ПРИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ЗАВОЕВАЛА ШКОЛА СЕЛА ОШЛАНЬ
Второй выпуск сборника «Любить призвание своё: В.А. Сухомлинский», составленный по итогам III областной педагогической конференции, проходившей осенью 2020 года на базе школы с. Ошлань, стал лауреатом Международного конкурса на приз «Золотой компас», организованного международной академией детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова (г. Москва).
Подготовка сборника к изданию осуществлялась при участии Министерства образования Кировской области, Института развития образования Кировской области и государственной школы с. Ошлань.
В состав редколлегии вошли: Н.В. Соколова, кандидат педагогических наук, ректор Института развития образования Кировской области; М.Ф. Со-ловьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления в образовании Института развития образования Кировской области; В.А. Зашихин, директор средней школы с. Ошлань, заслуженный учитель РФ; Г.А. Русских, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.
Учебно-методическое пособие представляет собой практический опыт учителей Кировской области по освоению идей выдающегося педагога-новатора, ученого и практика В.А. Сухомлинского, включает в себя 40 работ. Среди авторов педагоги школы с. Ошлань – В.А. Зашихин, Р.В. Цепелева, Т.В. Бердникова, Н.А. Чижова, Н.А. Анисимова, а также ветеран педагогиче-ского труда Богородской средней школы Л.А. Меринова.
Искренне поздравляем коллектив школы с. Ошлань с заслуженной победой, желаем дальнейших успехов в научно-педагогической и просветитель-ской деятельности, в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Светлана Метелёва.
Любить призвание свое: В.А. Сухомлинский.
25 октября 2020 года состоялась заочная областная научно-практическая конференция работников образования «Любить призвание свое: В.А. Сухомлинский», посвященная памяти выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского. Организаторами мероприятия выступили КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» и КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района.Всего же проведено три конференции такого уровня, на которых опытом своей работы делились ученые, руководители образовательных учреждений, учителя, психологи и вожатые.
По материалам конференции 2020 года выпущен второй сборник «Любить призвание свое: В.А. Сухомлинский», в котором 41 автор представил свой опыт работы.
Первая глава сборника «Система В. А. Сухомлинского и современная школа»раскрывает актуальность педагогических учений В.А. Сухомлинского в 21 веке. Иванова Е. Л., к.п.н. КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» отмечает, что, несмотря на все технические преобразования, информатизацию, виртуальную открытость, нужно вернуться к традиционным принципам воспитания и помнить, что «ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Перечитывая книгу В. А. Сухомлинского «Письма к сыну», Зашихин В. А., директор средней школа с. Ошлань Богородского района, заслуженный учитель РФ, предлагает использовать содержание писем В.А. Сухомлинского для конструирования уважительного диалога классного руководителя с родителями и учениками. Важно помнить, что «самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь…». И вот уже рождается урок развития речи «Испытание на человечность». Таким опытом поделилась с коллегами Шиляева Е. Г., учитель русского языка и литературыг. Кирово-Чепецка.
«Как состояться учителю в малокомплектной школе, как развиваться и двигаться вперёд вместе со своими учениками?» - размышляет Цепелева Р. В., учитель изобразительного искусства с. Ошлань Богородского района.
Меринова Л. А., учитель начальных классов Богородской средней школы, представила интересный опыт реализации идей В.А. Сухомлинского в практике работы учителей начальной школы. «Детство наших детей – это калейдоскоп цветных снов, радостных событий». Ребенок, поступающий в школу, нацелен на успешность, радость и счастье. Задача учителя не отнять, не разрушитьдетскую надежду на успех.
Ногтева С. В., учитель биологиипгт. Демьяново Подосиновскогорайона, описывает в своей статье применение кейс-метода, главное предназначение которого - выявлятьпроблемы и находить пути их решения, используя различные источники информации. Такое разумное сочетание традиционных и интерактивных технологий обучения помогает достичь наибольшего эффекта в сотворчестве ученика и учителя.
Безусловно, одних уроков недостаточно, чтобы реализовать все требования ФГОС, поэтому на помощь учителю приходит внеурочная деятельность. Именно этой теме посвящена вторая глава «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовании школьников». Суть такой интеграции раскрывает Бакина Н. Г., заместитель директора по ВРАНОО «Петербургский лицей» г. Кирова.
Кроме того, в данной главе читатель может познакомиться с программой «Классный час в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников», разработанной Вовк Г. А., учителем начальных классов г. Кирова;с авторской программой «Комплексное художественное образование в духовно-нравственном развитии обучающихся» Чуриной Л. А., к.п.н., учителя русского языка и литературыд. Стулово Слободского района.
Сочетание в педагогической практике занятий спортом и туристско-краеведческой деятельности, развитие экологического туризма–все эти авторские находки наших педагогов, описанные в сборнике, полностью соответствуют идеям великого Сухомлинского, так как он считал природу главным источником всестороннего развития ребёнка.
Для учителей-практиков, несомненно, будет интересна система уроков и внеурочных занятий с использованием приемов технологии критического мышления, представленная Чижовой Н. А., заслуженным учителем РФ, учителем русского языка и литературы с. Ошлань Богородского района. В своей статье она описывает, как развитие творческих способностей детей происходит во взаимосвязи в разных сферах деятельности: на уроке, при подготовке домашних заданий, во внеклассной работе.
В. Сухомлинский писал, что «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, музыки, творчества. Без этого он засушенный цветок». В связи с этим актуален опыт педагогов Кировской области поразработке уроков в технологии педагогической мастерской, организации практической деятельности школьников на уроке, создании летнего практикума «Мы – вдумчивые читатели», проведении летнего марафона, как досугового мероприятия для школьников.
В третьей главе книги представлены оригинальные находки использования электронных образовательных ресурсов а школьной практике. Русских Г. А, к.п.н., доцент, залуженный учитель РФ, знакомит читателей с методическими основами дистанционного урока. Анализируя положительный опыт учителей предметников, она отмечает, что дистанционное обучение в нашей стране находиться на новом уровне развития и играет важную роль в системе развивающего обучения.
«Воспитание нравственной ответственности подростка» - ещё одна глава и важнейшая из тем, затронутая на конференции, посвящённой памяти В. А. Сухомлинского. Известна цитата великого педагога, где он отмечает, что «ребёнок должен быть не только школьником, а прежде всего ЧЕЛОВЕКОМ с многогранными интересами, потребностями, стремлениями».
Но как добраться до глубины сердца ребенка? Как сделать, чтобы дорогие нам идеи и идеалы стали его идеалами и идеями? Как привить ему нормы, правила отношений между людьми и отношение к обществу? Ответы на эти и другие актуальные вопросы воспитания искали учителя методического объединение классных руководителей под руководством Мохиной Е. Д, заместитель директора по ВР КОГОБУ «Средняя школа пгт Подосиновец».
И снова видим на страницах сборника бесценный опыт вятских учителей: «Осмысление учащимися общечеловеческих ценностей через педагогическую поддержку», «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами проектной деятельности», «Методическая разработка классного часа «О героях»», «Историко-литературный лагерь «У Лукоморья», «Исследовательская деятельность - средство развитияобщечеловеческих ценностей у юных исследователей», «Воспитание экологической культуры младших школьников», «Агитбригада - средство воспитания нравственности подростка».
И это отнюдь не простое перечисление тем. За каждым таким названием стоит огромный труд и система работы учителя. Профессию учителя В. Сухомлинский определяет как "человековедение", подчёркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нём что-то новое.
Эпиграфом к пятой главе сборника под названием «Решение современных проблем семейного воспитания» могут стать слова В. Сухомлинского о том, что «воспитание детей надо начинать именно с родителей». Это он первый заговорил о родительских университетах. Учителя и по сей день следуют его мудрым советам.
Рычкова О. С., учитель биологии и географииг. Кирова, основываясь на принципах В. А. Сухомлинского, описывает суть понятия «ответственное родительство». Попова О. А., учитель русского языка и литературы г. Лузы, рассказывает в своей статье об использовании ИКТ в работе с родителями. «В современных условиях, - пишет она, - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд воспитателя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать любую деятельность, увеличить эффективность воспитательного процесса». Кассихина Е. В., учитель иностранного языка с. Архангельское Немского района, показывает образец социально-педагогического партнерства на основе программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся «Вместе». Это совместная работа школы с. Ильинское и церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В.А.Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Он призывал педагогов быть чуткими и внимательными к проблемам ребёнка и «видеть человека в процессе его становления». Поэтому логическим завершением сборника «Любить призвание свое: В.А. Сухомлинский» явилась глава «Профессиональная ориентация обучающихся в системе воспитания современной школы».
В этой связи заслуживает внимания опыт Морозовой О. А., учителя географии г. Кирова, где она показывает свой предмет, как важнейший мировоззренческий предмет в школьном образовании, объединяющий триаду «Природа – человек – хозяйство». Такое сочетание содержания в умелых руках профессионала помогает в процессе обучения вести профориентационную работу со школьниками по основным направлениям, таким как естественнонаучное, социально-экономическое, психолого-педагогическое, медико–биологическое, обеспечивая возможность правильного выбора будущей профессии. О важности и результативности психологического сопровождения профориентации школьников описано в статье педагога-психолога из г. Вятские Поляны Соловьевой Э. Р.
Мурина Н. Г., учитель начальных классов г. Кирово-Чепецка, делится с коллегами своим опытом по реализации проекта «У меня растут года…». Чтобы ребенок осознанно нашёл свой путь во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, поэтому начинать профориентационную работу с детьми нужно как можно раньше.
Перечитывая наследие великих педагогов прошлого, нельзя не восхищаться их мудростью, прозорливостью, искусством оставаться современными для любой эпохи. «Учитель всегда окружён детьми, и поэтому он всегда молод душой. И, конечно же, настоящий Учитель бессмертен, ибо его мысли и дела продолжают жить в учениках.
Я – Учитель! И этим я горжусь! Горжусь профессией своей!» - это строки из моего эссе и призыв к молодому поколению, которому ещё предстоит выбрать свою жизненную дорогу.
Лапшина Елена Александровна,
учитель начальных классов КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска,
Почётный работник общего образования РФ
Обсудить
Читайте также:
26 февраль 2021, Пятница
ШКОЛА С. ОШЛАНЬ – ПОБЕДИТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ГУМАНИТАРНАЯ КНИГА - 2020»
Комментарии (6)