Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » » То, что доброе сделано людям, в этой жизни оставит след

То, что доброе сделано людям, в этой жизни оставит след

30 ноябрь 2017, Четверг
1 060
0
Представители педагогической династии Родыгины – Прилуковы - уроженцы ухтымской земли, выбрали одну  из самых гуманных профессий - профессию учителя, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости и любви к детям. Именно эти качества способствуют успеху и профессиональному росту замечательных педагогов, которые и сегодня успешно трудятся на благо родного края.

Основатели трудовой династии Родыгиных - Нина Ивановна и Алексей Егорович.
Нина Ивановна Родыгина родилась в 1919 году в деревне Большие Коряки Богродского района. В 1939 году, после окончания Нолинского педагогического училища, была направлена работать учителем начальных классов в Парагаевскую семилетнюю школу.

Ее муж, Родыгин Алексей Егорович, сразу после окончания Унинской школы, работал учителем математики и заочно учился в Кировском педагогическом институте на математическом факультете. Счастливую семейную жизнь молодых педагогов оборвала война. В начале Великой Отечественной Алексей Егорович ушел на фронт, а в августе  1941 года пропал без вести в районе города Гродно (Белоруссия).

Без отца остались дочь Людмила и сын Адольф. Конечно, Нине Ивановне нелегко пришлось воспитывать двоих детей в такое тяжелое время. Помогала свекровь

Прасковья Кузьмовна, которая очень любила и жалела свою сноху и после гибели сына жила в доме Нины Ивановны, помогала не только нянчить детей, но и управляться по хозяйству. И потом, до конца дней своих, Прасковья Кузьмовна  жила в семье Родыгиных.

В годы войны Нина Ивановна работала заведующей Парагаевской школы. Она вспоминала: «Приходилось работать в трудных условиях: писали «чернилами», приготовленными из свеклы, на старых газетах, которых тоже не хватало.

Тетради для первоклассников делали сами учителя. Учебников было мало, поэтому ребята ходили друг к другу домой, брали книги и выполняли домашнее задание по очереди. Всем жилось трудно, но учителя делали все, чтобы облегчить жизнь полуголодных и полураздетых детей, для которых в школе было организовано горячее питание.

Во время летних каникул учителя вместе с колхозниками работали в поле, а в короткие минуты отдыха знакомила их с обстановкой на фронте, вселяя веру в победу.

Дети пасли скот, работали на сенокосе, во время уборки собирали колоски. В зимнее время ученики под руководством учителей собирали посылки для бойцов и отправляли на фронт варежки, носки, даже  полушубки».

Более 30 лет Нина Ивановна отдала Парагаевской школе, после закрытия которой была переведена в Ухтымскую среднюю школу, где работала воспитателем группы продленного дня.

Ее педагогический стаж 42 года! Самоотверженный труд педагога отмечен медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Ветеран труда». После войны у Нины Ивановны родились дочь Раиса и сын Владимир, который стал военным, а после увольнения из армии работал в школах города Ижевска, преподавал военное дело и ОБЖ.

Обе дочери Нины Ивановны, Людмила Алексеевна и Раиса Александровна, стали учителями.

Людмила Алексеевна Бакулина после окончания Омутнинского педагогического училища вернулась в свою деревню и начала работать учителем русского языка и литературы в Парагаевской и Тумановской школах Богородского района.

Но, твердо решив получить высшее педагогическое образование, поступила в Кировский педагогический институт, после окончания которого 11 лет работала учителем русского языка и литературы в селе Новотроицкое Шабалинского района. Переехав в город Киров, до выхода на пенсию, трудилась учителем начальных классов в школах № 4 и № 5.

И сегодня Людмила Алексеевна не может сидеть без дела, она работает вахтером в школе поселка Костино.

Раиса Александровна, еще учась в Парагаевской семилетней школе, полюбила учительский труд.

После окончания уроков, в ожидании матери, не теряла времени зря, а с удовольствием учила первоклассников читать, дополнительно занималась с ребятами по математике, учила их  решать примеры и задачи. А будучи семиклассницей, помогала проверять тетради младших учеников.


Раиса Александровна все школьные годы училась старательно и только на четыре и пять. Ее любимые предметы – математика и физика. После семи классов, не раздумывая, пошла в Ухтымскую среднюю школу.

«Система самовоспитания» в те годы работала успешно и давала самые положительные результаты. В понедельник в школу ходили пешком, зимой – на лыжах. В субботу возвращались домой тоже пешком, чаще всего по темноте. Жили в школьном интернате, сами пилили и кололи дрова, мыли полы, чистили картошку в столовой… И ни на что не жаловались.

Комсомольский вожак.

Большая школа, новые учителя, интересные уроки, новые товарищи - большие возможности для самореализации. Организаторские способности, умение творчески мыслить и повести за собой других, крепкий нравственный стержень не остались незамеченными в новом коллективе. Раису Родыгину на общешкольном комсомольском собрании избрали комсоргом школы.

Выступления агитбригады, комсомольские субботники, помощь колхозу, спортивные состязания, и  во главе всего – комитет комсомола. Как комсомольский вожак она старалась быть примером не только в учебе, но и в общественной работе.

Неизменная привязанность к математике и физике и любимые учителя - наставники, Алексей Дмитриевич Александров и Иван Алексеевич Торхов, помогли ей окончательно определиться в выборе профессии.

«Для меня образование, школа – это все!»

Сразу после окончания школы, Раиса Александровна три года работала учителем математики в Лобанской и Тумановской школах Богородского района. Это позволило проверить серьезность намерения стать учителем. Получив высшее образование в Горьковском педагогическом институте, приехала в Ухтымскую среднюю школу преподавать математику, а через два года была назначена директором школы. Так начался профессиональный и карьерный рост педагога.

С благодарностью о своем учителе говорит Елена Васильевна Сокольникова, ныне учитель Ухтымской школы: «Три десятка лет назад в школьной анкете я написала, что мой любимый учитель – Раиса Александровна Прилукова. И сегодня мне приятно вспоминать, что на ее уроках царила атмосфера радости открытий, взаимопонимания, доброты.

Именно тогда я поняла, что этот учитель владеет особым  искусством – умением сделать сложное простым и понятным каждому ребенку. Она часто говорила нам, что для нее главное - не наши хорошие отметки, а чтобы мы были хорошими людьми.

Спустя годы, я поняла, что на уроках Раисы Александровны мы не только получали прочные знания, но и усваивали  простые истины, необходимые в жизни».

Команда молодости нашей.

Двенадцать лет Раиса Александровна руководила Ухтымской средней школой. Все эти годы мы были ее заместителями: Татьяна Ивановна Рослякова – по учебной работе, я – по воспитательной. Работали дружно, слаженной командой. В конце семидесятых школа, ютившаяся в пяти помещениях,  перешла в новое здание.

Всем коллективом, дружно, с большим энтузиазмом мы взялись за обустройство и оформление школы. Строили хоккейную коробку и оборудовали спортивную площадку. А весной благоустроили территорию около школы и разбили большой учебно-опытный участок и цветник, которые долгие годы являлись гордостью и украшением села.

Чтобы двигаться вперед, необходимо постоянно учиться. Раиса Александровна – очень начитанный человек. Прекрасно знала школьную программу по литературе, а любую новую книгу, появившуюся в нашей библиотеке, успевала прочитать одна из первых и на досуге поделиться впечатлениями с коллегами,  порекомендовать прочесть.

Много и всерьез занимаясь самообразованием, Раиса Александровна умело выделяла и подхватывала новые, перспективные идеи, поддерживала любые важные начинания. При этом никогда не навязывала свое мнение, предлагая то или иное дело, а чаще всего аргументировала свою позицию, не принять которую было невозможно.

Четкость  и глубина  планирования, контроль за выполнением намеченного, прогнозируемый результат, рассчитанный на ученика, – принципы, лежащие  в основе ее работы.

Раиса Александровна посещала не только уроки своих коллег, классные часы, но и  каждое общешкольное мероприятие. Мы видели, что она  присутствует здесь  не только с целью контроля, а проявляет самый живой интерес ко всему происходящему. Немаловажно и то, что она умеет видеть в делах и в людях хорошее,  благодарить и учителей и детей.

А главное, у нее обязательно возникнет новая идея, с которой она познакомит нас на ближайшей планерке. Именно тогда утвердились в нашей школе многие замечательные традиции: различные смотры-конкурсы, КВН, конкурсы «А, ну-ка, парни!», «А, ну-ка, девушки!», коллективные творческие дела, объединяющие всю школу.

Только труд – всему основа. В период работы Раисы Александровны была установлена тесная связь с совхозами «Ухтымский» и «Дубовецкий». Проводили совместные комсомольские собрания, спортивные мероприятия, трудовые субботники. Но самое значимое  трудовое дело, которое объединило всех учителей и старшеклассников, - это шефская помощь совхозу «Дубовецкий», где за школой была закреплена ферма, которую так и называли - «школьная ферма».

Раиса Александровна, как и все учителя, по графику, работала вместе с ребятами. Учителя работали сами и учили трудиться детей. Участвовали в заготовке сена и уборке корнеплодов, зимой проводили воскресники по заготовке хвойной лапки для животных совхозов. А в качестве благодарности и поощрения совхозы премировали школу туристическими путевками.

Это и стимулировало учебу детей, и являлось материальной помощью. Учащиеся школы вместе с учителями ежегодно бесплатно ездили на экскурсии не только в Киров, но в Москву, Ленинград, Ульяновск, Казань, Калининград и другие города России.

С любовью к родному краю. Мало сказать, что уделялось внимание туристско-краеведческой и спортивно-оздоровительной работе. В конце семидесятых в нашей школе начали активно собирать материалы по истории Ухтымского поселения. Раиса Александровна была инициатором создания школьного краеведческого музея.

Каждый класс, согласно общей программе, выполнял поисковые задания, совершал походы на места бывших деревень округа. А регулярные встречи с замечательными людьми обогащали представление учащихся о малой родине, воспитывали уважительное отношение к людям, к истории родной земли.  Кстати сказать, Раиса Александровна знала практически всех родителей учащихся и  при встрече называла их по имени – отчеству.

Не останавливаться на достигнутом. Раиса Александровна не замыкалась в рамках своей школы, она с удовольствием делилась опытом с коллегами. На базе нашей школы практически ежегодно проводились семинары учителей-предметников, классных руководителей, руководителей школ района. Хорошо помню, как Раиса Александровна, анализируя уроки учителей, предлагает незамедлительно какие-то новые приемы обучения или даже их элементы показать коллегам.

Умение вовремя заметить в учителе существенные успехи, предвидеть его творческий потенциал способствовали квалификационному росту педагогического коллектива, среди которого восемь отличников народного просвещения, один человек удостоен звания «Старший учитель» и один награжден орденом Славы 3 степени.

Сегодня, мне кажется, не только учителя-ветераны, но и выпускники школы с удовлетворением и благодарностью вспоминают школьные краеведческие праздники, проводимые ежегодно, такие как «Благословен будь, отчий край», «Подвигу жить в веках», «Россия начинается с деревни» и другие, в подготовка которых объединяла весь школьный коллектив. На таких мероприятиях не было пассивных ни среди организаторов, ни среди многочисленных гостей: родителей, ветеранов войны и труда, передовиков производства.

Очень важно, что в нашей команде было полное взаимопонимание и доверие, а в школе царила атмосфера творчества.  По отношению к  своей работе мы не знали слово «нет» и  никогда не подводили друг друга.

Возросла возможность воплощать новые идеи.

Неистощимая энергия, завидный энтузиазм, поиск новых подходов в образовании не могли быть незамеченными. Как опытного и инициативного директора школы, Раису Александровну перевели заместителем начальника районного управления народного образования, а вскоре она возглавила Богородское РОНО.

Говорят коллеги: «В начале 90-х, когда российское образование смело шагнуло в различные инновации как в учебной, так и в воспитательной деятельности, богородское учительство, под руководством Раисы Александровны Прилуковой, поддерживало все начинания области. Уделялось особое внимание профессиональному росту педагогов.

Несмотря на финансовые трудности, Раиса Александровна всегда поддерживала стремление учителей к самообразованию, повышению мастерства (курсовая подготовка, участие в конференциях, семинарах, конкурс «Учитель года) и делала все возможное, чтобы для этого выделить средства.

Зная специфику работы школы, Раиса Александровна целенаправленно и глубоко подходила к анализу работы по осуществлению контроля за деятельностью учреждений образования, проведению инспекторских проверок. Под ее постоянным контролем находились вопросы качества знаний учащихся.

Искренне любила свою работу, не жалела ни сил, ни времени на реализацию задуманного. В течение многих лет наш район активно включен в инновационную деятельность, работают экспериментальные площадки по актуальным проблемам образования. Училась сама и вела за собой других. В 2001 году приняла участие в областном конкурсе «Лидер в образовании», ее проект был отмечен дипломом и премией. А в 2002 году, в  составе делегации от Кировской области, была делегатом  Всероссийского съезда учителей.

Раиса Александровна умеет ценить людей, дорожить их мнением. Она пример грамотного, умного, работоспособного руководителя, стремящегося поднять престиж педагогической профессии».

Дочь Раисы Александровны, Ольга Анатольевна Рякина, продолжает успешную учительскую династию. Она золотая медалистка Ухтымской средней школы. Качества лидера высветились в ней еще в пионерском возрасте. Она успешно прошла все этапы школьного карьерного роста: от председателя совета дружины до секретаря комитета комсомола школы.

Она инициатор и организатор многих школьных дел, ведущая и активная участница различных праздничных мероприятий. Поэтому сомнений в выборе профессии у нее не было.

После окончания Кировского педагогического института, историко-правового факультета, Ольга Анатольевна работает учителем истории, обществознания и права в МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова.

Она замужем. Старшая дочь  Мария окончила РХТУ имени Д.И. Менделеева в Москве, второй год работает в компании «Сибур». Младшая  дочь Анна учится в 9 классе.

Ольга Александровна делится впечатлениями из детства:

Я была с детства окружена атмосферой школы (бабушка, мама, тетя Миля часто приезжала в гости), посиделки родственников часто напоминали педсоветы, где обсуждалось все: и местные вопросы, и события всесоюзного  значения.

Мама – пример беззаветного служения (хотя это такое штампованное выражение!) своему делу, окружающим людям. Она своей работой очень дорожила, ценила учеников и коллег, работала, не считаясь со временем и личными желаниями. Для нее превыше всего – сделать дело, сделать его качественно, со всей серьезностью и ответственностью.

Я наблюдала ее не как педагога-преподавателя, а как руководителя. Создать команду единомышленников, с которыми можно решать любые вопросы и реализовывать любые идеи, которые и поддержат и честно выскажут свое критическое мнение – это мечта любого руководителя в любой сфере деятельности.

Именно такой была команда маминых коллег по Ухтымской средней школе, когда я в ней училась. Это были настоящие профессионалы, искренне заинтересованные в наших успехах. Каждый из них – личность, пример и педагога, и матери, и гражданина своей страны.

Хорошую подготовку для будущей педагогической профессии дали пионерская и комсомольская работа, где я училась у старших товарищей быть организатором разных дел, приобретала  навыки общения.

Все это пригодилось мне во время учебы в институте и работы в школе».

Педагогический стаж Ольги Анатольевны двадцать лет. Достижения и награды говорят о ее целеустремленности и преданности профессии учителя. Ее труд дважды, в 2009 и 2015 годах, отмечен Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ как победителя конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО «Образование».

Она награждена памятной медалью «Народный учитель России» от национального общественного комитета «Российская семья» по результатам Всероссийского конкурса «Учитель – звание народное» (2011г.), медалью «Знаменосец Победы Григорий Булатов» от некоммерческого фонда Григория Петровича Булатова (2016 г.) и  занесена на Доску Почета педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Кирова.

И вдохновенье, и новых замыслов отсчет.

Раиса Александровна уже полвека работает на ниве народного просвещения, из них 40 лет в системе образования Богородского района.

Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации, она и сегодня продолжает трудиться в должности заведующей Центром сопровождения конкурсного движения и сетевого взаимодействия Института развития образования Кировской области, остается учителем учителей.

Это дает возможность непосредственного общения с творчески работающими педагогами области, позволяет ей реализовать себя в организации и проведении самых востребованных проектов и профессиональных очных и заочных творческих конкурсов для учителей области.

Благороднейшая профессия учителя объединила представителей трех поколений в славную педагогическую династию, высветив в каждом из них лучшие человеческие качества: трудолюбие, преданность делу, живой интерес к людям, искреннее желание общаться и помогать им, творческий поиск,  стремление двигаться дальше и добиваться новых результатов.

Н. Самарина, с. Ухтым
Обсудить

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: