничего не случилось, и в 1970 году деревня Чемерево, как и большинство деревень округа, прекратила свое существование.

Снова мне видится наша деревня на незабвенном крутом берегу.
Чем старше мы становимся, тем больше тянет к родным местам, тем явственнее представляешь и расположение домов, и своих соседей, и жителей всей деревни.

Река Плоская, в которой мы умудрялись купаться и даже ловить рыбу, сегодня кажется ручейком, берега которого сплошь заросли ивняком и ольхой. Угор, тянущийся вдоль всей деревни и ведущий к реке, с которого зимой мы катались на самодельных лодках, санках и лыжах, выглядит совсем не крутым и не длинным.

А некогда огромный лог в конце деревни сейчас кажется просто оврагом, заросшим непроходимым лесом. Зашихинские поля, раскинувшиеся за рекой, в детстве кажущиеся безграничными, уже давно  сплошь затянуты густым березняком.

С трудом можно отыскать бьющие из земли  ключи, куда мы в детстве ходили за родниковой водой и каждый раз удивлялись: откуда она появляется и почему в них вода такая прозрачная и никогда не заканчивается.

Летом ходили за земляникой на балинские угоры, так как там ягоды поспевали раньше, и очень боялись, чтобы нас не увидели жители соседней деревни.

В деревне был конный двор, и добрый десяток лошадей все лето паслись в выгоне. Обычно мальчишки, с разрешения конюха, ловили своих любимиц и давали девочкам проехать вдоль деревни, но не все девчонки решались прокатиться на лошади верхом без седла.

А играть в мяч летними вечерами выходила вся деревенская ребятня. Любимая игра - «прогоны». Делились без всякого спора на две команды, используя считалки, и гоняли мяч с одного конца деревни на другой. Босиком, в самосшитой одежонке…

На миг бы возвратиться мне в старый отчий дом.
«Это только сейчас стали мы понимать», что счастье - это когда чаще благодаришь судьбу, чем просишь у нее. С   возрастом все чаще приходят воспоминания о родителях, бабушке и дедушке и обо всем, из чего состояло наше детское счастье, наполненное любовью и радостью.

Мой дед Бортников Прокоп Михайлович - легендарный человек, участник трех войн: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В предвоенные годы он был председателем колхоза «Хлебороб». Бабушка Ирина Евдокимовна пользовалась особым уважением в округе.  Мне кажется, она умела делать все, при этом была очень скромной и терпеливой.

Будучи глубоко верующим человеком, обладая необыкновенным даром, унаследованным от своей матери, она лечила детей от испуга, заговаривала грыжу, принимала у женщин роды. В редкие на деревне праздники могла позволить себе отдохнуть, хотя  прекрасно пела. Я была подростком, но хорошо помню, как уже пожилые женщины, в престольный праздник Троицы, сидя на скамейке под окнами дома деда Прокопа, пели на несколько голосов протяжные русские народные песни. Слова этих песен не помню, но высокий голос бабушки слышу как сейчас.

«Чем дольше живем мы, тем годы короче…», тем больше дорожим самыми близкими людьми – своими родителями, потому что в них – наше начало.

Моих родителей объединяет многое: они потомственные крестьяне, уроженцы  Богородского района, представители некогда самой уважаемой профессии – механизаторы. Мои папа и мама – великие труженики. Нам, детям, во всем хотелось быть похожими на них. Только с позиции взрослого человека понимаешь и ценишь все то, что они дали мне и моим братьям, Анатолию и Алексею, Они, даже не подозревая об этом, подавали нам пример трудолюбия,  общительности и гуманного отношения к людям.

Мама моя, Екатерина Прокопьевна,  с достоинством переживала все невзгоды. В военные годы села за штурвал трактора, отдав этой неженской профессии двенадцать лет, а потом трудилась в колхозе «Имени Котовского».

Мой папа Алексей Филиппович- участник Великой Отечественной войны, умер очень рано, но каждый эпизод, связанный с ним, я и сейчас помню.     

Радости деревенской ребятни не было предела, когда мы впервые увидели автомашину-полуторку, на которой мой отец приехал в деревню. В 50-е годы он уже работал заместителем председателя колхоза и привозил в деревню  запасные части для тракторов, муку с мельницы, сбрую для лошадей. Вечером мы ждали на конце деревни, когда он поедет, или  бежали к мусихинскому мосту, чтобы прокатиться на машине.

Меня распирала  гордость за отца, что именно он управляет машиной. Папа вообще «дружил» с любой техникой. С 16 лет работал на колесном тракторе и комбайне, потом освоил автомашину, один из первых приобрел мотоцикл и пилу «Дружбу». Не помню, чтобы папа сидел без дела.

Остроумный, общительный, находчивый, он умел в нужную минуту прийти на помощь, поднять людям настроение, достойно выйти из любой ситуации.

Хочется, «как в кино, пленку перемотать» и ощутить «родного неба милый свет».  Наверное, поэтому мне  часто снится детство: бабушка, крестясь перед божницей,  читает молитву…,дед сосредоточенно отбивает косу…,  мама шьет, напевая что- то  нежно-грустное…., папа несет меня на руках… И  сердце  переполняет глубокое чувство благодарности своим родителям.

Искренне восхищаюсь необыкновенным трудолюбием, энергией  и настойчивостью предков. Все трудности, казалось бы непреодолимые, смогло пережить и выстоять героическое поколение наших родителей, выросших в труде и заботе о других, дать жизнь своим детям и достойно воспитать их, и позаботиться о своих родителях.

Память добрую о людях в самом сердце берегу.
Преломляясь через призму времени, и события, и люди, и даже окружающая нас природа родного уголка кажутся самыми  лучшими. Мне кажется, что в детстве и «было небо выше, были звезды ярче».

Уже давным-давно на месте деревни нет ни одного дома. Только кусты сирени, калины да чевечушника верно стерегут усадьбы своих хозяев.  И я, к счастью, «помню всех, кто рядом жил».

В нашей деревне нет такой семьи, которая бы не заслуживала внимания. Чтобы жить и растить детей, в каждой семье трудились от зари до зари, но, «на прадедевских стоя корнях, в жизни доли своей не корили».

Самая большая семья была у Зашихиных Андриана Зиновьевича и Елизаветы Андреевны. И дом у них был самый большой по тем меркам. В их семье росло шестеро детей, с ними жили и  их родители.

Жители д. Чемерево на сенокосе: Зашихина Зоя Егоровна, Зашихин Василий Сергеевич, Бортникова Лидия Ивановна, Сунцов Виктор Егорович, Бортникова Антонина Григорьевна, Сунцова Людмила Васильевна, Сементина Екатерина Прокопьевна, Черемискина Евдокия Федоровна с сыном Геннадием, фото 50-х лет.

Большинство мужчин – хорошие плотники: Зашихин Андриан Зиновьевич, Бортников Прокоп Михайлович, Бортников Григорий Кузьмич, Бортников Алексей Алексеевич, Зашихин Сергей Сергеевич, Зашихин Михаил Ефимович. Помню, как строили дома, организовывая «помочи». Приходили все желающие соседи и родственники: женщины аккуратно раскладывали заранее подготовленный  мох в пазы, а мужчины вручную укладывали бревна. Так  за день поднимали дом. Дома в деревне в основном были большие.

Труднее всего жилось вдовам и одиноким женщинам, их дома были покрыты соломой, бани были не у всех. Помню, к нам в баню ходили бабушка Алешиха и бабушка Яшиха.

В каждом доме стоял ткацкий стан, каждая женщина-хозяйка умела ткать и вязать. Ткали не только для своей семьи, но и на продажу. До сих пор бережно храню бабушкин домотканый сарафан и домотканое вышитое полотенце.

Многие женщины шили одежду и для своей семьи и на заказ: Зашихина Анна Васильевна, Сементина Екатерина Прокопьевна, Бортникова Ольга Ивановна, Вепрева Афонасья Ивановна.

Пчелы  поначалу были только у Вепрева Степана Терентьевича.  Когда он качал мед, всегда угощал деревенских ребятишек. Позднее стали заниматься пчеловодством  Бортниковы Владимир Прокопьевич и Прокоп Михайлович.

В нашей деревне был и свой пимокат. Катать валенки мы отдавали только  Алексею Андреевичу Бортникову. Дед говорил, что «у него самая удобная и лучшая колодка в округе, подошвы у валенок получались толстые, ноские, а голенища - мягкие, по ноге». Я много раз бывала у наших соседей дома и видела, какое напряжение и усердие требовалось  для того, чтобы скатать валенки. А Алексей Андреевич, спокойный и терпеливый, мог безукоризненно выполнять эту работу. Главе семьи помогали и жена, и четыре порастающих сына.

Отсюда шли на фронт.
С особым чувством благодарности хочется говорить о жителях деревни Чемерево, участниках Великой Отечественной войны. Это  Бортников Прокоп Михайлович, его старший сын Михаил Прокопьевич, Бортников Павел Ионович, Бортников Семен Моисеевич,  Сементин Алексей Филиппович, Зашихин Андрей Зиновьевич. Зашихин Андрон Зиновьевич, Зашихин Василий Сергеевич, Зашихин Николай Михайлович, Зашихина Евгения Степановна. Прошли через горнило войны супруги Бортниковы: Алексей Андреевич и  Антонина Григорьевна,

Погибли в боях за Родину: Бортников Алексей Алексеевич, Бортников Николай Николаевич, братья Зашихины:  Сергей Сергеевич и  Степан Сергеевич.

В оборонительных работах участвовала Вепрева Антонина Степановна, выполняя тяжелейшую работу по сооружению окопов, а после войны несколько лет  работала трактористкой.

Бортникова Варвара Степановна, после гибели на войне мужа, достойно воспитывала детей: Зою и Виктора, дав им среднее образование.

Особое внимание заслуживают женщины, которые добровольно, закончив краткосрочные курсы трактористов, заменяя ушедших на фронт мужчин, сели на трактора и комбайны и работали трактористками не только в военные годы, но и десяток лет после войны.

Это Сементина Екатерина Прокопьевна и Бортникова Анфиса Дмитриевна. Они ежедневно пешком ходили в Ухтымскую МТС ремонтировать трактора, готовить технику к посевной. За запчастями ходили пешком в Зуевку и на себе несли обратно железные тяжелые детали.

Нельзя без восхищения говорить и о Пелагее Евсеевне Бортниковой, потерявшей на войне единственного сына Николая Николаевича. Ее сноха Анфиса Дмитриевна после войны вышла замуж и переехала жить в с.Ухтым. Пелагея Евсеевна к каждому празднику носила гостинцы детям Анфисы Дмитриевны, до конца жизни считая ее своей снохой. Пелагея Евсеевна - добрейшей души человек, она и прозвище имела соответствующее – «Пелагея-матушка», потому  что, обращаясь к любому человеку, она добавляла слово «матушка». Долгое время Пелагея Евсеевна кормила на дому бригаду трактористов, оказывая всем заботу и внимание.

Семья Зашихиных Николая Михайловича и Зои Егоровны - пример трудолюбия и скромности. Их уважительное отношение ко всем, невольно заставляло и к ним относится с большим уважением. Николай Михайлович  награжден орденом маршала Жукова, медалями: «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Уголок святой России – поколений многих связь.
От мысли, что из таких маленьких починков, какой была  деревня Чемерево, начиналась великая Россия, испытываю чувство гордости.

Хоть «годы птицей пролетели», и от деревни не осталось ни кола ни двора, я каждый год бываю на месте деревни, на родной усадьбе, чтобы подышать «воздухом родимого гнезда», обнять вековую березу (она помнит всех моих родных и близких), поклониться местам, где родились и выросли, вновь вернуться к самой важной мысли: «Отец и мама – свято это…».

Ведь с  годами все чаще видится «дом родной в краю чудесном», где навсегда остались духовные и сердечные корни. И неудивительно, что встреча с местом, «где я появилась на свет» и росла, «душу затронув струной сокровенной», порой вызывает слезы. И «сердцу родной уголок»  остается узнаваемым.

Еще не заросла лесом деревенская улица, еще кое-где сохранились остатки упавшей изгороди, которую с любовью и надеждой на лучшее будущее строили наши деды. Только прежними, чуть постаревшими, кажутся вековые березы, с любовью посаженные предками напротив своего дома более ста лет назад. И «не сотрут из памяти деревню наши годы…»

Сегодня в селе Ухтым живет пять уроженцев деревни Чемерево. Мы дорожим чувством благодарности месту, где родились и росли, и «до конца сохраним в сердце своем этот край».

Н. Самарина, с. Ухтым

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (3)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  1. Зашихин В. А.
    Зашихин В. А. Гости 19 марта 2020 19:28
    Уважаемая Нина Алексеевна! Возьмите меня летом, я хочу посетить родину моего отца и моих предков - деревню Зашихи. 
  2. Попова Любовь Ивановна
    Попова Любовь Ивановна Гости 19 марта 2020 15:50
    Здравствуйте! Нет вашего имени, но вы пишите о дорогих и близких мне людях. Я готовлю сейчас материал о близких, переживших войну. Читаю вашу замечательнейшую статью, вижу знакомые имена. Мой дедушка Бортников Степан Кузьмич, Варвара - его дочь. Там обозначено имя Алексей Алексеевич Бортников, плотник Это не муж моей тёти Вари? Мы ничего о нём не знаем, он пропал без вести. Про Прокопа, видимо, вашего отца дедушка и т. Варя часто говорили  Про деда тоже не всё знаю,мне интересно воевал ли он на Первой Мировой и Второй Японской? В 1941 году он не призывался, был уже стар. Не уверена что получу ответ, но за информацию, которую опубликовали уже спасибо.
    1. Bogorodskoe43.ru
      Bogorodskoe43.ru Администраторы 19 марта 2020 16:23
      Любовь Ивановна, автора статьи зовут Самарина Нина Алексеевна. Информацию ей я передал. Могу предоставить телефон. Свяжитесь со мной chumovka@yandex.ru
      Почта для обратной связи: chumovka@yandex.ru
Мы в соцсетях
Войти через: