Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37

У истоков просвещения

31 октябрь 2009, Суббота
0
0
Первым учебным заведением, открытым в 1837 году на территории Богородского района, была миссионерская школа для детей удмуртов в с.Вер-некосинское (ныне с.Караул), где обучались только мальчики. Это была специальная школа, призванная облегчить русификацию малых народностей. Детей обучали русскому языку, счёту и слову Божьему. Позднее церковно-приходские школы были открыты в 1842 году в с.Никольское (ныне с.Лобань), в 1846, 1860 г. — в сёлах Верховойское, Рождественское, в деревнях. Всего шесть школ.
В 1843 г. начала работать школа Ведомства Государственных имуществ в с. Ухтым.
 Учителями были священники, работники церкви и другие, владевшие грамотой, люди. Основной метод обучения — механическое заучивание непонятных текстов на старославянском и латинском языках. За непослушание и плохую успеваемость учеников наказывали физически. Поэтому, как говорят архивы, за 3-4 года обучения школьники едва умели читать по слогам. Крестьяне неохотно отдавали детей в школу, т.к. не видели в этом смысла.
 В 1860-1870 гг. в России наступила эпоха реформ во всех областях жизни. Вопервых, это отмена крепостного права и земельная реформа. Во-вторых, военная реформа, по которой была введена всеобщая воинская повинность. Срок действительной службы устанавливался в 6 лет для неграмотных, в 4 года для имеющих начальное образование, в 1,5 года для людей со средним образованием, в 0,5 года — с высшим. Реформа вызывала уважение к образованным и просто грамотным и являлась стимулом к тому, что крестьяне стали более охотно, чем раньше, отдавать своих детей в школу. В-третьих, были созданы органы местного самоуправления — земства, кото-рым было дано право открывать школы, больницы, агрономическую и вете-ринарную службы и др.
Министерством народного просвещения была проведена реформа, по которой система народного образования включала в себя четыре типа учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназию, университет. Было положено начало женскому образованию: женские училища, гим-назии, женские курсы. Финансовое обеспечение: средства от сословий и го-родских обществ. Их поступило немало: от губернатора до крестьян. Образование стало более доступным для всех слоёв населения.
По реформе были созданы школьные округа. Богородский район входил в Нолинский округ.
 Во второй половине ХIХ века в России произошёл подъём культуры, вызванный значительными сдвигами в экономике, политике, социальной жизни страны. Возникла большая потребность в грамотных, образованных людях. Созданные органы местного самоуправления начали работу по просвещению народа. В сёлах и деревнях стали открываться земские и начальные училища: в 1865 — в с. Рождественское, в 1869 г. — в с. Ошлань, в 1871 г. — в с. Хороши, в 1908 г. — в с. Богородское. Эти училища со временем стали смешанными, т.е наряду с мальчиками, стали обучаться и девочки — так дешевле. Кроме мужчин, появились учителя и наставники женщины, выпускницы гимназий. История сохранила имена некоторых из них: Вера Семёновна Чермных (Богородская школа), Софья Ивановна Большагина (Ухтымская школа).
Были открыты земские училища и в деревнях с большим населением: в деревнях Ходыри, Ворсик, Таранки, Туманы, Полом. В 1903 году начались занятия в мужской ремесленной столярно-токарной мастерской, открытой земством в с. Богородское.alt
В земских начальных училищах ученики обучались три года. Изучали Закон Божий, чтение, письмо, арифметику, пение. Давались сведения по истории и географии. Сначала писали на грифельных досках карандашами, гусиным пером по бумаге, а позднее — ручками с железными перьями.
За качеством преподавания следила Земская управа, инспекторы народных училищ.
По данным архива, члены Нолинской земской управы, проверяющие в 1869 году работу училищ, отметили среди лучших Лобанское и Ошланское.
Учитель Ошланского земского училища М. Пешков устроил при школе опытное поле и огород, где ученики под его руководством собирали хорошие урожаи. Это было новшество, подобных опытных участков по Нолинскому округу было всего три.
За счёт земства при школах были созданы небольшие библиотеки, при-обретались учебные пособия, учебники, тетради.
К сожалению, почти все земские училища располагались в нанимаемых помещениях, но постепенно за счёт земств и на пожертвования частных лиц стали строиться школьные здания. В 1895 году построена двухэтажная деревянная школа в с. Ухтым, а в 1913 году возведена трёхклассная каменная.
 На обучение одного ученика земство отпускало деньги в сумме 6 рублей в год. Обучение было бесплатным. Но, несмотря на старания земства, население в основной своей массе оставалось безграмотным. Велик был отсев учащихся: примерно 20% выбывало из классов по разным причинам, в основном, из-за бедности и невежества родителей. Половина детей школьного возраста вообще не была охвачена учёбой. Например, в Богородском училище обучалось всего 12 детей. Учителя мало занимались воспитанием своих подопечных, стояли в стороне от жизни народа.
С приходом в школы учителей со специальным педагогическим образованием, преподавание становилась более качественным и демократичным.
С 1915 года учителям было разрешено проводить с населением беседы, громкие чтения газет, что давало возможность нести в массы правильное толкование событий, происходивших в стране.
Выпускникам училищ, сдавшим экзамены, выдавалось свидетельство, по которму они имели право на льготу по службе в армии. Они могли продолжить обучение в гимназии, реальном училище.
Так, земские училища, выполняя просветительскую функцию, внесли значительный вклад в развитие народного образования.
Обсудить

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: