Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА КАРАУЛ. (к 90-летию района)

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА КАРАУЛ. (к 90-летию района)

28 май 2019, Вторник
4 431
0
В нынешнем, 1966 году, исполняется 220 лет селу Караул, первоначально называвшемуся Верхокосинское. Говоря о возникновении села, как местного церковного центра среди удмуртского населения, кратко расскажем об истории за­селения земель по реке Косе.

До середины XVII века обширный левобережный край средней Чепцы с ее притоками от речки Пыжи по Филипповке, М.-Кордяге, Косе с притоком Ухтымкой, Святице был очень мало заселен.

На всем этом огромном пространстве в первой половине XVII века упоминаются лишь 6 починков и одно займище. Починок Рудинскпй (Северюхина и Черемискина), починок Бегччевский (Ардашева), починок Широкова, починок удмурта Золотарева па речке Пыже, починок удмурта Возиска Пунгина на реке Косе, попчинок Дубовцева и Зорина на Ухтымке и займище татарина Треньки Баженова.

В 1637 году монастырским крестьянин Филипповской слободы Пахом Титовпч Кощеев с товари­щами подали челобитное прошение царю Михаилу Романову об отдаче им всего обширного края под оброк, ссылаясь на то, что указанные земли никому не принадлежат.

С опровержением челобитном Кощеева к царю обратились Карийские татары и удмурты, доказывая, что в этих лесах они занимаются охотничьим и бортническим промыслом и платят государству 500 рублей.

По первым двум челобитным прошениям Кощеева, царь дал хлыновским (Вятским) воеводам указание, произвести розыски. Путем опроса 226 человек, земли были признаны, как не принадлежащие никому, и тогда, в 1648 году были устроены на эту землю торги между удмуртами и русскими.

Кто согласится больше платить оброка. Удмуртские старосты: Шедушко Сизин, Шедушко Будни, Васька Хомутов, Петрушка Кпбпшев прибыли в Хлынов, но ознако­мившись с приказом, от торгов отказались. Кощеев с товарищами согласились за спорные земли платить оброку по 30 рублей 20 алтын и две денежки в год, и стрелецких денег ежегодно по 30 рублей 25 алтын и две денежки.

Еще в период спора о землях на средней части рек Косы и Святицы, появились многочисленные русские починки. В 1643 году было основано село Коса, а в 1651 году — село Святица. Чтобы прекратить споры, Кощеев 7 ноября 1652 года заключил с Верхокоейискими удмуртами мирное соглашение о возвращении им земель по верховьям Косы и Святицы.

Удмурты и татары, приезжающие из Каринского стана, основывает в середине XVII века своп деревни и починки по правому берегу Косы. В переписи населения в 1648 году указывается, что все удмуртские селения находятся на вновь расчистных местах. Например, «Новорас-чистный починок на устье р. Ухтым».

Записано, что в нем 9 дворов с фамилиями Едигаревых, Андреевых, Пориных, Починых, Булдаковых. Далее называются: новая. деревня Поля, новый починок в Городищах. Названы были и две татарских деревни Шахровка и Ярославская. В этих деревнях жили и русские Одинцовы, Лысковы, Плетепевы.

К концу 17 века территория но рекам от Пыжи до Святицы и от Ошланки по Лобани, Ухтымке до верховьев Косы и Святицы была уже густо заселена русскими и удмуртами.

В епархиальных ведомостях за 1876 год указывается, как близко располагаются друг от друга удмуртские деревни Астрахань, Сибирь, Чугуй, Чурмыт, Ключи, Поля, Березник, Городище, Ухтым (Караул) и татарские поселения: Дворищенское, Вострежанское, Чурмыжское. Впоследствии татары разъехались из этих селений.

В 1703 году при основании села Ухтым (оно предполагалось быть построенным у деревни Вотской, т. е. Отятской, на полпути к селу Караулу) удмурты воспротивились выбору места, и тогда село было основано на свободной земле, где и стоит поныне.

Н. Шулепов
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Мы в соцсетях
Войти через: