Костяево (краткие сведения из двухвековой истории деревни)

Первоначально деревня Костяево возникла как займище Костяевское, что над ключом речки Берёзовки (позднее починок Костяевской над Талым Ключом Берёзовки).

Займищами в XVII-XVIII веках на Руси называли заимки, как особый тип населенного пункта, как правило, с одним двором и «земельным участком, занятым кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий»
 
Скриншот. Для просмотра нажмите на изображение.

Костяево  (краткие сведения из двухвековой истории деревни)

Займище Костяевское основал приблизительно в 1762-1763 году Иван Васильев сын Костяев, который перешел сюда вместе с братом Владимиром перед 3-ей ревизией из деревни Отяцкой (в ХХ веке - дер. Вочкари Ухтымского сельсовета), что на реке Ухтымке недалеко от впадения в нее реки Пихтовки. Иван и Владимир были внуками Ярофея Кирилова сына Костяева, в свою очередь «перешедшего собой в починок Григория Черемискина, что словет Отяцкой» из починка Костяевского на речке Филипповке, который, в свою очередь, основал их прадед Кирилл Максимов сын Костяев в промежутке между 1661 и 1678 годами.

По данным 3-ей ревизии в 1764 году Ивану было 33 года, а Владимиру - 19 лет. Иван был женат на Евдокие Ананьиной дочери Пантюхиной (36 лет), взятой в замужество из починка Большого Франдинского у черносошного крестьянина. У них были три дочери: Анна (11 лет), Евдокия (8лет) и Матрона (3 года). Владимир, не смотря на свои 19 лет, уже был женат на Харитине Алексеевой дочери Чуриной (21 года), взятой в замужество из починка Рыбинского (позднее дер. Пашкичи) у черносошного крестьянина. У них была дочь Агафью - полугоду.
 
Скриншот. Для просмотра нажмите на изображение.

Костяево  (краткие сведения из двухвековой истории деревни)

Вместе Иваном и Владимиром Костяевыми (или вслед за ними ) в займище Костяевское из дер. Отяцкой перешел и Иван Артемьев сын Шавкунов (19 лет) с братьями: Перфилой (7 лет) и Дмитрием (3 года).

Таким образом по 3-ей ревизии в 1764 году в займище Костяевском было два двора (Костяевы и Шавкуновы), в которых проживало 11 чел (5 душ м.п., 6 душ ж.п.).

Спустя почти 20 лет к 1782 году (4-ая ревизия) численность населения возросла до 49 чел. Наряду с Костяевыми и Шавкуновыми в займище значились один двор Зворыгиных - 8 чел., один - Хардиных - 2 чел., один - Мерзляковых - 3 чел.

Следует отметить высокую смертность в 1783-1791 годах. Зафиксирован факт  ссылки в 1789 году в возрасте 31 года Перфилы Артемьева сына Шавкунова, то есть родного брата Ивана Шавкунова – одного из первых поселенцев в займище Костяевском.

Сын Владимира Костяева Иван, родившийся в 1767 году, в возрасте 21 года (в 1788 г.) был отправлен в рекруты. А в 1856 году после ликвидации института кантомистов (особого воинского сословия) в д. Костяево прибыл, исключенный из кантонистов, Семен Алексеев сын Костяев в возрасте 36 лет. Как оказался Семен Костяев в кантонистах, особом «сословии  лиц, принадлежащих со дня рождения к военному ведомству и в силу своего происхождения обязанных военной службой»? И какая связь взятого в рекруты Ивана и исключенного из кантонистов Семена? Все это остается пока неизвестным.

По данным 1858 года (10-ая ревизская сказка) в дер. Костяево было 10 дворов, в которых проживало 115 чел. При этом на род Костяевых приходилось 5 дворов с 43 жителями.

Деревня Костяево своей максимальной численности (136 жителей) достигла к 1891 году, когда в ней было 19 семей, в том числе: Костяевых – 9 семей, Зворыгиных – 4, Шиляевых – 3, Шавкуновых – 2, Хардиных – одна семья (данные «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина).

В последующие годы численность населения деревни стала сокращаться. По данным переписи 1926 года в деревне проживал 81 житель, хотя число домохозяйств (19) осталось на том же уровне. Средний размер семьи относительно 1891 года уменьшился с 7 до 4 чел.

Наибольший отток населения из деревни Костяево, как и большинства других населенных пунктов Богородского района, произошел в послевоенные годы. К 1968 году в деревне не осталось ни одного жителя. Последними жителями, покинувшими деревню, были Ефим Ефимович Костяев со своей женой Авдотьей и моя двоюродная тётя - Пелагея Степановна Северюхина (Костяева).

Деревня просуществовала лишь немногим более 200 лет и, выполнив свою миссию, исчезла с лица земле, «канув в лету».

Использованы источники: Российский государственный архив древних актов. Фонд 350. Опись 2. Дело 3907. Л.520-521. Данные ГАКО по 5-ой и 10-ой ревизской сказке.

Более подробно информацию о деревне Костяево можно посмотреть на сайте краеведческого портала «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/56093

24.05.2017 г. А.И. Костяев – профессор, академик РАН
Похожие новости
История возникновения деревни Вочкари – форпоста освоения соседних территорий

История возникновения деревни Вочкари – форпоста освоения соседних территорий

Во второй половине XVII века, особенно после переписи населения Вятской земли 1678 года, шел процесс активного заселения пустующих земель Филиповой слободки, где временно государственные
История основания деревни Бали (Большие Бали)

История основания деревни Бали (Большие Бали)

Починок Балинский (в последствие деревня Бали) был основан в период между 1747 г. (2-ая ревизия) и 1763 г. (3-я ревизия) и административно относился к Ухтымскому десятку Архангельской волости
Когда и кто основал деревню Ложкино?

Когда и кто основал деревню Ложкино?

Починок Лошкинской (позднее деревня Ложкино) Филиповой слободки Архангельской волости Ухтымского десятка был основан в промежутке между переписями населения 1747 года (2-ая ревизия) и 1763 г. (3-я
Из истории возникновения деревни Шелемети

Из истории возникновения деревни Шелемети

Починок Шелеметевской возник после 1750 года совсем нетипичным для здешних мест способом. Все деревни и починки Ухтымского десятка Архангельской волости Филиповой Слободки, на территории которого
Из истории села Караул

Из истории села Караул

В нынешнем, 1966 году, исполняется 220 лет селу Караул, первоначально называвшемуся Верхокосинское. Говоря о возникновении села, как местного церковного центра среди удмуртского населения, кратко
Комментарии
  1. В "Книге Памяти" Богородского района значится "КОСТЯЕВ Максим Кондратьевич, 1906 г. р., уроженец д. Костяево Вепревского с/с, красноармеец, стрелок, пропал без вести 12 июля1943 года".

    Какой-либо дополнительной информации в базе данных Министерства обороны РФ о нахождении Костяева Максима Кондратьевича в рядах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны нет.

    В 1920-30 годы Максим Кондратьевич вступил в ряды ВКП(б), был коммунистом и работал председателем колхоза в д. Костяево, являясь членом Пленума Богородского райкома ВКП(б). 

    Недавно я получил архивную справку из ГАКО следующего содержания: "В архивном фонде Вятской духовной консистории в метрической книге Покровской церкви с. Ухтым Глазовского уезда за 1900 год под порядковым номером 50 имеется актовая запись, что у крестьянина деревни Костяевской и его законной жены 20 апреля 1900 года родился мальчик Максим, крещён 23 апреля.
    Родители: отец - Костяев Кодрат Фёдоров; мать - Стефанида Петрова".
    Восприемник - "той же деревни крестьянин Евфимий Романов Костяев"
    Таинство крещения совершили "священник Николай Фёдоров с псаломщиком Анатолием Ардашевым"
    Источник: ф. 237,оп. 227, д.1125, л.183 об.-184.

    Может быть уточнение даты рождения (не 1906 г., а 1900 г.) позволит получить хотя бы какие-либо сведения о "пропавшем без вести" красноармейце-стрелке Костяеве Максиме Кондратьевиче. Примечательно, что дата его пропажи - 12 июля 1943 года - начало знаменитого Прохоровского танкового сражения.


  2. Архивная справка из ГАКО позволяет сделать коррективы в приведённый выше комментарий, который я привел пользуясь устными рассказами своего отца, которому на момент смерти своих родителей было всего 6 лет.
    Приведу выдержку из этой справки: "В архивном фонде Вятской духовной консистории в метрической книге Покровской церкви с. Ухтым Глазовского уезда за 1918 год имеются следующие записи о смерти крестьян с фамилией Костяевы":
         - "гражданка дер. Костяевской Ивана Гаврилова Костяева дочь Анастасия", 1 год (дата смерти 10 октября, дата погребения 10 октября);
          "гражданка дер. Костяевской Мария Дмитриевна Костяева, 28 лет (дата смерти 14 октября, дата погребения 17 октября);
          - "гражданин дер. Костяевской Фёдор Степанов Костяев, 85 лет (дата смерти 13 октября, дата погребения 17 октября);
          - "гражданин дер. Костяевской Кондратий Фёдоров Костяев, 42 года (дата смерти 13 октября, дата погребения 17 октября);
           - гражданин дер. Костяевской сын Кондратия Костяева Василий", 2 года (дата смерти 16 октября, дата погребения 17 октября);
           - гражданка дер. Костяевской жена Кондратия Костяева Степанида Петрова  Костяева, 40 лет (дата смерти 16 октября, дата погребения 17 октября);
           -  гражданка дер. Костяевской Парасковия Митрофанова Костяева, 52 года (дата смерти 17 октября, дата погребения 19 октября).
    Во всех случаях указана причина смерти - "от испанской болезни";
    кто совершал погребение и где погребён - "родные в с. Ухтым на приходском кладбище".        Таким образом, 17 октября 1918 года в одну могилу были положено не 10, а 5 человек, в том числе мой 85-ти летний дед Фёдор, мой 42-х летний дед Кондрат, моя 40-ка летняя бабушка Степанида, мой 2-х летний дядя Василий.

           Источник: фонд 237, опись 227, дело 1133, лист 380 об.-383.           


  3. Результаты Первой Всероссийской переписи населения 1897 года по деревне Костяево показывают, что в конце позапрошлого века государственные черносошные крестьяне, к сословию которых относились практически все наши предки, не были забитыми, беспросветно живущими существами.
        Так, например,  мой прадед - Костяев Фёдор Стефанович на момент переписи имел деревянный дом, крытый деревом, умел читать (обучался дома), имел побочное занятие столяра.
        Его родной брат - Костяев Роман Стефанович также имел деревянный дом, крытый деревом, умел читать (обучался дома), имел побочное занятие кузнеца.
        Ещё один брат Костяев Иван Стефанович жил в доме брата Романа и также умел читать (обучался в земской школе села Ухтым), имел побочное занятие портного.
        Промыслы столяра, кузнеца и портного позволяли иметь определенный доход для поддержания крестьянского хозяйства и уровня жизни своих семей.


  4. Все Костяевы, когда то родившиеся в деревне Костяево или же их дети, которые появились на свет где угодно, хоть в Америке, имели своим дальним предком Василия Ярофеева сына Костяева. А далее общий корень раздваивался. Одни Костяевы пошли от Ивана Васильева сына Костяева, а другие от его брата Владимира. Ветвь "дерева" к которой отношусь я пошла от Владимира в следующем порядке: Алексей Владимиров сын (1775 г.р.) - Наум Алексеев сын (1794 г.р.) - Стефан (Степан) Наумов сын (1827 г.р.) (мой прапрадед) - Фёдор Степанов сын (1847 г.р.) (мой прадед) - Кодрат (Кондрат) (1876 г.р.) (мой дед) - Иван (1912 г.р.) (мой отец). Все они родились в деревне Костяево. Мой прадед Фёдор, как зафиксировала 1-ая Всероссийская перепись населения 1897 года, умел читать и был столяром. Его инструменты и столярные изделия (треугольный стол, обеденный стол с точёными ножками) до сих пор хранятся у меня как реликвия, перекочевав с Вятки в Питер. Прадед Фёдор в Покровской церкви села Ухтым, как столяр, делал резные оклады к иконам и покрывал их сусальным золотом. Мой дед Кодрат (Кондрат) в возрасте 42 лет 13 октября 1918 года умер вместе с моей бабушкой Степанидой от гриппа "испанки", эпидемия которого "гуляла" по всему миру. От испанки в эти дни умерли многие родные и соседи в д. Костяево. В одну "братскую" могилу на кладбище села Ухтым положили более 10 покойников. Мой отец Иван Кондратьевич в возрасте 6 лет остался круглым сиротой и жил со своим братом Максимом, которому было тоже всего 12 лет. После ВОВ Иван Кондратьевич поселился в соседней деревне Черемисы (в 2 км. от Костяево), где уже в 1946 году родился я.
     
     

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: