ВОЕННОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА БЕЗДОРОЖЬЕ (из архива сайта)
Исторические хроники
Военное наступление на бездорожье
В 2013 году отмечается 25-летие с начала реализации государственной программы строительства и реконструкции автомобильных дорог нечерноземной зоны РСФСР в Кировской области. В далеком сейчас 1988-ом году был образован военный дорожно-строительный корпус, состоящий из четырех бригад, которые дислоцировались в Котельниче, Яранске, Зуевке и Кильмези. Объемы выполненных работ впечатляют: всего за пять лет было построено 2000 километров дорог с твердым покрытием. Сегодня о подобном область может только мечтать.
Дороги дороги, а бездорожье еще дороже
Проблема бездорожья в этот период, как говорится, назрела. Вот выдержка из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 февраля 1988 г. N 272: «…в нечерноземной зоне РСФСР потребность в дорогах общего пользования с усовершенствованными типами покрытий обеспечена только на 50%, а во внутрихозяйственных дорогах - на 6%. Не обеспечивается своевременный вывоз с полей сельскохозяйственной продукции, доля транспортных издержек в ее себестоимости достигает 40%, а прямые потери - 15 процентов…».
Суть народной пословицы «дороги дороги, а бездорожье еще дороже» богородчане постигли на собственном горьком опыте. Грунтовая дорога, разбитая автомобильным транспортом, весной и осенью отрезала наш район от окружающего мира. Основным сезонным транспортным средством являлся «господин трактор». Даже если он не вез людей и грузы, то «дежурил» в гиблых местах, вытаскивая увязшие по капот автомобили, автобусы.
Потери от бездорожья были немалые. К примеру, на доставке молока в колхозе имени Кирова в те годы было задействовано 3 трактора, в том числе один из них Т-150. Замена автомашины трактором МТЗ-50 в течение одного часа приносила добавочно затрат на 2 рубля 50 копеек (в ценах того времени). А несвоевременность доставки продукции, ее порча вели к прямым убыткам.
В районе бывали годы, когда, в основном из-за бездорожья, фонды минеральных удобрений выбирались только на 40-50%, а это - тысячи тонн недополученного зерна. Десятки тысяч рублей штрафов заплачено за простои вагонов и несвоевременный вывоз стройматериалов, топлива. Часть их вообще не дошла до района и была либо перераспределена, либо разворована.
Воспоминаниями о том, как в наш район вводилось подразделение бригады, поделился Андрей Борисович Мокшин, бывший тогда молодым офицером (ныне - заведующий богородской хоккейной коробкой). В тот период Андрею Борисовичу было 27 лет, за плечами - 9 лет службы в различных воинских частях.
- Дорожно-строительная бригада была сформирована на базе Львовского учебного центра и состояла из четырех батальонов. В июне 1988 года военизированным эшелоном личный состав бригады и часть техники прибыли в г. Зуевку, где разместился главный штаб. Два батальона дислоцировались в Зуевском районе, по одному - в Богородском и Фаленском районах.
Какое первое впечатление от района? Сплошное бездорожье. Вместе с общим обмундированием всем военнослужащим сразу были выданы высокие резиновые сапоги.
- Грязь стояла непролазная, - вспоминает он. - Для примера, к столовой (времянке) пищу доставляли из варочного цеха на тракторе Т-150. Ни на чем другом было просто не проехать!
В первый год пребывания в Богородском районе военные строители осуществляли обустройство воинской части. В летний период жили в палаточном городке, который разместился рядом с территорией ветстанции. Работали, как говорится денно и нощно, уже к зиме были построены казармы, проведен водопровод, канализация, подключены котельные. Мыться солдаты ходили в общественную баню, стирать белье возили в Нолинский район.
В дальнейшем на территории воинской части были построены еще пять строений (для размещения командного пункта, штаба, взвода охраны, взвода материального обеспечения), а также столовая, медпункт, начато строительство клуба. Кстати, в части был создан вокально-инструментальный ансамбль, который радовал богородчан своими выступлениями.
В общей сложности территория части занимала около 5 гектаров. Рядом с ней всего за год выросла улица Советской Армии, где поселились семьи офицеров. Строительство жилых домов осуществляла Богородская межрайонная строительная организация (МСО).
Дорога стала прямее и короче
К строительству дорог военные приступили весной 1989 года. К этому времени было получено около 60 единиц техники, в их числе: 35 КАМАЗов, бензовозы, ЗИЛы, дизельные тракторы, тракторы Т-150 и «Кировец», краны КрАЗ, грейдеры, скреперы, асфальтоукладчик, дорожный каток.
Автомобильная рота осуществляла доставку щебня из г. Зуевки. Асфальт производили сами - силами воинской части был построен асфальтобетонный завод.
Первый асфальт был уложен на участке от здания Богородского райпо до автостанции. В общей сложности, за время пребывания на территории района, военными было построено 14 километров дороги с асфальтовым покрытием (в сторону города Зуевки до деревни Чирки). Это небольшое расстояние сейчас машины преодолевают за полчаса, а тогда ездили по 1,5 часа.
Следует отметить, что дорогу предстояло выпрямить – проложить абсолютно новый дорожный участок. Для этого, военнослужащими был спущен пруд, зеркало которого составляло 1-2 гектара, вырублена лесная просека, протяженностью около полукилометра. Объем работ был выполнен немалый, если учесть, что деревья солдаты пилили вручную, обыкновенной двуручной пилой. Срубленные деревья доставлялись в воинскую часть на пилораму.
Дорога стала короче, прямее, такой, какая она есть сейчас. В настоящее время она не в лучшем состоянии, но это уже свое дело сделало время и многолетнее недофинансирование на содержание дорог.
В 1992 году воинская часть была переведена в п. Магдачи (Амурская область). В течение полугода охрану военного городка осуществляли военнослужащие из зуевского батальона. Затем было принято решение о его передаче местным властям.
Стройбат - элитные войска
В общей сложности в части служили около 400 солдат, 40 офицеров и прапорщиков. Первым командиром батальона был майор Харкевич. Личный состав части был многонациональным. Служили узбеки, азербайджанцы, грузины, армяне, молдаване, белорусы, украинцы. Русских было не более 50 человек.
Андрей Борисович с улыбкой вспоминает, как во второй призыв в часть прибыли москвичи:
- Перед отправкой их напутствовали, что им «повезло - довелось служить в элитных войсках. Им доверена почетная миссия, осуществлять строительство дорог в Нечерноземье».
Вот намучились потом с ними… Они же требовали соответствующих - элитных условий службы.
Переплелись дороги, судьбы…
Много человеческих судеб переплелось во время дислоцирования в нашем районе воинской части. Немало военнослужащих, проходивших службу в этой части, нашли свою любовь, создали семьи. Кто-то остался в Богородском районе навсегда, просто потому, что «понравилось здесь».
Переплелись дороги, судьбы…
Много человеческих судеб переплелось во время дислоцирования в нашем районе воинской части. Немало военнослужащих, проходивших службу в этой части, нашли свою любовь, создали семьи. Кто-то остался в Богородском районе навсегда, просто потому, что «понравилось здесь».
Многие девчонки использовали предоставленный судьбой шанс уехать из глубинки в город - на родину избранника. Жизнь у всех сложилась по-разному, но это уже, как говорится, совсем другая история.
газета ЗАРЯ от 5 декабря 2013 года. Светлана МЕТЕЛЕВА.
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (8)