Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » ДЕРЕВНЯ СЫТЕНИ (КАЛАБИНСКАЯ) ГЛАЗОВСКОГО УЕЗДА (в настоящее время есть улица в селе УХТЫМ)

ДЕРЕВНЯ СЫТЕНИ (КАЛАБИНСКАЯ) ГЛАЗОВСКОГО УЕЗДА (в настоящее время есть улица в селе УХТЫМ)

14 июнь 2021, Понедельник
1 804
0
Середина 17 века и особенно его вторая половина для восточной части Вятских земель были временем интенсивного заселения русскими вольными крестьянами.

Прежде заселение восточных вятских земель проходило в основном за счёт образования монастырей, таких, как Верхнечепецкий (1607 год), Усть-Святицкий (1645), но крестьяне неохотно шли следом за ними в монастырскую кабалу. Чтобы быстрее освоить земли и получить выгоду от этого, царское правительство прибегало к вольно-крестьянскому заселению.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Михей Обухов из Чепецкого стана, был старейшиной переселенцев на восток, в земли по реке Ошланке, верховьям Вои и Лобани по границе с Казанским уездом. Прошение, поданное Михеем царю Михаилу Романову в 1637 г., именовалось «От Михея Обухова и 72 его товарищи» и содержало просьбу о разрешении занимать безлюдные земли.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Царь предписал вятскому наместнику: «В Вятском уезде, на новом месте, на Ошлане реке под пашни и под сенные покосы землю отдать под оброк», «лес расчищать и дворами селиться».
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Если по переписи 1646 года на реке Ошланке не числилось людей, то на 1678 год в диком лесу оказалась целая Ошланская волость, состоящая из 18 деревень и починков с 99 дворами и населением 232 человека.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Первое русское поселение на территории Олшанской волости (ныне Богородский райнон) возникло в 1664 году - это село Ошлань. Вслед за ним были основаны в 1678 году - село Рождественское (Лапугино), в 1701 - село Богородское (Талоключинское), а в 1703 - село Ухтым, давшее основание Ухтымской волости.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

От Ухтыма отселился починок Калабинской (в последующем деревня Ситени). В 1710 году перепись фиксирует 2 двора «Во дворе Яким Федоров сын Обухов 35 лет у него жена. Вышел он с Чепецкого оброчного стану из деревни Пихтовской тому с 20 лет … у него ж живут срочные работники Яков Трифанов сын Мальцов 25 лет у него жена. Вышел с Чепецкого оброчного стану из деревни Максаковской тому 10 лет... Федор Сидоров сын Калабин 60 лет у него дети Елфим 30 лет, Григорей 20 лет, Ермолай 10 лет, а преж сего жил Филиповской волости в розных деревнях и кормился миром».
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Перепись 1722 года (1 ревизия) показала, что в починке Калабинском было уже 5 дворов, в которых проживало 15 душ мужского пола (женщин тогда не переписывали). Преобладали фамилии Калабин - 5 душ и Хозякин - 5 душ.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Сколько ни малодоходным было земледелие, оно все же было главным занятием для крестьян Калабинского починка. Техника обработки полей была крайне низкой, дедовской - соха и деревянная борона. Одной из культур, возделываемых калабинскими крестьянами, стал лен.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Крестьянин Василий Возженников изобрел льномялку, намного облегчившую переработку льнотресты на волокно, а с отменой в 1861 году крепостного права в Ухтымскую волость усилился приток свободных переселенцев - рабочих рук для предприимчивых калабинцев.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Одежда, сшитая из льняной мануфактуры, пользовалась спросом у крестьян. Она одевалась ими только по праздникам, в будни же основная одежда была из домотканого холста.

Уплата государственных налогов заставляла калабинцев втягиваться в торговлю. С каждым годом они должны были увеличивать продажи хлеба, мяса, масла, шерсти, яиц, но самой выгодной культурой был лен и его продукция - льносемя и льноволокно.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Сперва мерой, поощрительной к обработке крестьянами семян льна, устанавливалось, что часть волокна отдавалась им на личные нужды - переработку на холст или продажу. Общесемейная доля льна продавалась для покупки телег, сох, борон и найма батраков.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Возрастающая продажа продукции земледелия порождала кулацкую часть крестьян - прослойку купцов и мелких торговцев.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

В 1859 году починок Калабинский уже именовался деревней Сытени и состоял уже из 9 дворов и 103 жителей. Сытенские крестьяне считались весьма зажиточными. Волостное население с иронией называло их «шебенькалами». Но наряду с «шебенькалами» в их среде появляются и богатые «тузы», такие, как Суслопаровы, Желнины, которые вели торговлю уже на десятки и сотни тысяч рублей.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

К 1905 году в Сытенях насчитывалось уже 18 дворов, хотя жителей числилось всего 110. Это показывает, что большинство жителей Сытеней имели свои дворы.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Отсутствие поблизости железной дороги и речной пристани и отдаленности городов на 60 - 100 километров породили широко распространенное занятие крестьян извозом. Из редкой деревни крестьяне не ездили в извоз по отправке хлеба и мануфактуры на пристань Медведок, в Вятку, Глазов, а то и в более дальние города Казань, Пермь.
Деревня Сытени (Калабинская) Глазовского уезда Вятской губернии, 1913 год

Приход в 1918 году советской власти крестьяне не сразу заметили, зато очень заметили коллективизацию. Большинство сытенцев единоличничали и попадали в разряд кулаков, а после антисоветской агитации, поразившей Богородский район в начале 30-х годов, и вовсе были вычищены.
Объявление, которое расклеивали в Богородском районе, 1931 год

Оставшиеся все ж таки образовали колхоз «Новый путь», который просуществовал полвека.

Вспоминает Зинаида Варанкина, доярка: "Стали колхозы организовывать. Кинулись организовывать, которые лодыри были. Ходили в лаптях, в портянках. Они не то, что до зернышка выгребли, а даже одежду отобрали.
Я как-то у мамы спрашивала: «Мама, раньше вы пряли, ткали, а где у тебя сарафан?». У нее слезы покатились по лицу и говорит: «Все отобрали. Даже валенки, шубы, даже варежки утащили и на наших глазах носят».

Ныне деревни Сытени (бывш. Калабинской) больше не существует... ИСТОЧНИК.

Автор материала ОЛЕГ СИТНИКОВ.
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: