Котомцева Маргарита Геннадьевна - Писатель, поэт-песенник. 1949 года рождения. Учитель музыки и изобразительного искусства Таранковской средней общеобразовательной школы, поэтесса, лауреат премии имени Грина, имени Горького, член Союза писателей России
Занесёна в Книгу Почёта за долголетний и добросовестный труд в районе.
Маргарита Геннадьевна Котомцева родилась в 1949 году в дер. Мармыг Богородского района Кировской области. Окончила Ошланскую среднюю школу.
Окончила курсы баянистов, заочный университет искусств в Москве (факультет живописи и графики). Первые публикации стихов были в районных газетах, "Комсомольском племени", "Кировской правде". С 1979 года публикуются подборки стихов в журналах "Смена", "Уральский следопыт", "Волга". Первый сборник поэтессы "Черемуховый ветер" (1985) был признан лучшей книгой молодого автора за 1985 год. "Срубы"'- вторая книга стихов (1990), "Березовый камертон", "Вятская песня" (1998). "Нагая веточка" в 2005 году
Маргарита Геннадьевна известна как автор-исполнитель прекрасных песен не только на свои стихи, но и стихи своих товарищей. М.Г.Котомцева - член союза писателей России. Работает учителем музыки и изобразительного искусства в Таранковской школе Богородского района.
С творчеством поэтессы Маргариты Котомцевой богородчане хорошо знакомы. Ее знают, ценят и любят. Но мы как бы привыкли к ее таланту, привыкли как к чему-то прекрасному, но обычному, к тому, что всегда неизменно рядом… Белоствольная березка под окном, малиновая заря, вьющаяся по угору тропинка – и все это привычное, родное, обыденное, и мы забываем им восхищаться. А восхищаться всем этим между тем нужно, просто необходимо, ибо это наша малая родина. Так и Маргарита Котомцева – явление уникальное для Богородского района. Она, как жемчужина в неброской оправе. Маргарита Геннадьевна уникальна всем: и своими стихами, и рисунками, и учениками – гармонистами, и песнями. Маргарита Котомцева – просто замечательный поэт – бард, да к тому же наш вятский, богородский. И это удивительно! Ею вполне можно украсить столичный салон, изысканную сцену. Песни ее волнуют сердце, заставляют его нежно грустить и улыбаться, страдать и плакать. Они возвышают человеческую душу, делают ее тоньше, щедрее. Стихи ее мудры, искренни, талантливы.
Маргарита Геннадьевна Котомцева родилась в 1949 году в деревне Мырмыг Богородского района Кировской области в семье крестьянина Котомцева Геннадия Николаевича. Окончила Ошланскую среднюю школу. Маргариту Геннадьевну в юности привлекали и музыка, и живопись, и стихи, поэтому она окончила курсы баянистов, заочный народный университет искусств в Москве (факультет становой живописи и графики). Первые публикации её стихов были в районных газетах, позже в «Комсомольском племени» и «Кировской правде». С 1979 года Маргарита Геннадьевна серьезно начала заниматься поэзией подборки её стихов публикуются в коллективном сборнике «Встречи», в журналах «Волга», «Уральский следопыт», «Смена», в Московских коллективных альманахах «Весенние голоса» и «Поэзия». Маргарита Геннадьевна представляла молодых кировских поэтов. Первый сборник поэтессы «Черёмуховый ветер», написанный в 1985 году, привлёк внимание читателей и критики, был признан лучшей книгой молодого автора за 1985 год и отмечен 3-й премией во Всесоюзном литературном конкурсе имени А.М.Горького за лучшую первую книгу. «Срубы» - вторая книга стихов - вышла в 1990 году. В 1994 году появился «Берёзовый камертон», в 1998 году – «Вятская песня», в 2001 году - «Полынь на колокольне», в 2005 году - «Нагая веточка».
Котомцева Маргарита Геннадьевна известна в Кировской области и как автор - исполнитель прекрасных песен не только на свои стихи, но и стихи своих товарищей по перу. Сегодня Маргарита-Геннадьевна работает учителем музыки и изобразительного искусства в Таранковской средней школе Богородского района. Маргарита Геннадьевна - член Союза писателей России. Вот такой она щедро одарённый человек - сельская учительница Маргарита Геннадьевна Котомцева. А всё потому, и это самое важное ее достоинство, - что она поэт. И поэт не только по строчечной сути, а прежде всего, по восприятию жизни, по своему характеру, писал вятский поэт - фронтовик Овидий Любовиков во вступительной статье «От всего сердца» в книге «Березовый камертон» - Маргарите Геннадьевне Котомцевой есть что сказать, есть чем поделиться с читателем.
Вот почему её первая, совсем маленькая книга, была не только замечена любителями поэзии и критикой, но и удостоена премии на Всесоюзном конкурсе. Думается, что тот или иной автор получает право на слово тогда, когда он в определённом случае видит больше и чуть острее, чем остальные. Пусть даже чуть больше и чуть острее, но благодаря этой «мелочи» слово обретает самостоятельность, своё личное вызывает интерес общественный, значение объективное. Автор «Березового камертона» обладает этим редким качеством, и поэтому поэзия Котомцевой завет к сопереживанию, вызывает отклик у читателей. Маргарита Геннадьевна человек памятливый, нет в её книгах высокомерия и равнодушия к дням минувшим.
У Маргариты Геннадиевны вышло две книги. Уже первая, совсем маленькая, была замечена не только читателями, но и критикой, в «Комсомольской правде» появилась рецензия. Котомцева стала лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую первую книгу. «Срубы» - так она назвала свою вторую книгу, вышедшую в девяностом году, и в одном из первых стихотворений признается, что родом из вятской деревни, которая «каким-то чудом устояла... на карте областной». В аннотации к этому сборнику было сказано, что в него вошли стихи «о людях ее малой родины»
Я вечною невольницей
Деревни и лугов
Брожу по-за одворицей,
Смущая земляков.
Со мной то солнце ясное,
То тучек вороха,
То гроздь рябины красная,
Как гребень петуха.
Цветастую и душную
Переступив межу,
В межстрадье песни слушаю,
Ромашкой ворожу...
Эти строки, нежные и лирические, принадлежат вятской поэтессе, автору двух поэтических сборников - «Черемуховый ветер» (1985) и «Срубы» (1990) - Маргарите Геннадьевне Котомцевой. В середине января, когда, по ее выражению, «метелью заболела улица», в селе Таранки Богородского района был большой праздник. Односельчане, гости из Кирова отметили 15-летний творческий юбилей поэтессы... ...Немного в сторону от автотрассы - и вот оно, село Таранки. Улица вдоль соснового бора. Солнце золотит деревья. Любуйся ими - не налюбуешься...
В школе, где преподает уроки рисования и музыки Маргарита Геннадьевна Котомцева - тишина. Идут занятия. В фойе со стен смотрит на гостей история. Сотни погибших на войне только из одного села, есть и Герои Советского Союза. Здесь помнят всех поименно, потому что в маленьком селе живут солдатские вдовы, те самые любознательные старушки, так и не дождавшиеся с войны таранковских мужиков. Небольшая школа (всего-то около 80 человек, в выпускном классе - трое) работает по методике Караковского и Иванова (коллективные творческие дела, ориентация на интересы учащихся).
Кроме этого, в основе обучения - агронаправление. Педагоги хотят, чтобы выпускники оставались на своей родной земле. Да и колхозу - подмога, не придется беспокоиться о подготовке специалистов. Сельские ребята - активные участники художественной самодеятельности. Вместе с ветеранами колхоза возрождают забытые обряды, традиции, танцы, песни. в Таранках появился ансамбль гармонистов. Его организовала М.Г. Котомцева. А гармонистов трое - В. Микрюков, Е. Шабалин, Н. Запольских. За год ребята преуспели. После нескольких концертов о них стали говорить, что «выступают, как профессионалы». В репертуаре - народные песни, плясовые наигрыши, даже «Прощание славянки», особенно полюбившееся зрителям. Маргарита Геннадьевна и сама редко выпускает из рук баян. Поет о том, что тревожит, не дает спокойно жить. Одна из песен - о судьбе старушки, живущей теперь в городе.
На закате милая излука,
Алая, как грудка у клеста.
Отпустила подышать разлука
Воздухом родимого гнезда.
Постоять, поплакать на подворье.
Тихо избу обойти кругом,
Тронуть деревянные узоры,
Сделанные в давность стариком…
«Показать, как краски дополняют музыку, музыка – краски» - тема одного из уроков М Г Котомцевой. В поддержание тому – многочисленные рисунки ее воспитанников. На небольшой выставке в кабинете рисования и музыки рядом с детскими находятся рисунки их учителя. Белоствольные березы, осенний листопад... Прозвенел звонок, и ученики столпились у дверей кабинета. Они ждали встречи с музыкой, искусством и поэзией.- Маргарита Геннадьевна, в жизни стало так много жестокости, равнодушия и зла. Как бороться с этим? Не случайна, наверно, тема вашего урока. Быть может, музыка, кисть и слово спасут людей?..- Да, мир стал, как бы это сказать, чернее. Надо противиться этому всеми силами души, чтобы зло не завладело людьми. Мы и начали возрождать фольклор, создали ансамбль гармонистов, чтобы дети вспомнили прошлое. Теперь на экране и в жизни - сплошной «ор». Озлобиться можно. Человек же, который занимается настоящей музыкой, пишет на холсте, читает стихи, редко способен на зло.
Я не ставлю цель, чтобы каждый непременно стал художником или музыкантом. Главное - трудолюбие, желание и душевные качества. Я в детстве рисовала ужасно, как и многие мои ученики, но потом решила, что должна научиться красоту отражать на бумаге. Вдохновение приходит мимолетно: как стихи рождаются от одной строчки, так и тема к рисунку приходит от одного мгновения. А мастерство - дело наживное. - Поклонники вашей поэзии (к ним отношу себя и я) считают, что в ней - теплота, свет, которые смогут тронуть сердце, как мне кажется, и не любителя поэзии... Все очень просто объясняется. Я живу в деревне, на той же земле, что и мои земляки. Переживаю, радуюсь и тружусь вместе с ними. Здесь неповторимая природа и настрой. В городе, например, я бы не написала ни строчки... Деревня всегда была символом старых устоев, веселых праздников, теплого семейного очага. Но деревень и деревушек становится меньше. Они исчезают, высыхают, как слезинки на лице...И это очень печально. Вместе с деревнями умирают и традиции, Я родилась в Серафимов день, первого августа. У нас все любили петь. О том - один из моих стихов: «Не думалось в детстве вольном, к чему пироги на столе. Какой-то праздник престольный, деревня навеселе. И в дальнем конце, и в ближнем от топотухи пыль. И песня словами брызжет о тех, кто нам мил не мил...» Может быть, поэтому и мечта у меня более чем скромная: увидеть на деревенских улицах гармониста, веселье, услышать песни. От этого все будут добрее... - В последнее время многие в поисках успокоения, истины ринулись к Вере. - Возможно, я не права, но, когда бездумно, скопом народ идет в храмы, не сознавая ни душой, ни умом истинного понятия Веры, Бога, религии, - это настораживает. Верой надо проникнуться. У меня бабушка говорила: «Бог у каждого в душе»... А вообще без веры плохо. - Ваша новая книга «Березовый камертон». О чем она?
- Темы моих стихотворений те же, что и всегда, - любовь, люди деревни, неповторимая вятская природа. На издание книги необходимы большие средства. Где найдешь спонсоров? А в стол писать, конечно, не хотелось бы... На творческой встрече М.Г. Котомцеву спросили о счастье, как она его понимает. «Когда все мои родные и друзья здоровы и когда я пишу стихи и пою», - ответила поэтесса и в заключение исполнила песню, в которой, думается, глубокий философский смысл:
Я пытаюсь понять
Много зим, много лет:
Для чего, для чего
Мы живем на земле?
Не от крови пьянеть,
Не от денег шалеть.
Мы живем для того,
Чтоб друг друга жалеть.
В сборник «Срубы» вошли стихи «о людях ее малой родины, об окружающей их неброской красоте вятской природы...» Давно не принимаю это заезженное и уничижительное определение - «неброской», когда речь заходит о родных местах, о том, что на языке официальном именуется «средой обитания», а для нас это - поля и луга, леса и рощи, реки и озера, все сущее окрест дома, рядом и далече. Сдается, что кто-то обронил однажды это словцо, может быть, в минуту жизни грустную - и пошло, поехало. Правда, и в книге, о которой речь, есть такая строка: «Пейзаж ранимый и неброский». Выходит вроде, что между автором и аннотацией нет спора. Но вчитайтесь:
У неба в голубой петлице
Сверкает месяц тонколицый,
А вечер мягок, как птенец,
И, кажется, навеки лето
С доверчивым теплом и светом,
А лето - детства леденец.
А еще ваше внимание задержится на таких поэтических откровениях: «Весна открыла карие глаза проталин...» «Ручьев бубенчики мороз прервал на полуслове...» «С каждым днем на березах заметнее первой зелени тонкий туман...» «Осень не красится, не молодится, а краснощекая, как молодица...» Творчество загадочно и, случается, - непредсказуемо. У романистов бывает, что герой, задуманный как второстепенный, неожиданно для автора выпирает на первый план. Или замечание частное вступает в противоборство с настроением общим. Так и строка «Пейзаж ранимый и неброский» - это, пожалуй, дань инерции, ибо вся книга проникнута не только уважением, но и восхищением родной землей, и небом над ней, в котором «...солнца лучи, как вязальные спицы, заблещут в клубках облаков». Думается, что любовь, во всяком ее проявлении, имеет свою биографию. И, наверное, самое первое ее ощущение, ее истоки в том, что однажды, нежданно и негаданно, увиделось и накрепко запало в душу:
Немало набито кровавых мозолей
О наши суглинки, о наши подзолы,
Но все же всего мне дороже они,
Здесь вспыльчивый ветер то ласков, то резок,
Здесь, как говорится, пупочек мой резан,
Здесь кровное место отцовской родни.
И не может обойтись биография любви без родословной, без тех самых корней, с коих начался твой род. Потому так необходимы книге страницы о матери, об отце. И пусть не о них слова - «И жизнь была, как сбитый ноготь - покоя мало, боли много...» - думаю, что они подсказаны и родительскими судьбами людей фронтового поколения. И зовут к себе поэта далекие карельские березы, нестерпимо хочется вдохнуть воздух Заполярья, тот самый, что в годы маминой юности был раскаленным и на крови настоянным. А в стихах об отце - «Отец с сорок третьего года все делает левой рукой...» - ошеломляющая и безжалостная точность:
Ладошка совсем небольшая,
Шершава, как бок наждака,
А правый рукав не ветшает –
Заправлен в карман пиджака.
И встают рядом с этими стихами о самых близких людях другие, тревожные, о нашем беспамятстве, им порожденном высокомерном хамстве. Когда некто, «отглаженный, чисто побритый», бросает в лицо старому солдату: «Еще вы не вымерли все?» - этот плевок поэт равняет с болью смертельной раны. Давно замечено: чем выше и значительнее суть, тем труднее достойно, не сбиваясь на скороговорку, "ее выразить, Маргарита Котомцева - смелый человек, она не боится обращаться к человеческим судьбам, сложным, в которых радость соседствует с бедой, где иной раз совсем не просто отличить добро от зла. Книга населена людьми, о коих не скажешь, что жизнь перед ними стлалась ковровой дорожкой. Понять их, а потом суметь свое понимание убедительно поэтическим словом донести до читателя - задача не из легких. Автору книги она по плечу. И портретная достоверность, и психологическая точность присущи стихотворениям цикла «Однодеревенцы». Поэт счастливо избегает торной дорожки примитивного пересказа, слово остается емким, образным.
Так от строки к строке, от страницы к странице складывается биография любви чистой и нелукавой. Биография, в которой не соседствуют, а слились воедино верность родному краю, дочернее уважение к родительским судьбам, к людям земли вятской. Свой последней сборник «Нагая веточка» (2005 года) Маргарита Геннадьевна составила из стихов разных лет и посвятила его 60летию Победы в Великой Отечественной войне.
Памяти О.М. Любовикова 1945 год
Загнаны кровавые гуляки
Словно крысы мерзкие в тупик.
И застыли танковые траки,
И замолкли пушки не на миг.
Не играл с войною, с пулей в прядки
Синеглазый старший лейтенант.
Но вернулся в город свой на Вятке
И сберег свой песенный талант.
Шел с вокзала легкий, загорелый,
Взгляды встречных девушек маня.
…Я бы тоже на него смотрела –
Не было еще тогда меня.
В молодых глазах плескалось небо,
Оттеняло зарево петлиц.
Как давно на родине он не был!
Сколько всюду симпатичных лиц!
…Так он шел по городу с вокзала,
Орден под шинелью на груди.
Позади окопы, смерти, залпы.
Жизнь, что бесконечна – впереди!
Сборник «Полынь на колокольне» вышел в 2001 году - попытка разобраться в себе, людях, в мире. Автор бьется над разрешением философских вопросов, вечных проблем бытия: что есть добро, что есть зло? Во что верить? Каким путем - дорогою идти? Размышляет о конечности, бренности жизненного пути:
К сожалению, мы любим
Обсудить и тех и этих.
Все - грешны мы.
Все мы - люди.
Все мы временны на свете.
Прежней озорной девчонки из ромашкового края, светлой и доброй, нет, нет и стихов, легких, лучезарных, добродушных. Новое время породило новые песни. А времечко - то сейчас ой какое, неопределеннее, безрадостное, смутное. Маргарита Геннадьевна сама признается:
Погасли радужные дуги,
Остыла летняя вода.
Да, поистине, «поэт-живое зеркало эпохи». Не отсюда ли какая-то вселенская печаль затаилась в ней:
Нет с изношенным
сердцем сладу -
Все минувшее сердцу - жаль.
А весенние снегопады,
Как осенние листопады,
То мятеж несут , то печаль.
Я уже не стряхну порошу
С темно-русых моих кудрей,
И усталость свою не сброшу,
Как согнувшую плечи ношу
На крыльцо у родных дверей.
Что-то Блоковское, стремительно летящее, суровое и мятежное ощущается и в ее «Прощании».
На кепки, крыши и балконы
Падет нетерпеливый снег,
И мир в объятиях дракона
Покинет наш двадцатый век
Мы родились в нем, жили, пели
Смеялись, плакали навзрыд...
Берестяною колыбелью
Он на ветру времен сгорит.
Сгорит.
И разлетятся пеплы
По вечереющей крови...
Вспомним Блока: «Закат в крови, из сердца кровь сочится...»
Хочется уйти от жестокого, грешного мира в Высокое, Духовное, Звездное.
А птицы к югу, к югу, к югу-
А лист летит, летит шурша
И от грядущей мглы и вьюги
Куда-то рвется и душа.
Действительно, простое - земное и высокое - звездное слились в стихах М. Котомцевой воедино.
Когда в душе раскол,
И ранят сплетни, слухи,
Я пожимаю ствол,
Как дружеские руки.
Этот клен, смотрящий в душу «звездными глазами», и есть нечто, в чем уживается земное, роднящее с суетным миром, и высокое. К этому высокому, вечному стремится душа поэтессы.
Светился купол мирозданья,
Кружилась в танце голова...
Это попытка уже вселенского космического охвата жизни. И судьбы простых крестьянок, вятских старух, перерастают в судьбы российские, общечеловеческие, высвечивая в них высокую нравственность.
Твою свечу задул так рано
Холодный ветер бытия,
И на твои больные раны
Не сделалась бальзамом я.
Как свято верующий Богу,
Я каждый день молюсь на вас.
Какую трудную дорогу
Вы одолели в давний час.
В философские размышления прорывается своеобразное и раздумье автора над судьбой поэта.
Разрываясь меж бытом и песней,
Я живу то молясь, то греша.
И тоскует под сводом небесным
Равнодушная к славе душа.
Неужели докажет мне время
Правоты не стихов - топора.
Бьется сердце, как над теоремой.
Над бессмертной идеей добра.
В поэте всегда два человека - человек земной, с его житейскими проблемами, радостями и болями, и человек - поэт, живущий чем-то свыше. И то, что выходит из-под его пера, ему уже не принадлежит. Даже если в основе стихотворения, без сомнения, лежит что-то конкретное, свое, личное, после издания оно приобретает обобщенный характер, получает новую жизнь, становясь родным и близким читателю, который будет отыскивать в стихах уже свое. Я знаю, мир не содрогнется, Когда меня не станет в нем. Ехидно сплетник усмехнется, А недруг скажет: " Поделом". И чье-то юное сердечко найдет приют в моих стихах, А у старухи вспыхнет свечка В ее натруженных руках. Всегда, когда читаю стихи М. Г. Котомцевой, удивляюсь (именно удивляюсь!) ее мудрости. Может быть, если б Маргарита Геннадьевна была «заморской певчей птицей», это удивление не было бы столь сильным. А так, живет под тем же небом, что и мы, на той же земле...?! Откуда в ней глубина чувств и широкий философский размах? Какая Муза движет ее пером?
Без сомнения, это дар, уготованный свыше, и захоти поэтесса отрешиться от него, забыть свои песни - нельзя: грех! Ибо «поэт в России больше чем поэт». Она как бы взяла на свои плечи ответственность за нашу землю, черпая в ней же, земле нашей вятской, звуки, образы, краски. И хотя окружающая нас речь зачастую бедна, корява, груба: она находит родники истинной народности и дарит их нам. Народная мудрость, народная речь, народная образность - это именно то, что придает творчеству Котомцевой неповторимый индивидуальный колорит.
О чем бы ни писала поэтесса, всегда оживают в ее стихах образы родной природы, к которой у нее особое, нежно - трепетное отношение. Вот тополя «апрельского солнышка золотистой парче», там «в хоровод ромашек забрела полынь», а здесь «на смуглой черемухе белый венок». И все это: и пашенка, и горящие рябиновые гроздья, и «тучек кудрявых стадо», и «куст смородины багряной в золотом ... саду», и листопадная метель - дорого и близко сердцу русского человека. Поражает удивительная метафоричность, образность сравнений, яркость эпитетов, графическая звучность стиха:
Снегом с карниза печаль моя тает –
Веточкой вербы весна на окне.
Март снежные нитки вдевает
В звенящие иглы ветров –
На скорую руку сшивает
Изношенный снежный покров
А сентябрь с известною сноровкой,
Желтою качая головой
Гряды из - под лука и морковки
Забросает звонкою листвой
Дни сгорают, как в печи поленья,
Уплывает в вечность темный дым.
Выразительно, поэтично, красиво! Что-то будят в душе эти строки, волнуют, трогают:
Загорят рябиновые гроздья,
Как больной в горячечном бреду.
Вперемешку яблоки и звезды
Будут падать у меня в саду.
Образ звезды - символический образ поэзии М. Г. Котомцевой. Хотелось бы, чтобы счастливая и большая звезда, под которой она родилась, светила ей так же ярко, как прежде. Была для нее все тем же путеводным маяком и добрый свет от ее стихов все так же входил в людские сердца, делая их чище и возвышеннее.
Список литературы.
Энциклопедия земли Вятской, Том 2. Литература, - Киров, 1995 г, стр 430-431
Любовиков Овидий. «От всего сердца». Вступительная статья к книге М.Г.Котомцевой «Берёзовый камертон». - Богородское, 1994 год
Широков А. «Вятский край» статья «Для чего мы живем на земле…» 1.05.1994г.
Любовиков О. «Кировская правда» статья «Биография любви» 19.05.1999г.
Чижова Н.А. «Заря» 13.05.2000г. статья «О безмерном таланте Маргариты Котомцевой» №54.
Котомцева М.Г. Березовый камертон. Стихотворения. Богородское, 1994г.
Котомцева М.Г. Срубы. Стихи. Богородское, 1990г.
Котомцева М.Г. Березовый камертон. Стихи. Богородское, 1994г.
Котомцева М.Г. Вятская песня. Богородское. 1998г.
Котомцева М.Г. Полынь на колокольне. Стихи. Богородское, 2001г.
Котомцева М.Г. Нагая веточка. Стихи Богородское, 2005г.
Материал предоставлен Соболевой Л.Г.