Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37

МЕДАЛЬ ЗА ЧЕРНОБЫЛЬ

21 май 2021, Пятница
1 087
0
26 апреля 1986 года земля вздрогнула от взрыва на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Восемь тонн радиоактивного топлива реактора оказались в воздухе. По мощности радиоактивного загрязнения окружающей среды Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму.

Из Кировской области, в том числе и Богородского района, на ликвидацию последствий невиданной катастрофы направлены 3624 человек. Их, закрывших собой «амбразуру» смертоносного реактора, как и солдат Победы, с каждым годом становится всё меньше.

На территории Богородского района в настоящее время проживает три ликвидатора аварии на ЧАЭС. Алексей Алексеевич Сементин (с. Ухтым) и Михаил Геннадьевич Чувашов (п. Богородское) были призваны в должности трактористов-бульдозеристов. Анатолий Викторович Исупов (д. Туманы) призван в должности химика-дегазатора.

МЫ ЗНАЛИ, ДЛЯ ЧЕГО И КУДА ШЛИ
Михаил Геннадьевич Чувашов не считает подвигом своё участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, говорит: «Я - военнообязанный. Призвали - выполнил!».

Районным военкоматом он был призван в январе 1988 года. На тот момент ему был 31 год, работал механизатором в Богородской ПМК-6.
- Повестки тогда получили десять человек. После прохождения район-ной медкомиссии отсеялись шестеро, после прохождения областной медкомиссии – ещё двое. В Челябинской области, на сборном пункте «отсеян» ещё один. Так что в тот призыв из Богородского района на работу в Зону отчуждения прибыл только я, - вспоминает Михаил Геннадьевич.

Путь в Чернобыль лежал через Киев, здесь был сформирован батальон (Уральско-Приволжский военный округ) из резервников Кировской, Пермской, Свердловской, Челябинской и Тюменской областей; эшелоном отправлен к месту дислокации воинской части.

ЧТО ДЕЛАЛИ НА МЕСТЕ АВАРИИ?
Расчищали территорию, покрытую радиоактивными кусками разорвавшего реактора и радиационной пылью.
Мыли технику - смывали с неё радиоактивные частицы специальным раствором, снижая тем самым уровень радиации до безопасного.
Если техника после дезактивации продолжала «светиться» её отправляли в могильник - сталкивали бульдозерами в карьер и засыпали грунтом, щебнем.

Самым вредоносным был радиоактивный графит, который во время взрыва реактора разбросало в большом радиусе. Снизить радиационный фон, исходящий от графита, можно было, только похоронив его в специальном контейнере, залив цементом и свинцом.

КАКАЯ У ЛИКВИДАТОРОВ БЫЛА ЗАЩИТА ОТ РАДИАЦИИ?
Особой защиты не было – обычный общевойсковой костюм, такой же, какой носили в армии солдаты - «срочники».
При необходимости надевали противогаз, но в основном органы дыхания защищали только маски – «Лепестки».
По приезду в часть всем были выданы дозиметры, для измерения доз радиации, но они были больше для проформы, нежели для измерения рентген. Нахождение в радиационной зоне измерялось, как правило, минутами. Работать в «грязной зоне» разрешалось всего несколько минут.

Довелось наблюдать мутацию – чернобыльские собаки имели человеческие глаза, у них были зрачки как у людей. Это - жутко.

КАКОЙ НАСТРОЙ БЫЛ У ЛЮДЕЙ?
Настрой - боевой! Мы знали для чего, куда шли и точно - не из под палки. Все болели за общее дело. Это было советское время, людьми двигало сильно развитое чувство долга. Если не мы, то кто?!

КАК ДОЛГО БЫЛИ В ЧЕРНОБЫЛЕ?
В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС участвовал 3,5 месяца. Хотя получил повестку на 180 суток. Но так долго находиться на объекте
нельзя.

Заступился за наш призыв, настоял через военную прокуратуру на дембеле после трёх месяцев работы в Чернобыле, командир роты - мой земляк (был призван из Днепропетровска, но родом из Кировской области).

Что скрывать, работа в радиационной зоне не прошла бесследно для здоровья. И онкология не обошла стороной, и щитовидка плохо работает, и давление очень низкое…
Если первоначально к чернобыльцам относились, как к участникам войны - была предусмотрена диспансеризация в районной поликлинике и областном госпитале, льготные лекарства, то сейчас забота государства сошла «на нет». Льготное лекарственное обеспечение, обещанное после работ на ЧАЭС, постепенно отменили.

За работу в опасной зоне Михаил Геннадьевич Чувашов награжден медалью СССР «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС».
К ней и к юбилейной медали, полученной впоследствии, он относится не как к награде, а как к памяти о тех событиях. Ведь чернобыльская катастрофа не кончилась, она продолжается - чтобы загрязненная территория очистилась, нужны сотни, тысячи лет. Источник.
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: