Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » «ХОЧУ ВЕРНУТЬСЯ В ЭТОТ ДИВНЫЙ СОН, ГДЕ ДОБРОТЕ УЧИЛ НАС ВСЕХ УЧИТЕЛЬ.»

«ХОЧУ ВЕРНУТЬСЯ В ЭТОТ ДИВНЫЙ СОН, ГДЕ ДОБРОТЕ УЧИЛ НАС ВСЕХ УЧИТЕЛЬ.»

04 октябрь 2021, Понедельник
752
0
«Остановите время, я сойду
На станции уставший и помятый.
Вы спросите: В каком году?
Конечно же, в родных семидесятых.»

Как созвучны эти строки Александра Хасанова моему поколению. На пороге июнь 1971 года, выпускной нашего замечательного класса Техникумской средней школы Оричевского района Кировской области. Сегодня 2021 год - пятьдесят лет самой лучшей, самой любимой учительской жизни за плечами.

Листает золотом сентябрь деньки, очередное яркое, теплое, насыщенное событиями лето прожито. За окном моросит дождик, воспоминания плывут через мою душу, цепляясь за память, как облака за вершины корабельных сосен. Вот так же смотрела я, шестиклассница, на пожелтевшие берёзки, на моросящий дождь из окна нашего дома. Ждала маму-учительницу с уроков.  Всё моё детство, и, получилось так, что вся моя жизнь, связаны со школой.



«Всё заберите - шмотки, телефон
И интернет навеки отключите.
Хочу вернуться в этот дивный сон,
Где доброте учил нас всех учитель.»


Первая учительница биологии, Нина Петровна Симахина, пробудила во мне любовь к биологии, в особенности - к нашей прекрасной природе.Ботаника подразумевала зарисовку разноцветных лепестков, тычинок и пестиковизумительной формы. 

Впоследствии именно этот приём, я использовала на своих уроках.Летом я консервировала цветы разных семейств растений, а зимой, на лабораторной работе, мои подопечные рассматривали их и рисовали цветными карандашами в своих тетрадях. Именно цветными карандашами, позволяющими передать истинный цвет венчиков и плодов.

Когда встал вопрос о выборе профессии ивыборе места учёбы, я остановилась на агрономическом факультете КСХИ, а затем окончила КГПИ им. Ленина. Так я стала учителем биологии с отличными агрономическим и педагогическим образованиями.

Цепко в моей памяти сидят спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, легкоатлетические районные забеги. Лыжная трасса по чарующему лесу, а впереди -идёт к финишу любимая учительница физкультуры Ладыгина Тамара Александровна. Строга, но справедлива.

Какой азарт забирал нас в спортзале! Наш - десятый, соперник - девятый, боролись за баскетбольный мяч. В десятом училась я, а в девятом - мой брат Алексей.Турниры проходили по вечерам. Вся школа гудела! Как мы сражались, как это было здорово! Вспоминая баталии, я удивляюсь: мы учились на 4 и 5, по вечерам соревнования, школьные вечера по пятницам, комсомольские рейды, собрания, политинформации - и всё успевали! Жизнь кипела!



«Остановите время там, где в бочках квас,
Где хлеб ржаной и спички по копейке,
И озорной наш, самый лучший класс,
Где не зазорно было выйти в телогрейке.»

Воспоминания плывут дальше, вот он, наш самый лучший класс и классный руководитель Шастин Николай Васильевич, тогда ему было чуть за тридцать, сейчас - 87. Учитель физики, настоящий «Кулибин». Мы с ним все пятьдесят лет дружим и встречаемся. Накануне этого первого сентября он был у нас в гостях, в Таранках. Мой классный – Николай Васильевич, такой же энергичный, с кладезью юмора и багажом воспоминаний.


Учитель, для которого я хочу быть только Мариной, а не Мариной Павловной. В те времена создать кабинет физики было непросто, вспомните семидесятые: громоздкий киноаппарат,в который надо было ухитриться заправитькиноплёнку, фильмоскопы, проигрыватели марки «Юность 301» со звуковыми, часто тупящимися, иголками, виниловые пластинки. Наш кабинет физики был чудом техники, чудом творения рук Николая Васильевича.

Как сейчас вижу перед собой: длинный, от стены до стены, демонстрационный стол. Николай Васильевич нажимает кнопку… и шторы медленно начинают двигаться и стыкуются посредине стены. Ещё нажатие - и медленно, важно опускается громоздкий киноаппарат. Снова кнопка: заиграла пластинка.

Особый поклон радиорубке в нашем физическом классе. Вечера и концерты проходили в спортзале, он стоял и до сих пор стоит отдельно. Высокий, с большими сетчатыми окнами. А у нас юность, взаимные симпатии мальчиков и девочек, мы сидим в радиорубке, включаем любимые песни.

Сердечко замирает:от смущённого взгляда, от несмелых слов.А потом с подружками: - а он, а она… Действительно, «не повторяется, не повторяется такое никогда…»


Туристические походы в разлив на сказочные берега Вятки. Костёр, дым, гитара, катание на лодках вдоль заливных лугов. Всё это в школьной юности, всё это с класным-классным!


А какие Николай Васильевич ставил с нами концерты! Разучил с девчонками танец «Молдовеняску». Сопровождал наши концерты баянист - учитель автодела Казаковцев Владимир Иванович. Молодой красавец, девочки, конечно, были в него влюблены.


Сами по себе уроки автодела были увлекательны, ну а как же - девчонки за рулём ГАЗ 53. Скоростная автодорога «лежнёвка» требовала внимания, усердия, но мы это сделали! Позже, учась в КСХИ, я сдала на водительские права категории "В".

С концертами ездили по сёлам и деревням за 10-30 километров на грузовой тентовой машине. Зимой - в варежках и валенках. Но в молодости-всё нипочём! И телогрейки у нас были в почёте. Осенью увозили нас, старшеклассников, за тридцать километров в колхоз села Пищалье Оричевского района. Все ездили на работу в телогрейках, курточек тогда у нас не было.

Работали на тереблении льна, уборке капусты и сборе картофеля. Николай Васильевич с нами жил, работал. Вечером организовывал игры на улице, при свете фонаря. А за фонарём мерцают таинственные звёзды, бередят молодую душу, вечер загадочно хорош. Вот она романтика юности, скрепление дружбы, познание друг друга. Жизнь хороша!

Наверное, из меня получился хороший учитель и классный руководитель, благодаря тому школьному далёку. Увлекательные школьные времена я интерпретировала в своей педагогической одиссее.



Ещё одно облачко воспоминаний на горизонте. Учитель истории и немецкого языка Шуран Вячеслав Михайлович. До чего же был красив и статен выпускник пединститута, а как звучал его голос. Природа наградила этого педагога многими достоинствами. Исторические рассказы захватывали наше воображение, интересно, эмоционально вёл уроки молодой учитель. Бессменный ведущий митингов и вахт памяти. 

Но мы были чуть моложе Шурана и озорничали на его уроках. Люська Петрова на уроке засовывала карандаш с силикатным клеем в нос и беспрестанно чихала, мы с подружкой Таней Халтуриной посадили на парту кукол (это в десятом-токлассе!). Брат Алексей   рассказывал, как они на уроке истории делали петлю из нитки на пол и всё ждали, когда Вячеслав Михайлович ступит в неё.

А он делал вид, что не замечает, подойдёт к петлесовсем близко и отойдёт. Велико было терпенье Шурана, но ни разу он нам не сделал замечание, ни разу не вспылил!Уже проводя свои уроки, я поняла, что учитель всё видит, всё замечает, а нам казалось, Вячеслав Михайлович и не заметил ничего.

В то время иностранный язык преподавала у нас Перепелица Валентина Андреевна, красавица, умница, пример и авторитет для девчонок в стиле одежды, в умении общаться. Пионервожатой работала Пересторонина Валентина Евгеньевна. Обе молодые учительницы жили вместе, на втором этаже в домике у школы.

Тогда все учителя жили около школы, как бы в отдельном посёлочке, и наша семья жила там же.Мы с подружками следили, когда же Вячеслав Михайлович приезжал к девушкам на мотороллере, кто за кем у них «бегает». Все трое были очень хороши внешне, благородны и добры.

В моей ученической жизни было и такое. Математике в шестом классе нас учила Лилия Львовна, молодая учительница, наверное, сразу после окончания института приехала к нам в школу. Класс наш был большой- 31 человек, много мальчишек. Дисциплины не было. У меня начались проблемы с математикой, Лилия Львовна отчаянно пыталась мне вбить в голову геометриюпосле уроков. Но четвёрка получалась с натяжкой.

В седьмом классе нас отдали Гребеневой Нине Ивановне. Очень мягкой и очень строгой математичке, дисциплина была идеальная и математика вдруг превратилась в понятный, интересный предмет. С седьмого класса геометрия для меня стала любимым предметом. Теоремы я щёлкала, как орешки. Вот такие школьные метаморфозы.

В то же время, на себе в полной мере я ощутила и негативное отношение - из-за сложных отношений между моей мамой и учительницей химии Тимофеевой Валентиной Фёдоровной.

Начиная с седьмого класса, я доказывала свои хорошие знания по химии. Я человек очень настойчивый и химия для меня была не только интересный предмет, но и порог преткновения. Если другим ученикам за простой ответ ставилось пять, то мне за идеальный ответ - четыре.

Моей целью стало, во что бы то не стало получить хорошие знания по химии и получить, всё-таки, пятёрку. Но увы, на экзамене я получила вновь четыре. Зато вступительный экзамен по химии в институт был оценен на отлично. Очень хорошо помню этот экзамен: взяв билет я села готовиться, ко мне подошёл преподаватель, посмотрел на мои записи и сказал:«Вы свободны –«отлично»!» На протяжении всех лет изучения химии в ВУЗе, я получала только отличные оценки.   Всё-таки, я добилась своей цели!

Обаятельным и очень добрым у нас был учитель географии Баликов Георгий Григорьевич. Он в молодости был моряком, ходил в кругосветку. Интересно рассказывал о своих путешествиях! Но мы ведь были хитрые: класс большой, спрашивал Георгий Григорьевич по списку, понятно, что мы этим пользовались. Знаешь, что завтра твоя очередь и усиленно готовишься. Только два раза в четверти каждого спрашивали: в начале и в конце.

Примером строгости и сдержанности была Баликова Мария Николаевна - завуч, учитель математикив девятом и десятом классах. Свой педагогический опыт я получила под руководством её и моей мамы - Путинцевой Галины Андреевны, которая была директором Техникумской средней школы.


Особые слова и особая любовь к моей маме. Мама с сёстрами стояла у истоков нашей педагогической династии. Наш десятый класс она учила по русскому языку и литературе. Именно её уроки научили меня понимать поэзию, а читая стихи -вкладывать душу, пропускать их через себя. Я всегда боялась её подвести, поэтому для меня уроки литературы были святы: прочитывала все программные произведения, научилась писать интересно и грамотно сочинения.

Благодаря маме я люблю читать книги, много книг читают и наши дети, внуки.Мои сочинения по литературе посылались в область.  Благодаря маме я стала учителем, я прожила удивительную учительскую жизнь. Мой педстаж 37 лет и мамин 37 лет.Я, благодарна судьбе за школьную эпопею, за насыщенную, интересную, всегда рядом с юностью, жизнь!

Сушенцова (Путинцева) Марина Павловна
учитель биологии
высшей квалификационной категории,
Победитель конкурса
 «Лучшие учителя России 2007 года»,
Почётный работник общего образования РФ,
Обладатель нагрудного знака
правительства Кировской области
«Педагогическая Слава» ,
победитель
областного конкурса «Женщина года»,
2015 года
в номинации «Муза милосердия»


Обладатель общественной Всероссийской
награды «За любовь и верность», за
воспитание своих троих и четверых
приёмных детей-сирот.
Деревня Таранки.
Обсудить

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: